Методическая разработка «Портфолио» группы как форма сотрудничества с семьей»


Методическая разработка «Портфолио» группы как форма сотрудничества с семьей»
 
Введение
В соответствии с требованиями Федерального образовательного Стандарта результаты дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Этот факт обусловлен спецификой дошкольного детства и системными особенностями дошкольного образования, которые делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, как на других уровнях образования. Целевые ориентиры дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, как на других уровнях образования, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Требования к результатам являются ориентирами для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, решения задач, для формирования основной образовательной программы образовательной организации, анализа профессиональной деятельности, а также взаимодействия с семьями и информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием для оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей. В связи с этим, в дошкольном учреждении нет необходимости использования технологий контрольно – оценочной деятельности, которые предлагает современная система образования. Однако, некоторые формы данной технологии могут стать актуальными при организации сотрудничества с семьями воспитанников дошкольного учреждения. Предлагаемая на конкурс методическая разработка рассматривает некоторые варианты работы с современной технологией «Портфолио».
Часть 1. Особенности технологии «Портфолио».
В настоящее время технология «Портфолио» широко применяется в сфере образования. Существуют различные подходы к определению понятия «Портфолио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко и др.).
Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что «Портфолио» в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, - «показать все, на что ты способен».
Значимость данной технологии в дошкольном образовании состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательной деятельности. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует положительной направленности к достижению положительных результатов деятельности, как отдельной личности, так и коллектива в целом.
Цель разработки «Портфолио» – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития или отдельной личности, или группы детского сада, а также усилия, достижения в различных областях деятельности, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса в течение определенного временного отрезка. Ответственность за организацию формирования портфолио в дошкольном учреждении и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы. Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы. Структура портфолио может быть разнообразной. Рекомендации ФГОС начального общего образования к созданию структуры «Портфолио» состоят в следующем. Портфель достижений учащегося начальной школы представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
 1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательной организации.
 2.Систематизированные материалы наблюдений п.) за процессом т. (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.
 3.Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, др. например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и
Портфолио группы детского сада может состоять из таких разделов:
"Добро пожаловать!"
(Содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы).
"Давайте познакомимся!"
(Представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа).
"Наши девочки"
 (Содержат отдельные характеристики девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.).
"Наши мальчики"
(Содержат отдельные характеристики мальчиков: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.).
"Наши успехи и достижения";
"Наши мечты".
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
"Что означают наши имена",
"Наши праздники",
"Кем я буду, когда вырасту",
"Мы артисты", и другие.
Часть 2. Деятельность педагога по созданию «Портфолио», как средства развития сотрудничества с семьей.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
В дошкольном образовании при создании «Портфолио» группы главная роль принадлежит педагогу. Воспитатель формирует портфолио группы согласно той структуре, которая определена заранее. Также педагог осуществляет систематическое пополнение и изменение «Портфолио" группы по мере участия воспитанников группы в образовательном процессе, своевременно отмечает все достигнутые результаты. К оформлению группового «Портфолио» педагог привлекает родителей. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
повышение педагогической культуры родителей.
вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом.
Для организации грамотного, системного сотрудничества с семьей при работе над групповым «Портфолио» педагогу необходимо:
Организовать просветительскую консалтинговую деятельность с родителями по теме «Что такое «Портфолио»? Роль «Портфолио» группы в развитии личности ребенка».
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие современные тенденции воспитания детей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Сотрудничество с родителями по созданию «Портфолио» группы строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. По классификации Т.В. Кротовой «Портфолио» группы, как нетрадиционная форма взаимодействия с родителями относится к наглядно-информационным формам работы и несет на себе информационно – ознакомительные и информационно - просветительские функции.
В нашем детском дошкольном учреждении ведется постоянная систематическая работа с родителями. Для информации, ознакомления и просвещения родителей в современных условиях введения ФГОС мы активно реализуем технологию «Портфолио». Наш «Портфолио» представляет собой электронный и печатный вариант, которые ежемесячно обновляются и предлагаются к вниманию родителей.
Структурные компоненты «Портфолио» выбраны нами следующие:
«Наши именинники» - поздравления тех детишек, которые родились в этом месяце. «Устами младенца» - примеры творческого речевого развития детей.
«Из жизни группы» - описание мероприятий, которые проведены в группе, подведение итогов за месяц - то чему научились дети, что видели, где принимали участие, какие праздники и мероприятия проходили. Показаны учебные и досуговые моменты группы и детского сада.
«Страничка доктора» - описание мероприятий здоровьесберегательного характера и медицинские рекомендации по развитию физически и психически здоровой личности. Также представлена информация для родителей о карантинных мероприятиях в группе, о предотвращении заболеваний, о сезонных заболеваниях.
Создание «Портфолио» очень увлекательно и сближает детей и родителей, семьи больше узнают друг о друге и начинают общаться между собой.
Этапы работы над «Портфолио»:
1 этап – Информационно – просветительский.
На родительском собрании до сведения родителей доводится информация о современной технологии «Портфолио», ее целях, задачах, особенностях реализации на дошкольном уровне и уровнях начального общего и основного общего образования. Затем родителям предлагаются на выбор разделы, которые можно включать в «Портфолио» группы. Родители активно обсуждают интересующие их разделы, выбирают и предлагают педагогам окончательный вариант структуры группового «Портфолио». Совместно с родителями определяются сроки обновления содержания «Портфолио». Наши родители определили ежемесячный период работы над «Портфолио».
2 этап - Организационный
На этом этапе осуществляется организационная деятельность со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами и специалистами дошкольного учреждения по сбору информации. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников. Дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой рубрикой. Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Еще один важный момент в данной работе - особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности. Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности, а также по организации семейного досуга как средства сближения интересов взрослых и детей. Для детей в ДОУ организуются разные виды творческих конкурсов, спортивных соревнований, в которых они могут оценить себя и своих товарищей. Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании «Портфолио».
Проблематика внедрения технологии «Портфолио» на данном этапе: в первую очередь неготовность и непонимание роли «Портфолио» участниками образовательного процесса. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.
3 этап. Заключительный. (Оценочный.)
Оценка родителями ребенка результата, оформленного в печатном виде. Оценки родителей порой отличаются от оценки педагогов: часто она бывает неадекватной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей: заниженной, завышенной или критичной.
Умению оценивать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. На первых этапах оценивания «Портфолио» родителям предлагается оценочный лист, в котором предлагаются критерии оценки «Портфолио». Поскольку данная технология относится к безотметочным, то мы рекомендует качественную, а не количественную оценку.
Я считаю, что …..
(общая аргументированная оценка) Особенно удачным является…..
(перечисление и оценка положительных моментов)
В то же время я посоветовал(а) бы изме-нить……, удалить…..
(перечисление и оценка неудачных или
неуспешных с точки зрения родителя моментов) Не кажется ли Вам, что необходимо…..
(рекомендации)
В дальнейшем критерии для оценки предлагают сами родители. Можно также для оценки «Портфолио» предложить родителям определить уровень «Портфолио» на оценочной шкале, указав крестиком соответствующий, по их мнению, уровень или его промежуток
 

 
Высокий уровень – Портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям. Содержание Портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе, высоком уровне оценки, творческом отношении к деятельности. В содержании и оформлении Портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.
Средний уровень – в Портфолио по-разному представлены категории - некоторые на высоком уровне, а некоторые характеризуют средний или низкий уровни подачи информации. Могут отсутствовать материалы из некоторых категорий. Нет творчества в оформлении.
Слабый уровень – Портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому Портфолио практически невозможно определить прогресс в развитии группы.
С целью развития аналитической и оценочной деятельности проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные консультации. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, осознают необходимость создания «Портфолио», как результата аналитической и оценочной деятельности педагога.
«Портфолио»— это своеобразный маршрут развития группы в целом и отдельной личности в частности. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей.
В работе с дошкольниками мы используем электронный «Портфолио» и печатный вариант.
Электронный «Портфолио» является одним из новых видов педагогической продукции. Это «Портфолио», основанный на применении современных информационных технологий.
Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркий, красочный «Портфолио» со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Электронный «Портфолио» о мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое.
Работа по созданию «Портфолио» в программе Microsoft Publisher (ранее Microsoft Office Publisher) позволяет сделать акцент на проектирование разметки страницы, на оформление и текст. Microsoft Publisher — программное обеспечение, входящее в состав пакета Microsoft Office. Office Publisher содержит новые и усовершенствованные средства, помогающие эффективно создавать, настраивать и многократно использовать разнообразные материалы, адаптированные под конкретные потребности. Благодаря хранению часто используемого текста, элементов оформления и графических объектов в новом хранилище содержимого для последующего использования в других публикациях достигается значительная экономия времени и сил. Можно выбрать одну из более 75 созданных профессионалами цветовых схем или создать свою собственную.
Существует много преимуществ электронного варианта «Портфолио», но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого «Портфолио» увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья. Все это следует учитывать при внедрении электронного «Портфолио».
При организации работы над «Портфолио» нужно учитывать некоторые особенности сбора информации. Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.). При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендации и т.д. Особенность «Портфолио» заключается в необходимости получения разнообразной и разносторонней информации о процессе деятельности и о его результате. Разработчики «Портфолио» иногда стараются превратить его в архив всех достижений, однако «Портфолио» должен показать позитивную динамику развития с момента последней оценки деятельности. В связи с этим «Портфолио» должен быть систематичным, а не разовым. «Портфолио» подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу. В Приложении мы предлагаем некоторые варианты созданных нами «Портфолио».
 
Литература.
Журнал «Управление ДОУ» 2006 г. № 2 «Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения».
Журнал «Управление ДОУ» 2007 г. № 7 «Использование портфолио в педагогической деятельности».
Журнал «Обруч» 2005 г. № 6 «Портфолио дошкольника».
Журнал «Обруч» 2005 г. № 4 «Коллаж интересов».
Журнал «Обруч» 2007 г. № 4 «Портфолио успеха».
Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2008г. № 7 «Создание портфолио».
Журнал «Дошкольное воспитание» 2007 г. № 12 «Родословная в детском саду: история и образ семьи».
Журнал «Дошкольная педагогика» 2008 г. № 6/август «Портфолио как новая форма оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ».
Журнал «Дошкольная педагогика» 2004 г. № 4/июль-август «Имидж детского сада глазами ребенка, родителя и сотрудников ДОУ».
Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М., 2010. - №12.
Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева. Портфолио в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.