Лекция Типы репетиторов. Что нужно знать родителям об особенностях деятельности репетиторов
Лекция «Типы репетиторов.
Что нужно знать родителям об особенностях деятельности репетиторов»
Материал подготовила Юстик Людмила Борисовна,
учитель украинского языка и литературы
Шахтерской общеобразовательной школы I-III ступеней №19
ОПИСАНИЕ: предлагаемый материал рекомендуется использовать на родительском собрании, также на заседании цикловой комиссии классных руководителей. Материал лекции (из истории репетиторства, актуальность вопроса, современная статистика по рынку репетиторства, типы и особенности деятельности репетиторов) может стать основой для интерактивной беседы, устного журнала, круглого стола, презентации, других форм взаимодействия. Представленная информация заинтересует родителей, учителей-предметников, классных руководителей.
I
Профессия репетитора является одной из самых давних, но при этом исследователями практически не изучена; пребывает в постоянном развитии.
Известно, что сфера образования определяет степень самоорганизации общества, его культуру, духовные устои. О важной роли учителя сказано много, но мало сделано для обеспечения реальной оценки его труда в виде заработной платы и других материальных благ. На практике тревога об оплате становится исключительно проблемой учителя. Возникает вопрос: «Как обеспечить себя?»
Уже во времена античности прослеживалась дихотомия – явление, которое характеризуется расхождением между уровнем предъявляемых обществом к учителю требований (профессиональным, моральным качествам) и адекватной оценкой его труда. Вдумайтесь в слова Ювенала:
… учителя долг – языком в совершенстве владея,
помнить историю всю и авторов литературных
знать, как свои пять пальцев, всегда…
А кончается год – получай-ка,
сколько за день собирает
с толпы победитель из цирка.
Эти слова не утратили актуальности. Учитель хотел бы получать справедливую плату за умение передавать свои знания людям.
II
Значение слова
Репетитор (от лат. repetitor — тот, кто повторяет) — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.
Исторически слово репетитор имело такие значения:
- домашний учитель, который помогает неуспевающим в прохождении курса;
- помощник учителя для повторения уроков с учениками.
В кадетском и пажеском корпусах и некоторых других закрытых учебных заведениях дореволюционной России репетитором назывался учитель, под руководством которого учащиеся выполняли домашние задания.
Википедия дает следующие толкования:
- Преподаватель, который проводит дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогая усвоить необходимые знания.
- Опытный специалист, который проводит индивидуальные или групповые занятия с актёрами.
- В театре: человек, подготавливающий с артистами новые роли, готовящий вводы в спектакли, проводящий репетиции с солистами и членами труппы.
- Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе программированных материалов, компьютерных программ.
Современное значение:
Преподаватели, чьими услугами чаще всего пользуются абитуриенты во время подготовки к вступительным экзаменам и студенты для повышения уровня владения предметом. Широко услуги репетиторов распространены среди желающих изучить иностранные языки. Индивидуальный подход к учащемуся в данном случае помогает подобрать более эффективную программу овладения языком.
Для нас наибольший интерес представляет репетитор как частный преподаватель, так как именно такая позиция учителя больше всего раскрывает его реальный потенциал, позволяет выделить экономическую суть его труда и обеспечить справедливую оценку этого труда в соответствии с рыночным механизмом.
III
Статистика по рынку репетиторства
В связи с невысокой долей репетиторов, оказывающих свои услуги легально, отсутствует более или менее полная статистика о размере рынка и его структуре, выпускаемая государственными органами статистики или аналитическими компаниями. В такой ситуации единственной доступной информацией, хоть как-то отражающей ситуацию на рынке, являются исследования компаний, занимающихся подбором репетиторов в интернете. Так, согласно исследованию «Репетиторство в Москве и Санкт-Петербурге в 2013-2014 учебном году» компании Repetit.Ru ситуация на рынке частного образования в столицах России выглядит следующим образом:
- 75% репетиторов - женщины, 25% - мужчины;
- 72% репетиторов имеют стаж преподавания менее 10 лет;
- для 55% репетиторов частная преподавательская деятельность является основным занятием, примерно по 10% репетиторов преподают в школе или вузе, 23% репетиторов - это студенты и аспиранты;
- основной возрастной категорией потребителей услуг являются школьники 5-10 классов (34% от всех потребителей услуг) взрослые (24%) и школьники 11 класса (16%);
- наибольшим спросом пользуются следующие предметы: английский язык (27% всех заявок на поиск репетитора), математика (21%), русский язык (10%);
- средняя цена на 1 занятие с репетитором в 2013-2014 учебном году составила в Москве 1195 рублей, в Санкт-Петербурге почти на 350 рублей меньше.
IV
Типы репетиторов
В разные времена мотивы репетиторства изменяются, например, в прошлом репетитор, который давал частные уроки, получал дополнительный заработок к пусть небольшой, но регулярно выплачиваемой зарплате. Тогда, когда зарплата может не выплачиваться, репетиторство превращается в основной источник доходов учителя, не желающего переквалифицироваться.
Кроме экономических интересов, репетиторство часто имеет психологические причины: прежде всего, стремление к самореализации, воплощению профессиональных замыслов при отсутствии контроля, ограничений, которые имеют место в школе (мнение руководства, коллег, программные требования, невозможность разделения детей по уровням знаний, психологической совместимости). Обязательное условие оплаты делает такие занятия высокопродуктивными, мотивирует педагога на достижение самых лучших результатов, мотивирует и обучающихся.
Исходя из современной практики, можно выделить такие типы репетиторов в соответствии с мотивами их труда:
а) аутсайдеры: мотивация – стремление реализовать свой профессиональный потенциал в связи с невозможностью сделать это в существующей социальной системе и несогласием с административным и методическим контролем;
б) люмпены: мотивация – необходимость выживания в условиях равнодушия общества;
в) бизнесмены: мотивация – желание зарабатывать больше для улучшения материального благополучия, накопления, ведения предпринимательской деятельности, инвестирование заработанных путем репетиторства денег в другие виды деятельности;
г) домашние учителя: их мотивы – желание работать комфортно дома в противовес официальной обстановке школы;
д) независимые авторитеты: стремление к полной независимости и получению полной свободы действий.
Эти разные категории репетиторов имеют свою цель, установки, оригинальный стиль поведения, что определяет отношения между репетитором и заказчиком, определяет профессиональный имидж, который является одним из главных компонентов успешной карьеры репетитора. Популярность репетитора и его доходы не всегда соответствуют официально признанному школой имиджу.
Рассмотрим основные типы репетиторов в соответствии с их имиджем.
«Звезды» ̶ эти преподаватели умеют сохранять двойной облик, то есть быть признанными как авторитетами (органы образования, школа, местная власть), так и неформальной аудиторией. Как правило, это специалисты с высоким уровнем знаний, развитыми коммуникативными способностями, в том числе умением учить других. У них значительные запасы материалов, разработок, сценариев, приемов обучения, которыми умело пользуются и потому всегда достигают высоких результатов. Такие репетиторы амбициозны, назначают высокую цену, не хватаются за первую предложенную работу, проводят тестирование детей перед началом занятий, перед принятием соглашения, поэтому работают они строго по часам, которые сами и определяют, при этом заставляют клиентов подчиняться их воле. «Звезды» владеют капиталом, который вкладывают в приобретение эффективных учебных пособий и технических средств обучения. Их популярность очень высока.
«Работяги» -̶ не принадлежат к элитарной группе; преподаватели среднего уровня профессиональной подготовки и достаточно способны к эффективной работе. Некоторые из «работяг» достаточно популярны, имеют крепкую репутацию, но в силу того, что их возможности по сравнению со «звездами» ограничены, они дают согласие на менее привлекательную и даже рискованную работу. Их расценки ниже и, соответственно, уровень услуг, предлагаемых клиенту, ниже. Однако это самая многочисленная группа репетиторов. Они обеспечивают достаточный уровень знаний за счет экстенсификации учебного процесса (больше затрат энергии, проведение дополнительных занятий, увеличение времени занятий).
«Халтурники» (или мистификаторы) – это преподаватели, которые не имеют достаточного образовательного и профессионального уровня, как правило, это молодые учителя с небольшим стажем, с неоконченным образованием, студенты, они не имеют авторитета в школьной среде. Берутся за любую работу, на любых условиях, не используют тестирование, технологии; в большинстве случаев не достигают результатов и целей обучения, потому что не ставят их перед собой, их интересуют только возможности заработать. Но «халтурники» охватывают достаточно большой сектор рынка репетиторских услуг, потому что клиенты считают: лучше нанять хоть какого-то репетитора, чем остаться без него вообще. Во многих случаях срабатывают случайные факторы (близко от дома, много не берет, все равно будет польза, хороший человек и так далее). Учебный процесс «халтурники» организовывают или на очень низком уровне, или открыто практикуют неподготовленные занятия. Такие наставники позорят свою репутацию и могут быть причиной резкого негативного отношения ко всем репетиторам. И все же, как ни парадоксально, преподавателей этой группы меньше не становится.
V
Особенности деятельности репетиторов
Репетитор работает, как правило, неофициально, независимо от налоговой инспекции, финансовых институций. Большинство репетиторов пребывает в тени, что также является важным привлекательным моментом их деятельности. В процессе поиска клиентов учителя могут прибегать к следующим методам:
- наблюдения, беседы, которые позволяют узнать о заинтересованности в учебе (этому способствует система общения с клиентами, которую используют репетиторы, а также информация о репетиторе, передаваемая устно и, как правило, в кругу знакомых);
- объявления в прессе;
- принудительное репетиторство – навязывание ученикам, студентам платных услуг, так как это «поможет получить у меня оценку». По сути это форма замаскированной взятки, поэтому не может считаться нормальным случаем репетиторства.
После договора о характере занятий, периодичности, сроках, оплате репетитор готовит учебную программу, необходимые материалы, в частности наглядность, пособия.
Нанесение домашних визитов – самая распространенная форма проведения занятий. Иногда используются свободные классы.
В последнее время появляются различные курсы, организуют их частные фирмы, которые отличаются высокой степенью технологического оснащения. Большинство опытных репетиторов не поддерживают такие проекты, отдают предпочтение индивидуальному взаимодействию с учеником, не позволяют никому вмешиваться в систему своей работы.
Итак, репетиторство ̶ это возможность обучающегося получать и закреплять знания и умения, а обучающего делиться знаниями, иметь дополнительный или основной заработок. Репетиторство ̶ это сотрудничество людей. Ни один самый опытный репетитор не сможет дать знания не желающему учиться человеку. Перефразируя, посоветуем: на репетитора надейся, но сам не плошай!