Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей раннего, младшего возрастов.


Консультация для педагогов.
Сенсорное развитие детей раннего возраста.
2 слайд
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умст-венных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .3 слайд
Актуальность темы:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста.
4слайд
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.
1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.
Требования программы по сенсорному воспитанию
5-6 слайд
От 1 года 9 месяцев до 2 лет
1. Совершенствовать умения собирать двух- и трехчастные дидактические игрушки; подбирать соответствующие детали-вкладыши; раскладывать предметы по убывающей величине.
2. Учить собирать пирамидку из 2—3-х групп колец контрастных размеров, а с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной величины.
3. Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы; группировать однородные предметы по одному из трех признаков.
Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия.
Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).
Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).
Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.
Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов.
Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета. Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов- названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.
Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине.
7 слайд
Сенсорный уголок предназначен главным образом:
• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, и т. д.) ; • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .8 слайд
На протяжении всего будущего учебного года дети будут учить и совершенствовать выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Планирую удитель большое внимани дидактическим играм в сенсорном развитии детей, развитию сенсорной моторики кисти рук. Усидчивости, последовательности выполнени заданий. Поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, явления и объекты ближайшего окружени. Учить разбирать и собирать пирамидки и различные конструкции.
В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников, привлекать к изготовлению дидактических игр в уголок сенсорного развити.
9 слайд
Условия для выполнения задач:
- использование дидактических игр;
- создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.