Конспект урока по трудовому обучению на тему Сборка самолета 4 класс


Открытый урок
«Сборка самолета»

Цели урока:
-продолжить формирование у учащихся представлений о процессе склеивания различных материалов (на примере древесины и картона) между собой при помощи клея;
-обобщить знания учащихся по теме «Работа с древесиной и картоном»;
-познакомить учащихся с приемами склеивания древесины и картона;
-продолжить формирование у учащихся навыков выполнения разметки, умения обводить детали по шаблону и вырезать по контуру;
-корректировать и развивать связную устную речь путем пересказа учащимися действий в процессе сборки самолета;
-корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук (плавность движений) при разметке заготовки и склеивании деталей самолета;
-корректировать и развивать личностные качества учащихся (навыков самоконтроля, усидчивости, внимания и выдержки) путем выполнения практического задания;
-воспитывать интерес к учебе, самостоятельности.
Ход урока.
I. Оргмомент.Учащиеся занимают свои места около верстаков, поочередно называя какой- либо столярный инструмент.
-Ребята, я предлагаю вам занять свои места за верстаками. Но свое место займет тот, кто назовет мне какой- нибудь столярный инструмент.
- Мы с вами продолжаем работу по теме «Работа с древесиной и картоном».
II. Актуализация ранее изученного материала.
1. Фронтальная беседа (повторение понятий и терминов, записанных в тетрадях).
-Ребята, перед тем, как изготовить самолет, мы с вами составили план работы. Давайте вспомним, какие пункты плана мы записали.
а) подобрать материал.
-Из каких материалов вы изготавливаете самолет? (картон, деревянная заготовка).
б) обвести детали по шаблону.
- А что такое «шаблон»? ( Шаблон в технике — это плоская деталь, по контуру которой изготовляются изделия).
-Чем вы обводили детали по шаблону?
в) вырезать детали по контуру.
-Что такое «контур»? (Контур-очертание (граница) плоской детали или предмета).
-Чем вы вырезали детали по контуру?
г) обработать деревянную заготовку.
-Чем вы обрабатывали деревянную заготовку? (Шлифовальной шкуркой).
д) собрать самолет.
Молодцы! Вы выполнили все пункты плана, кроме последнего.
III. Изучение нового материала.
Чтобы ваш самолет полетел, вам необходимо его собрать. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Сборка самолета». Цель нашего урока - научиться соединять древесину и картон между собой с помощью клея.
Для того, чтобы собрать самолет, вам необходимо выполнить несколько трудовых операций.
(Учитель рассказывает поэтапное выполнение сборки самолета, используя технологическую карту. Одновременно происходит демонстрация сборки увеличенных частей самолета на доске).Вначале необходимо взять деревянную заготовку, которая обозначает корпус самолета. В самолетостроении корпус самолета называется фюзеляж.
На деревянной заготовке необходимо обозначить переднюю лицевую часть самолета. Ее еще называют носовой частью, или «нос самолета». Для обозначения ставим карандашом крестик.
От передней лицевой части самолета с помощью линейки откладываем 80 мм. и проводим карандашом линию.
Прикладываем крыло самолета заостренной частью к линии, а сзади крыла проводим еще одну линию. В самолетостроении применяют как одно цельное крыло, так и крыло, разделенное на две части. На самолете, который вы собираете, устанавливается одно цельное крыло. Переворачиваем заготовку.
К хвостовой части деревянной заготовки прикладываем стабилизатор так, чтобы его заостренный край был направлен в сторону крыла. А ровный край был на одном уровне с краем хвостовой части. Проводим линию по острому краю.
Теперь необходимо соединить детали при помощи клея. При работе с клеем необходимо соблюдать правила техники безопасности:
-клей не нюхать и не подносить ко рту и глазам,
-при склеивании пользоваться кистью,
-остатки клея вытирать тряпкой.
С лицевой стороны наносим клей между линиями и приклеиваем крыло так, чтобы линия на крыле совпадала с центром деревянной заготовки. Плотно прижимаем крыло. Переворачиваем самолет.
Наносим клей между краем хвостовой части и линией. Прикладываем стабилизатор к заготовке так, чтобы линия совпадала с центром деревянной заготовки, а край стабилизатора совпадал с краем хвостовой части. Плотно прижимаем стабилизатор. Название «стабилизатор» тоже используется в самолетостроении. Он обеспечивает устойчивость самолета в полете. Переворачиваем самолет.
Нам осталось приклеить еще одну деталь самолета. Она называется киль. Киль в самолетостроении служит для балансировки самолета. Для этого мы наносим клей на боковую часть деревянной заготовки с правой стороны по размерам стабилизатора. Прижимаем киль. Вместе со стабилизатором киль образует хвостовое оперение самолета, или хвост самолета.
При объяснении я часто употреблял слова «нос», «крыло», «хвост». Где еще вы слышали такие названия? У кого присутствуют такие части тела? Правильно, у птиц, насекомых. А почему? Оказывается, существует такая наука -«БИОНИКА». Это наука о применении в технических устройствах принципов строения и жизнедеятельности организмов. Так, например, в основу строения крыла самолета легло строение крыла стрекозы.
IV. Закрепление материала.
1. Практическая работа
Теперь я вам предлагаю самостоятельно произвести сборку самолета вслед за мной. Но перед этим мы должны с вами отдохнуть и провести физминутку.
Физминутка «Самолет».
Руки в стороны- в полет
Полетит наш самолет.
Сделал правый поворот,
Сделал левый поворот,
Крыльями покачал,
Загудел и задрожал.
Начинается полет,
Полетел наш самолет.
Вот закончился полет,
Приземлился самолет.
(можно прорепетировать сборку самолета на доске)
При сборке самолета мы будем пользоваться технологической картой. Это последовательность действий при сборке изделий.
(Еще раз, но медленнее, демонстрирую этапы сборки самолета. Учащиеся самостоятельно собирают самолет, по очереди комментируя то или иное действие). Первый пункт плана:
1. Разметить деревянную заготовку.
На деревянной заготовке необходимо обозначить переднюю лицевую часть самолета. Для обозначения ставим карандашом крестик. От передней лицевой части самолета с помощью линейки откладываем 80 мм. и проводим карандашом линию.
Прикладываем крыло самолета заостренной частью к линии, а сзади крыла проводим еще одну линию. Переворачиваем заготовку.
К хвостовой части деревянной заготовки прикладываем стабилизатор так, чтобы его заостренный край был направлен в сторону крыла. А ровный край был на одном уровне с краем хвостовой части. Проводим линию по острому краю.
2. Приклеить крыло.
С лицевой стороны наносим клей между линиями и приклеиваем крыло так, чтобы линия на крыле совпадала с центром деревянной заготовки. Плотно прижимаем крыло. Переворачиваем самолет.
3. Приклеить стабилизатор.
Наносим клей между краем хвостовой части и линией. Прикладываем стабилизатор к заготовке так, чтобы линия совпадала с центром деревянной заготовки, а край стабилизатора совпадал с краем хвостовой части. Плотно прижимаем стабилизатор.

4. Приклеить киль.
Для этого мы наносим клей на боковую часть деревянной заготовки с правой стороны по размерам стабилизатора. Прижимаем киль.
5. Установить противовес.
-Ребята, чтобы наш самолет полетел, нам необходимо установить противовес. Сделать его легко. Надо размять небольшой кусочек пластилина и закрепить его на носовой части самолета. Если при полете самолет взмывает ввысь, надо добавить маленький кусочек пластилина. Если самолет пикирует вниз - убрать (отщипнуть) кусочек пластилина.
В конце практической работы вымыть руки!
V. Подведение итогов работы.
(оценка качества выполненных изделий, коррекция недостатков).