«Сенсорное развитие дошкольников с ЗПР в процессе коррекционно-развивающей деятельности» (из опыта работы).
«Сенсорное развитие дошкольников с ЗПР в процессе коррекционно-развивающей деятельности» (из опыта работы).В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе.
Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков – развитие зрительного восприятия, направленно на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
— во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
— во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
— в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.
Как показали исследования Д.В. Запорожца [1963, 1986], Л.А. Венгер [1988] и др., развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, усвоение детьми сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны, это система цветов спектра, система геометрических форм, звуков речи и т.д. Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых: педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Таким образом, восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Недостатки в развитии восприятия у ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости развития восприятия в дошкольном возрасте, т.к. способствует успешной подготовке к школьному обучению.
Особое внимание следует уделять развитию восприятия у детей с задержкой психического развития, так как оно имеет ряд особенностей.
Особенности формирования восприятия у детей с ЗПР.
Проблемами развития восприятия у детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова.
Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей.
Исследования психологов выявили у детей с ЗПР неполноценность тонких форм зрительного восприятия. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительных впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.
Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. По-видимому, большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга.
В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Развитие восприятия у детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:
Усвоение детьми эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.
Дошкольники с ЗПР меньше пользуются данными знаниями в повседневной жизни.
Дети не анализируют предметы с помощью сенсорных эталонов, не выделяют признаки предметов, что необходимо для успешной учебной деятельности. Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и умение использовать их в своей деятельности.
Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по форме. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.
Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире. Это доказывает, что с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить специальную коррекционную работу, направленную на развитие всех видов восприятия, а также других психических функций, что в свою очередь будет способствовать положительной динамике в развитии данной категории детей.
Как показывают исследования Л. И. Плаксиной, Л. П. Григорьевой, С. В. Сташевского, Е. А. Стребелевой, одним из эффективных средств коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста является дидактическая игра.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:
Принцип доступности и индивидуальности.
Подбираемые дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.
Принцип последовательности и систематичности.
Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.
Принцип связи с жизненным опытом.
Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.
Принцип повторности.
Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.
Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
Принцип наглядности.
Дидактические развивающие игры являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.
Методы и приемы, направленные на развитие восприятия.
Успех развития зрительного восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР. В своей коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с ЗПР, я использую следующие методы:
Словесный метод – один из наиболее эффективных методов. Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дидактические развивающие игры являются дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Также основным методом является практический метод.
После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнять сначала под непосредственным руководством этапы игры каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь, даются единичные указания.
Дидактические развивающие игры создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребёнка и педагога.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ЗПР. Ведь где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.
Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы применяемые методы и приемы способствовали обогащению сенсорного опыта, развитию восприятия в целом.
Условия для успешного развития восприятия у детей с ЗПР.
Для реализации вышеперечисленных задач и чтобы получить хорошие результаты очень важно создать необходимые условия для успешного развития восприятия. Одним из таких условий является: создание предметно-развивающей среды.
Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Для развития зрительного восприятия в группе имеется достаточное количество дидактических игр и пособий.
на восприятие цвета предметов: «Изучаем цвета», и т.п.
на восприятие формы предметов: «Найди такой же формы», «Строим домики», «Парочки», «Паровозик», «Подбери форму» и т. п.
на группировку предметов по основным признакам: «Найди предметы такой же формы», «Из каких фигур предмет?», «Собери все овалы,…», «Собери фигуры в домик такого же цвета», «Поймай фигуру и назови цвет» и т. п.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляю также в образовательной деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование, и т.д.
Также мною подобраны игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету - детали конструктора, куклы в разноцветных платьях, разноцветные ведерки, совки, шары и т.д. Изучив исследования дефектологов, учителей-логопедов и обобщив личный опыт, мною было разработано содержание работы по формированию и развитию зрительного восприятия у детей с ЗПР, которое построила с учетом изучения лексических тем, а также на основе принципов проведения коррекционно-развивающей работы.Исходя из поставленных задач, подобранные игры и упражнения направлены:
на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие цветового узнавания;
развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания;
актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.
Перечень заданий по развитию зрительного восприятияв соответствии с лексическими темами.
Овощи 1. Сложи в желтую корзину желтые овощи, в зеленую — зеленые. 2. Сложи из двух половинок овощ.
3. «Парочки» (овощи).
4. Контуры. Узнай овощ по контуру.
5. Вот так! Упражнение с кругами — расположить круги по образцу
Фрукты 1. «Парочки» (фрукты).
2. Сложи фрукты в коробочку (по цвету).
3. Сложи из половинок (фрукты).
4. Вот так! Занятия с кругами, шарами: шар на круге.
5. Контуры. Узнай фрукт по контуру
Одежда, обувь 1. Разложи пуговки по коробкам (по форме, величине, цвету).
2. Подбери заплатку.
3. Подбери пару (на обуви), носочки.
4. Вот так! Занятия с квадратами, кубами: разложить кубы
Игрушки 1. Найди игрушку (на, под, за...) на квадрат по цвету, квадрат над кругом, под кругом. 2. Вот так! Занятия с кругами, квадратами.
3. Чего нет? (лапы у мишки...).
4. Игрушки спрятались
Человек, части тела
1. Чего нет? Недостающие части тела, лица.
2. Вот так! Много кубиков (дорожка, башенка), два кубика (кубик на кубик) далеко — близко), кубики разных цветовДомашние животные 1. «Парочки» («дикие животные»).
2. Животные спрятались.
3. Вот так! Треугольник, квадрат, круг.
4. Котик играет с клубочками.
5. Найди угощение для собачки.
6. Лабиринты. Кто что дает? Найди маму детеныша
Зима 1. Нарисуй картинку: снежинка, деревья в снегу, дом в снегу.
2. Вот так! Прямоугольник, полоски
Зимние развлечения 1. Вот так! Кирпичики (скамейка), кубы.
2. Картинка «горка» (на горку, с горки, под горкой)
Домашние птицы 1. «Парочки».
2. Птицы спрятались.
3. Мозаика. Цыплятки бегут за курочкой, цыплятки вокруг курочки, цыплятки разбежались.
4. Лабиринт. Проводи цыпленка к маме.
5. Разложи яички: большое — поменьше — маленькое
Дикие животные 1. «Парочки» («дикие животные»).
2. Животные спрятались.
3. Одинаковые следы.
4. Где спрятался зайчик?
5. Кто едет в поезде? Определите животных по ушкам, по хвостикам.
6. Найди другого зайчика.
7. Вот так! Занятия с овалом. Составь из треугольников елочку
Птицы весной 1. Найди птичку (на дереве, на дорожке, под деревом, под скамейкой).
2. Найди одинаковых птичек на дорожке.
3. Кубики Кооса.
4. «Парочки» (птицы)
Цветы 1. Найди одинаковые цветы в букете.
2. «Парочки» (цветы).
3. Сложи цветок из одинаковых лепестков (круга и шнура).
4. Кубики КоосаНасекомые 1. «Парочки» (насекомые).
2. Кубики Кооса (бабочка).
3. Найди жучка, бабочку... (по картинке).
4. Бабочка на.., под.., за...
Предлагаю вашему вниманию некоторые виды игр, которые я использую в своей работе с детьми, имеющие ЗПР.
Игры на развитие зрительного восприятия включают в себя:
1.Игры на восприятие формы, так как восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, потому что она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. От умения определить форму зависит результат деятельности детей. Поэтому первые упражнения направлены на практические действия, требующие опоры на форму предметов.
Это такие игры как:
«Найди форму в предмете»; «Геометрическое домино», «На что похоже», «Угадай фигуру», «Формы и фигуры», «Угадай, чего не стало», «Вкладыши» и др., где дети учатся практически различать форму, соотносить форму предметов с помощью проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, соотносить плоскостную и объемную формы:
2. Восприятие величины.
Величину так же, как и форму, ребенок учится различать практически. В процессе действий с игрушками ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно. Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы.
Игры:
«Пирамидка», «Собери бочонки», «Спрячь матрешку», «Построй башню», «Большой-маленький», «Больше-меньше», «Кто меньше?», «Высокий-низкий»и др.
3. Восприятие цвета.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет надо обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.
В своей работе по развитию восприятия цвета я придерживаюсь рекомендованной последовательности: начинать с красного цвета, затем синий, желтый, зеленый, белый, черный и т.д.
Игры: «Найди цветок для бабочки», «Лото. Цветные фигурки», «Учим цвета», «Цветные коврики», «Светофор» и др.
4. Следующий вид зрительного восприятия - это формирование
целостного образа предмета.
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Мы учим детей с помощью игр различать и узнавать предметы, осознавать отдельные части в этом предмете.
Игры: «Найди свою игрушку», «Что на картинке», «Собираем, различаем»,
«Чего не хватает?», «Собери целое».
Более подробно остановимся на двух играх, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации предметов по одному или двум имеющимся признакам. Игры также способствуют развитию понимания и практического употребления прилагательных, обозначающих признаки предметов (величины, цвета, формы). С их помощью малыши упражняются в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Материал каждой игры может быть использован в работе с воспитанниками разного возраста.
Игра «Яблочный компот»Задачи:- Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее) .- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов. - Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие) ;
по признаку цвета (красные-желтые-зелёные) ; сразу по двум признакам: величине и цвету.
Игровой материал:Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок "крышек", соответствующих величине банок и цвету яблок.
Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу. Классификация по величине:
Классификация по цвету: Классификация по величине и цвету.
В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке? » и т. д.
Игра «Чашки и блюдца»Задачи:- Развивать восприятие величины (большая, маленькая) и цвета предметов (красная, жёлтая, синяя, зелёная) .- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов. - Учить подбирать друг к другу предметы по признаку цвета, величины, сразу по двум признакам: величины и цвета. Игровой материал:Восемь чашек из плотного картона двух величин (большие и маленькие) и четырёх цветов (красные, синие, желтые, зелёные).
Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Перед детьми ставим игровые задачи: предлагаем накрыть стол, чтобы напоить кого-нибудь чаем. Подбор чашек и блюдец по величине:Подбор чашек к блюдцам по цвету: Подбор чашек к блюдцам по двум признакам: величине и цвету: В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какого цвета блюдце? Какую чашку ты на него поставишь? Это какая чашка? Это какое блюдце? На каком блюдце стоит красная большая чашка? Какая чашка стоит на маленьком зелёном блюдце? » и т. д.
Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, предлагала детям на фронтальных и индивидуальных занятиях, в свободной деятельности, кроме этого часть заданий рекомендовала для закрепления с родителями дома.
Подобранные задания, рассчитаны на различные уровни развития, и дают возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Замечу, что полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему дидактические игры и упражнения использовала в разных вариантах с постепенным усложнением. Добавлю, что активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционной работы всех специалистов доу. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач.
Как показывает практика, традиционные коррекционно-развивающие технологии не всегда оказываются достаточно эффективными. Одним из возможных путей решения этой проблемы можно считать включение информационно-коммуникативных технологий в общую систему коррекционной работы. В исследованиях ряда авторов подчеркивается очевидное достоинство использования компьютерных программ в коррекционной работе. [Беляева А. В., 1994; Куликова Е. А., 1999; Войскунский А. В., 1994; Горовец Ю. М., 1998]. Поэтому в своей коррекционной работе я использую компьютерные технологии (мультимедийные презентации).
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях, обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Компьютерные развивающие игры для закрепления знаний о цвете, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.) помогают закрепить знания детей, полученные на занятиях. Их можно использовать для индивидуальной работы с детьми по развития восприятия, усвоению сенсорных эталонов, развитию мелкой моторики.
Дети внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. Благодаря этим играм занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.
Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность развития восприятия, усвоения сенсорных эталонов.
Работа с родителями.
Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
повышение педагогической культуры родителей.
вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом.
Родители давно признаны главными воспитателями своего дитя, однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным проблемам. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать развитие своего ребенка. Поэтому в своей работе я стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь группы, сделать союзниками, вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к развитию восприятия у детей. Для этого использую различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания, мастер-классы, индивидуальные беседы и др.
К родительскому собранию подготовила консультации «Почему важно развивать зрительное восприятие у детей?»; «Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия». Провела индивидуальные беседы и мастер-класс .Различные формы взаимодействия с родителями дают положительные результаты по развитию зрительного восприятия у детей.
В заключении хочу отметить, что зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения. Поэтому коррекция развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий всех специалистов доу, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций: внимания, речи, интеллекта.