Разработка внеклассного мероприятия Интеллектуально — познавательная игра «В мире птиц».3 класс


Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц».
Цели:
проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: фотографии птиц; сочинения «Почему надо охранять природу (птиц)?»; скворечники, изготовленные родителями, проектор мультимедиа, презентация, звуковое сопровождение. Количество участников: в команде по 4-5 обучающихся
Возраст: 3-4 классы
Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок»
1.уч-к
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю всё, о чём поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнёзда разорять не смей!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери- зачем тебе они ?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад-
2 уч-к
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет-
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей , малиновка и дрозд.
Ты гнёзда разорять не смей.Не трогай птичьих гнёзд.
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят!
Учитель: Ребята, я думаю , вы уже поняли что разговор пойдёт о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течении года экологической тропы, наблюдая за птицами.
Весь класс разделён на 4 команды.
Учитель: наши команды представляют разные группы птиц.
Задание 1. Защита названия своей команды.
( Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ)
1.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. ( Цапля)
Ответ: Цапля – это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это даёт ей возможность ловить корм, не намокая
2. Кто в беретке ярко – красной?
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Ответ: дятел – это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещинок коры.
3. Угадайте, что за птичка?
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Ответ: Ласточка – это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья ,раздвоенный хвост – руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.
4.На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу,
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. ( Орёл)
Ответ: Орёл- хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её , а клювом разрывают её на части.
Подводятся итоги : чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны – жаворонки.
Задание 2. Разминка.
Учитель: Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая подняла руку, за каждый правильный ответ – жетон.
1. У какой птицы самый длинный язык – 15 см. ( Дятел)
2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица – ремез)
3.Самые быстрые птицы? ( Сокол – 300км/ч, стриж 170 км/ч)
4. Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)
5. Самая крупная птица в Европе? (Лебедь)
6. У какой птицы самое большое гнездо ? ( Орёл)
7. Птица – рыболов? ( Цапля, пеликан, чайка, орлан)
8. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? ( Иволга)
9. По чему птицы летают? ( По воздуху)
10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? ( Подождать, когда она улетит)
Задание 3. Тройне решето.
По трём подсказкам определить название птиц( задание даётся капитанам команд)
1.
А) обитает в лесах
Б) питается насекомыми;
В) выдалбливает домики для других птиц (Дятел)
2.
А) обитает в воде
Б)питается подводными частями растений;
В) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.(Лебедь)
3.
А) обитает в пойме рек, зарослях;
Б) питается насекомыми;
В) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц (Кукушка)
4.
А) обитает в лесах гнездится в оврагах, балках;
Б) питается насекомыми и грызунами;
В) ведёт ночной образ жизни (Филин)
В это время членам команд предлагалось послушать запись « Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.
Задание 4 Послушаем птичьи разговоры.
Кто как спит?
- Ты, заяц, как спишь?
- Как положено – лёжа.
- А ты, тетерев, как?
- А я сидя
-А ты, цапля?
- Я стоя.
-Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, Удобнее всех отдыхаю
- Как же спит летучая мышь? ( Вниз головой)
2. Сорока и снегирь.
- Эй, увалень, как звать – то тебя?
Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?
- Нет не воды, а …
- Что набрал в рот снегирь?
Ответ: Рябину.
Крот и Филин.
– Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?
– Могу, крот, могу, я такой.
– Неужто и зайчонка проглотишь?
– И зайчонка протолкну.
– Ну, а ежа? Хе, хе…
– Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?
Ответ. Да, а колючки выплюнет.
4. Сорока и оляпка.
– О – о – ой! Оляпка, никак купаться вздумала.
– И плавать, и нырять.
- А не замёрзнешь?
- У меня перо тёплое.
- А не намокнешь?
- У меня перо водоотталкивающее.
- А не утонешь?
- Я плавать умею.
- А-а-а, проголодаешься после купания.
- Что ответила оляпка?
Ответ. А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня ещё называют водяным воробьем
Задание 5. Четвёртый лишний
Учитель зачитывает вопросы , дети выбирают правильно ответ .
Какие из перечисленных птиц зимующие , а какие перелётные ? ( Синица , снегирь , дятел ; грач . )
Среди этих птиц одна не певчая . (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)
Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)
Эта птица не обитает в Волгоградской области. ( Дрофа, щегол, скворец , колибри.)
Задание 6 . Узнай птицу ( по описанию и найди её изображение) .Это задание для двух участников команд .
Птица эта имеет серое оперение туловища , но голова , крылья и хвост у неё чёрные . Клюв у неё длинный , прямой . Голос грубый и резкий . Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области .
Ответ : Ворона .Спинка у неё голубовато- зелёная , а брюшко рыжее . Величиной с воробья , толстенькая бесхвостая , зато нос длинный и прямой . Отличный рыболов. Ответ: Зимородок
2.Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки. Весь пёстрый. Ответ: Дятел
Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами – белая полоска. Горлышко ярко – чёрное, грудка – красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещённый солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк. Ответ: горихвостка
Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в тёмных пестринках. Гнёзда не вьёт. Ответ: Кукушка
Сверху она вся чёрная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка. Ответ: Ласточка.
Головка в чёрной шапочке. На шее и груди длинный чёрный галстучек. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка ярко – жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. Ответ: синица.
Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья тёмно – коричневые. Под шейкой большое чёрное пятно. Ответ: воробьи
Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами , пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.
Приметы.
1.Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.
2 Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
3 Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
4 Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев- к холодному лету
5 Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели.
Пословицы.
1 Соловья баснями не кормят .2 Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
3 Ворон ворону глаз не выклюет .4 . Гуси летят с Руси , а сороки с Запороги .
5 . Журавль летит высоко , видит он далеко .
6 . Журавль летит с моря – убавит нам горя .
7 . Жаворонок к теплу , а зяблик к стуже .
8 . Куда сова глядит , туда ей и лететь .
9 . За обедом соловей , а после обеда воробей .
10 . Одна ласточка весны не делает .Задание 7 3 птицы .
( По форме клюва определи , чем питается птица . )
Ответы :
1 . Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей .
2 . Короткий и прочный позволяет раскалывать твёрдые семена и орехи .
3 . У хищной птицы клюв крепкий , изогнутый , им удобно отрывать куски мяса .

1 . Угадайте , что за птичка ? 5 Серое пёрышко -
Тёмненькая невеличка Золотое горлышко. (Соловей)
Беленькая с живота ,
Хвост раздвинут в два хвоста 6. Умывается росой,
(Ласточка) Крылья с жёлтой полосой.
2 . Озорной мальчишка Он наряден, а не гол-
В сером армячишке , Птица певчая …(щегол)
По двору шныряет , 7. Известно с давних времён,
Крошки собирает . (Воробей) Что эта птица почтальон (голубь)
3 . Врач лесного царства 8.Без рук, без топорёнка Лечит без лекарства .(Дятел) Построена избёнка(Гнездо)
4 . Всю ночь летает , 9.Эта хищница болтлива,
Мышей добывает , Воровата, суетлива.
А станет светло , Стрекотунья, белобока,
Спать летит в дупло(Сова) А зовут её …(сорока)
Подведение итогов.
Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.