Работа с учащимися вокального отделения на уроках концертмейстерской практики
Работа с учащимися вокального отделения на уроках концертмейстерской практики
Профессиональное развитие учащегося отделения специального фортепиано предполагает вовлечение его вразличного рода ансамбли и дуэты, как вокальные, так и инструментальные.
Замечательным поводом к столь интересным творческим союзам является предмет «Концертмейстерская практика», который объединяет учащегося-пианиста в роли концертмейстера и учащихся инструментального или вокального отделений.
Взаимосвязь теории и практики в методике преподавания имеет первостепенное значение, поэтому практические занятия по профилирующему предмету играют решающую роль в формировании специалиста высшей квалификации.
Педагог должен объяснить учащемуся, что концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианиста, указать на ее творческий характер, разъяснить, что создание ансамбля обусловлено единством творческих намерений, настроя, что артистический подъем солиста, точность интерпретации в большой степени зависит от концертмейстера, от его профессиональной чуткости, умения сохранить живой пульс произведения, оттенить, дополнить сольную партию, создать все условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста.
Приобретенный опыт работы в учебной практике обогащает профессиональный кругозор студента, расширяет его представление о работе концертмейстера и, таким образом углубляет его теоретические знания. Например, присутствие на занятиях вокалистов по постановке голоса, использование различных технических приемов исполнения, практическая работа с текстами на многих языках побуждают студента активно мыслить, глубже понимать природу голосового звукоизвлечения и индивидуальных особенностей исполнения разных вокалистов. Поскольку партнерами концертмейстера-практиканта являются также учащиеся, усиливается его ответственность за успех исполнения, повышается активность в ансамбле, что следует отнести к числу элементов, составляющих уровень концертмейстера.
Предмет «Концертмейстерская практика» вводится на третьем курсе. К этому моменту учащийся-пианист уже обладает основными навыками вокального аккомпанемента.
Концертмейстерская практика имеет целью подготовить концертмейстеров, то есть специалистов, умеющих не только аккомпанировать солисту-вокалисту, но и разучивать с ним сольную партию. Эта задача является определяющей при работе с вокалистами, поскольку солисты-инструменталисты разучивают репертуар самостоятельно или с помощью педагога-инструменталиста. Отсюда особое внимание в программе уделяется вокальному репертуару, который дифференцирован по трудности и используется также в качестве материала для выработки навыков чтения аккомпанемента с листа.
Принято считать, что концертмейстерскую практику целесообразно начинать с вокального класса. Здесь студент практически знакомится с классификацией голосов по их характеру, диапазонам, регистровым и тесситурным возможностям, встречается с вокальными упражнениями для постановки голоса и развития техники, вникает в работу над звукоизвлечением, дикцией, вокальной орфоэпией: дыханием и его расстановкой.
Вокальные произведения программны, замысел автора более конкретизирован, и поэтому учащемуся легче понять и раскрыть его средствами музыкальной выразительности.
Природа вокального искусства позволяет пианисту ясно услышать и понять особенности работы над фразой, звуковой динамикой, развитием, кульминацией и заключением. Однако, среди обилия инструментов, певческий голос занимает особое место и работа с ним, безусловно, сложна для концертмейстера.
Практические занятия в вокальном классе закладывают прочный фундамент знаний, который еще более укрепляется в дальнейшей работе над не программной музыкой в инструментальных классах. В зависимости от индивидуальных возможностей, занятия в инструментальных классах перспективных студентов могут являться начальным этапом их дальнейшей практической деятельности.
Что же должны знать и уметь учащиеся, приступая к самостоятельным занятиям, не прибегая к помощи педагога?
Прежде всего, преподаватель класса «Концертмейстерской практики» должен выбрать учащегося вокального отделения, который будет выступать в качестве иллюстратора. Немаловажным является факт доверительного характера отношений между участниками дуэта.
Драматургия вокального образа
После того как выбор сделан и программа утверждена, необходимо разобраться с драматургией произведения, способами раскрытия образа, а также ролью фортепианного аккомпанемента и его влияние на вокальную партию. В исполняемом произведении должно быть ясно слышно - поёт певец о природе, любви или ненависти. Нужно помнить, что драматургия вокального образа помогает привлечь внимание публики и внести ясность в развитие сюжета.
Дикция
В создании вокального образа немалую роль играет дикция. Самое сильное впечатление оставляет соединение свободно льющегося голоса с осмысленным, выразительным словом. Донести до слушателя содержание произведения возможно только обладая хорошей дикцией. Пианист должен чётко понимать, что пение осуществляется на гласных, но качество дикции зависит от чёткого и правильного произнесения согласных. Тот владеет дикцией, у кого слышны первые и последняя согласные в слове. Нужно объяснить вокалисту, что при таком исполнении звук летит в зал, а преодолеть вокальные трудности гораздо легче. Пение должно трогать, а не поражать. Певец должен понимать, что начиная фразу с piano и постепенно выходя на crescendo, ему не придётся форсировать голос, ради громкости жертвуя тембровой окраской. Правильное распределение нюансов даст ему возможность отдохнуть.
Фразировка
Говоря о драматургии вокального образа, нельзя не сказать о понятии «музыкальная фраза». Исполнять музыку, не учитывая фразировку, невозможно. Если певец останавливается на первой ноте, то дальше можно не продолжать. Необходимо постоянно следить и напоминать участникам ансамбля, что певец должен изначально задумывать фразу и, допев её до конца, не вздыхать с облегчением, а «прицеплять» к ней следующую. Эти наблюдения помогут концертмейстеру в дальнейшей самостоятельной работе с солистом.
Дыхание
Профессия вокалиста, особенно академического, неразрывно связана с хорошо поставленным дыханием. Достичь высокого уровня стоит большого труда и работа над дыханием может продолжаться в течение всей жизни. Необходимо настоятельно рекомендовать учащемуся- вокалисту добиваться того, чтобы длинные фразы он пел на одном дыхании. Роль концертмейстера здесь нужна как никогда. Пианист должен одновременно «петь» и «дышать» с вокалистом.
Певцы, а особенно начинающие должны непрерывно совершенствовать свои вокальные навыки. Педагог должен обращать внимание учащегося- пианиста на некоторые моменты «ложного приспособления» вокалистов, которые встречаются довольно часто.
Вот некоторые из них:
Вокалист, подбираясь к верхней ноте, наклоняет голову набок. При таком исполнении отсутствует чёткая дикция.
Певец «незаметно» рукой тактирует или ногой отбивает ритм. От этого нужно обязательно избавляться! Подобное исполнение влечёт за собой мышление мелкими мотивами, но не целыми фразами.
Некоторые певцы кривят рот и не замечают этого. Картина не из самых привлекательных. Решать в таком случае нужно проблему дыхания.
Вокалист вместе с ходом на верхнюю ноту поднимается на носки. В таком случае дыхание просто «оторвётся».
Весь этот «дежурный набор» приспособлений, к сожалению, присутствует довольно часто. Свобода, раскрепощение тела снимают зажатость. Когда певцу легко петь, его легко слушать. Нужно обязательно обращать внимание певца и концертмейстера на эти «вспомогательные » средства.
Профессиональный уровень концертмейстера определяется не только точностью выученного музыкального текста. Начиная работать над любым произведением, надо убедить учащегося- вокалиста в том, что композитор не просто так написал определённые длительности, паузы, фразировку и другие нюансы. Как и педагог, учащийся-пианист должен убеждать вокалиста, что при длительном «впевании» отступают, казалось бы, даже самые непреодолимые трудности. Если человек поставил перед собой цель, на первый взгляд невыполнимую, и очень желает чего-то, он обязательно своего достигнет.
Подводя итог, хочется надеяться, что всё вышесказанное поможет педагогам в их работе с учащимися.