Конференция Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста? Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного развития, обусловливая формирование нечётких недифференцированных образов–представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий.
Таким образом, ребёнок с нарушениями зрения в период школьного обучения требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей.
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений разрослась по всей стране. Основной задачей дошкольных учреждений является подготовка детей с нарушениями зрения к обучению путём осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.
На сегодняшний день более перспективной организационной формой оказания специальной поддержки детям с нарушениями зрения является создание специальных классов при образовательных учреждениях общего назначения. Перспективность данной организационной формы обусловливается, во-первых, наличием гарантированной «Законом об образовании» возможностью субъектов образовательного процесса самостоятельно выбирать образовательное учреждение, во-вторых, - неуклонным ростом количества детей, имеющих врождённые нарушения зрения, и, наконец, в-третьих, большей по сравнению с другими организационными формами экономической целесообразностью.
«Классы охраны зрения» в соответствии с инструктивным письмом Министерства Образования РФ №1 от 21.02.2001 года создаются в порядке, предусмотренном для создания специальных (коррекционных) классов для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
Цель организации классов – создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения младшего и среднего школьного возраста.
Достижение поставленной цели требует реализации следующих задач:
- проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения, коррекции и компенсации его недостатков;
- организация образовательного процесса с учётом недостатков зрения детей;
- создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);
- обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом развития зрения;
- осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.
В соответствии с нормативными документами организация процесса обучения детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного учреждения должна осуществляться в особых условиях, способствующих охране зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление. Процессы формирования личности таких детей имеют свои особенности, требующие охраны и развития зрения, повышенных норм освещённости, применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению недостатков физического развития.
Учебники должны быть напечатаны крупным шрифтом, с чёткими без излишней детализации рисунками, тетради необходимы с чёткой разлиновкой, требуются специальные средства наглядности и технические средства реабилитации.
Учебно-воспитательный процесс в «классах охраны зрения» строится на основе реализации цензовых и специальных учебных планов и программ с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся.
Учебный план должен включать предметы как общеобразовательной, так и коррекционно-адаптационной области.
Кроме общеобразовательных предметов, предусмотренных образовательным стандартом, в учебный план в соответствии с нормативными документами должны входить занятия по развитию зрительного восприятия, речи, ЛФК, социально-бытовой адаптации, пространственной ориентировки, формированию навыков общения, а также проводятся групповые и индивидуальные занятия.
В «классы охраны зрения» принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющих остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4; дети с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза и некоторые другие.
Перевод (направление) обучающихся в «классы охраны зрения» осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей на основании рекомендаций психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Наполняемость класса, группы продлённого дня – до 12 человек; наполняемость класса или группы продлённого дня для детей со сложным дефектом – до 5 человек.
Педагог должен подробно ознакомиться с медицинской и педагогической документацией на каждого ребёнка, с анализом наблюдений за ребёнком в различных видах его деятельности, побеседовать с родителями или лицами, их заменяющими.
В соответствии с нормативными документами образовательный процесс может осуществляться специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности «классов охраны зрения».
Объём и интенсивность педагогической работы по развитию зрительного восприятия во многом определяются условиями дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения и результативностью лечебно-восстановительного процесса. Однако надо иметь в виду тот факт, что среди детей в силу коркового характера нарушений при наличии амблиопии имеется группа детей, которые не могут улучшить свои зрительные возможности даже в условиях специально организованного коррекционно-развивающего и лечебно-восстановительного процесса в специальных учреждениях.
Педагогу важно также иметь информацию о наличии у ребёнка сопутствующих заболеваний, данные о которых можно получить у школьного врача-педиатра.
Развитие зрительного восприятия детей реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы.
Дифференцированный подход к организации специально организованного процесса развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения необходимо осуществлять в зависимости от тяжести зрительного дефекта.
Кабинет охраны и развития сниженного зрения должен быть оснащён техническими средствами и наглядными пособиями. Применение психолого-педагогических методик требует наличия в кабинете набора различных по форме и цвету элементов мозаики и конструктора; набора чёрно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса; диапроектора, слайдов; игрушек, моделей, муляжей, некоторых натуральных объектов; цветных фломастеров, карандашей.
Педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. На начальном этапе обучения, когда ребёнок приобретает первоначальные знания и умения, ведущим является наглядный метод, а на этапе обобщения имеющихся знаний и умений ведущим методом является словесный. Однако эффективность коррекционно-педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных методов в комплексе.
Наглядный материал помогает педагогу полнее решить поставленные задачи программы по развитию зрительного восприятия. Деятельность педагога в данном направлении должна включать:
-чёткое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей воспитанников;
-чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов по размещению ребёнка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, использованию приёмов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушения зрения;
-контроль за периодичностью посещения ребёнком офтальмолога и выполнение им медицинских рекомендаций;
-контроль за соблюдением светового режима в классе;
-контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению;
-контроль за соблюдением рационального режима дня (наличие рационального расписания, сочетания труда и отдыха, наличие прогулок на свежем воздухе и т.д.) и питания;
-профилактику простудных и инфекционных заболеваний;
-профилактику общего и зрительного утомления учащихся за счёт включения в образовательный процесс физкультминуток, использования различных комплексов упражнений.
Важнейшим фактором оптимизации процесса развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является наличие домашнего педагогического процесса, что предусматривает активное участие родителей.
В условиях отсутствия для детей с нарушениями зрения специальных классов работу по развитию зрительного восприятия возможно реализовать как за счёт коррекционной направленности общеобразовательных уроков, так и за счёт широкого использования коррекционного потенциала домашнего педагогического процесса. Кроме того, специальная педагогическая поддержка детям с нарушениями зрения может быть оказана и в форме индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия.
15