Лабораторные работы на уроках биологии с использованием ИКТ


Лабораторные работы на уроках биологии с использованием ИКТПодготовила Учитель биологии Данилова В.А. Компьютерная поддержка предмета биологияИспользование электронных учебников и мультимедийных пособий:CD Энциклопедия “Погода. Растения”;CD «1С. Репетитор. Биология»; Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”: “Биология 6-7”; “Биология 9”; “Общая биология 10-11”.CD «Биология. Человек.» (изд-во «Просвещение»); CD «Экология. Общий курс»;CD «Открытая биология»;СD «1С. Экология» и другие… Использование электронных определителей

Интерактивный лабораторный практикум по биологии. Данное электронное пособие представляет собой ряд интерактивных практических работ и опытов по физиологии растений. Тематика опытов соответствует программе по биологии, автор В.В.Пасечник и учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». В пособии представлен практикум (11 работ) по изучению увеличительных приборов опыты, показывающие основные процессы жизнедеятельности растений. Содержащаяся информация может быть использована при изучении темы «Увеличительные приборы» в курсе «Природа живая и неживая. 5 класс», при изучении раздела «Жизнь растений» в курсе «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.6 класс». Замечательной особенностью данных лабораторных работ является то, что можно сразу наблюдать явления, происходящие в растениях, тогда как в реальных условиях на постановку и проведение опыта требуется время: от нескольких часов до нескольких дней, и как показывает практика не всегда поставленные на уроке, опыты удаются.Заканчивается практикум проверкой знаний по данному опыту и формулированием вывода. В каждой лабораторной работе предусмотрены проверочные задания различного характера: ответ на вопросы, определить части тела животного, собрать картинку по типу «пазла», заполнить таблицу. Лабораторная работа«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.4 – Покройте кожицу покровным стеклом.5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. Приготовление препарата чешуи кожицы лука. Строение клеток кожицы лука Работа в виртуальной лаборатории Работа в виртуальной лаборатории не подменяет традиционную форму проведения лабораторной работы, а делает ее более эффективной Использование программы Power Point для проведения урокаФормула цветка: Ч…Л…Т…П...Цветки яблони дикойЦветки вишни обыкновеннойтычинкипестиклепестки венчикачашелистикиРассмотрите предложенные иллюстрации и назовите особенности строения генеративных органов

Результат информатизации обученияРазвиваются творческие способностиАктивизируется мыслительная деятельностьИндивидуальная траектория обученияПриобретаются навыки работы с интерфейсами обучающих программОсознается инструментальная роль ПКВозрастает мотивация к изучению предметаФормируются навыки самообученияОсознается межпредметное единство Лабораторная работа«Наблюдение митоза в клетках корешка лука» Цель: изучить основные фазы митоза на основании анализа состояния хро­мосом.Оборудование: готовые микропрепараты продольного среза молодого ко­решка лука, микроскоп. Ход работы6 баллов.Рассмотрите и подпишите стадии жизненного цикла клетки.7-8 баллов.Рассмотрите под микроскопом (при большом увеличении) участок продоль­ного среза корешка лука. Найдите на микропрепарате клетки, находящие­ся в стадии интерфазы (они имеют хорошо видимые ядра с ядрышками; хромосомы не видны).Найдите клетки, в которых видны нитевидные хромосомы, расположенные беспорядочно. Используя рисунок, определите фазы деления клеток.Найдите на препарате клетки, находящиеся в метафазе, анафазе и телофазе. Сравните клетки, находящиеся в интерфазе, и молодые клетки, кото­рые недавно вышли из деления. В чем заключается разница между ними?Зарисуйте все фазы митоза, которые пронаблюдали в микроскоп. 9-10 баллов.Ответьте на вопросы:В чем сущность процесса митоза?Можно ли на основании изученного препарата установить последователь­ность фаз митоза? Почему?Какое положение клеточной теории подтверждается результатами лабора­торной работы?Вывод: Сделайте вывод, что представляет собой митоз ЯДРОЯДРЫШКОИНТЕРФАЗА2n ПРОФАЗА4n
ПРОФАЗА4n

МЕТАФАЗА4n








АНАФАЗА4n



АНАФАЗА4n АНАФАЗА4n АНАФАЗА4n



ТЕЛОФАЗА2n2n
ТЕЛОФАЗА2n2n ТЕЛОФАЗА2n2n ТЕЛОФАЗА2n2n 2n2n 31Строения цветка Лилейных.Околоцветник6 лепестков (2 круга)Тычинки6 (2 круга);Пестик1.1П6Т6О






32СоцветияПростой колосКистьПочатокПростой зонтикГоловкаКорзинкаСложный зонтикМетелкаСложный колос 33исходные 34Простой колос Что дает применение ИКТПедагогуПовышать познавательную активность обучающихсяНаглядно представлять учебный материалБыстро контролировать и оценивать знания учащихсяУченикуСделать урок более интереснымПолучить подсказку или помощьНаглядно представлять учебный материал СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!