Урок по литературе «Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Есенина»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум»






Урок по литературе
«Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина»
(с использованием технологии развития критического мышления).











Выполнила преподаватель
гуманитарных дисциплин
Богданова Галина Александровна




















2013
Тема занятия: Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина.

Цели:
Развивающая: развитие навыков информативного чтения, эстетического восприятия мира, творческих способностей.
Задачи:
- развитие учебно-информационных умений и навыков;
- формирование умения работать в команде и самостоятельно;
- развитие критического мышления у студентов.

2. Познавательная: расширение знаний о жизни и творчестве С.А.Есенина:
- постижение творческого пути поэта и тех противоречий, которые определили драматизм его лирики;
- отслеживание эволюции темы Родины в творчестве Есенина.

Задачи:
- постижение специфики лаборатории художника слова, т.е. особенности
поэтического языка в его стихах;
- осмысление личного отношения к прочитанному;
- совершенствование навыка анализа лирического произведения в единстве
формы и содержания;
- обучение выразительному чтению.

3. Воспитательная:
Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы. Пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии.
Задачи:
Формировать у студентов сознательное отношение к происходящему.
Способствовать формированию речевой культуры.
Методическое обеспечение:
С.А.Есенин. Автобиография.
Раздаточный материал: автобиография (1925г.), текст стихотворения и план анализа.
Тест.
Мультимедийная презентация.
Эпиграф: Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С. Есенин
Ход занятия.
I. Организационно – мотивационная часть занятия.
II. Вызов
А. Мотивация 1 Чтение отрывков из стихотворений Есенина (индивидуальное опережающее задание группе студентов). 2  Кто автор этих строк?  3  Как вы догадались, что это стихи Есенина?  4  Какие произведения поэта вам известны? 
Б. Целеполагание. Прием « Таблица ЗХЧ».
Знаю
Хочу узнать
Что узнал нового





Работа над 2-мя колонками таблицы
II. Осмысление.
1. Прием ИНСЕРТ. Чтение  «Автобиографии» Есенина.
Задание. Внимательно прочитайте автобиографическую заметку С.А.Есенина «О себе» 1925года. Составьте хронику жизни и творчества на основании автобиографических данных самого поэта.  (индивидуальная работа).
Студенты читают текст, делают пометки на полях, затем озвучивают полученную информацию из текста. 
2. Демонстрация презентации «С.А.Есенин».
В ходе обсуждения и презентации все учащиеся делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция»
ранее известное
новое




таблица из двух граф:


3. Сравнительный анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная береза» и С.А. Есенина «Береза» (тексты у каждого на парте. см. Приложение №2).
1) Что позволяет сопоставить стихотворения столь разных авторов?
2) Какие особенности в использовании выразительных средств языка присущи каждому из авторов?
3) Можно ли на основании этого сделать вывод о крестьянских корнях С.А.Есенина (сравните с А.А.Фетом) ?


3. Групповая работа. Чтение и анализ стихов С.А. Есенина по периодам:
«Гой ты, Русь, моя родная» (1914).
«Я последний поэт деревни» (1920)
«Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925) Каждая группа работает над заданием: «Выразительно прочитать стихотворение. Проанализировать его, обратив внимание на то, как развивается тема в данном стихотворении, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворения?» Для каждой группы раздаются карточки: планы анализа стихотворения, которые они заполняют.

1. Название стихотворения


2. Год написания.


3. Темы(ы), проблема(ы).


4. Особенности композиции.


5. Лирический герой. Его чувства и настроение.


6. Цветовой строй.


7. Художественные средства:
-эпитеты-метафоры,
-сравнения,
-олицетворения


8. Вывод

Какие вопросы во время анализа стихотворения показались сложными, вызвали затруднение?

ранее известное
новое




Студенты прослушивают выступления групп делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция»


Фронтальная беседа.
Сравните раннего Есенина и позднего: как меняется облик родины в его стихах и с чем, по-вашему, это связано? 
Закрепление.
Тест (см.: Приложение №3).
III. Рефлексия.
1. 2. Работа с 3-й колонкой таблицы ЗХЧ.
3. Написание синквейна «Есенин».
1.В первой строчке тема называется одним словом ( существительным)
2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
3.Третья строчка – это описание действия (тремя глаголами)
4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (афоризм)
5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (слово – резюме)
Домашнее задание.
Подготовить к следующему уроку выразительное чтение понравившегося стихотворения С.А. Есенина. Создайте к этому стихотворению обложку: рисунок, символ, словесное описание или коллаж.
Создать проекты ( на выбор) с использованием мультимедийной презентации:
- Есенин - певец русской природы.
- Образ Родины в лирике Есенина.
- Путешествие по биографии С.А.Есенина.
Литература:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.А. Обернихина, И.М.Вольнова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 513-530.
2. Литература: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования /под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013, стр. 18-19, 64-65.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·1.
1) Автобиография С.А.Есенина 1925 года.
О СЕБЕ

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 Ѕ года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчаные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах.

Октябрь 1925
Приложение №2.

А.А.Фет.

* * *

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

1842
С.А.Есенин. БЕРЕЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
1913

Приложение №3.
ТЕСТ
1. Есенин был родом из
А) Петербурга
Б) села Константиново
В) Москвы
Г) Твери

2. Первый сборник стихов С.А.Есенина назывался
А) "Явь"
Б) "Персидские мотивы"
В) "Москва Кабацкая"
Г) "Радуница"

3. Есенина жил в
А) 1895-1925 гг.
Б) 1890-1921 гг.
В) 1893-1930 гг.
Г) 1868-1936 гг.

4. С.А.Есенин был близок к литературному течению, которое называлось
А) символизм;
Б) имажинизм;
В) акмеизм;
Г) футуризм.

5. С. А. Есенин определил отношение к революции так: «В годы революции был на стороне Октября, но»
А) отрицал категорически;
Б) радостно приветствовал;
В) принимал все по-своему с крестьянским уклоном;
Г) не обратил особого внимания.


6. Художественный прием, который использует С. А. Есенин при создании образа лирического героя, безмерно любящего родную землю, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!..»
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля...
называется
А) метафора;
Б) сравнение:
В) эпитет:
Г) гипербола.

7. Средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого порядка слов в предложении
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
называется
А) многосоюзие;
Б) антитеза;
В) инверсия;
Г) анафора.

8. В строках
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь
используется прием, который называется
А) эпифора;
Б) антитеза;
В) инверсия;
Г) анафора.


9. «Литературным крёстным» Есенина ( «С него начиналась моя литературная дорога») был:
А) Н.Клюев;
Б) С.Городецкий;
В) А.Блок;
Г) В.Маяковский.

10. Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к ... Чувство ... - основное в моём творчестве». Речь в цитате идёт о
А) родине;
Б) поэзии;
В) свободе;
Г) любви.
Заголовок 115