Статья:Особенности организации уроков физического воспитания в условиях специальной коррекционной школы-интернат.
Особенности организации уроков физического воспитания в условиях специальной коррекционной школы-интернат.
Одной из важнейших задач обучения детей с нарушением интеллекта является их подготовка к самостоятельной жизни и общественно полезному труду. Физическое состояние и двигательные возможности определяют общую дееспособность в обучении и труде.
Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с нарушением интеллекта, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. Школьники с нарушением интеллекта отстают от нормы по показателям быстроты, силы, выносливости, координации, прыгучести на 25-40%. Причинами такого отставания, по-видимому, являются сниженные сила и подвижность нервных процессов у детей, в связи с этим, замедлена выработка условных связей и темпов развития двигательных способностей.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к затруднению при выполнения движений учащимися, к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, словесная регуляция движений. Надо отметить, что среди таких учащихся имеются дети с хорошо развитой моторикой, что обусловливает необходимость дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Таблица «Двигательные качества у детей 2 класса»
Начало учебного года
Конец учебного года
Двигательные качества
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
быстрота
2
3
5
2
3
5
ловкость
2
5
3
1
4
5
координация
3
7
-
1
8
1
прыгучесть
3
4
3
3
3
4
Начало учебного года
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Конец учебного года
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Из таблицы видно, что ученики 2 класса имеют следующие показатели двигательных качеств на начало учебного года:
- быстрота: высокий уровень у - 50%, низкий - у 20%;
- ловкость: высокий уровень- 30% , низкий- 20%;
- координация: высокий уровень- 0%, низкий -30%;
-прыгучесть: высокий уровень – 30%, низкий- 30%.
Результаты на конец учебного года:
-быстрота: высокий уровень- 50%, низкий-20%;
-ловкость: высокий уровень- 50%, низкий- 10%;
-координация: высокий уровень- 10%, низкий – 10%;
-прыгучесть: высокий уровень- 40%, низкий- 30%.
Увеличились на конец года результаты по таким показателям как ловкость высокий уровень на 20%, координация на 10%, прыгучесть на 10%.
Конкретными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушениями интеллекта являются:
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);
коррекция и компенсация нарушений физического развития и психом
·оторики;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическим упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения.
У большинства детей с нарушением интеллекта отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы.
Для коррекции ходьбы на уроках физической культуры применяются следующие упражнения с показом:
«Узкий мостик»
«Длинные ноги»
«Рельсы».
Для коррекции бега применяются упражнения:
- Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу
- Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)
- «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа .
- Бег «змейкой», не задевая предметов; то же - вдвоем, держась за руки.
Одним из важнейших разделов программы является раздел "Игры", куда включены подвижные и спортивные игры. В программу включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и физических качеств детей, а также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, последовательности движений, восприятие пространственных и временных ориентиров.
«Совушка»
«Передача меча в колонне»
«Караси и щука»
«Белые медведи»
В конце занятия проводятся упражнения для снятия телесного напряжения, самомассаж.
«Раскачивающееся дерево»
«Замок»
Самомассаж
«Моем голову»
«Обезьянка расчесывается»
В заключении хочется сказать, что уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.
Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков - условие активного общего развития, то для детей с нарушением интеллекта физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение этих детей к активным занятиям физической культурой, основанного на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы. Значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств.
Root EntryArial Cyr _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"№
·
·Arial Cyr1"№
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·