МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Содержание, структура и задачи концертмейстерской деятельности»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Поныровская детская школа искусств»
Поныровского района Курской области
306000 Курская обл.,п. Поныри,ул. Ново-Почтовая,2 тел.(47135)2-13-95
e-mail: ponyry.dshi@gmail.com
pdshi.kursk.muzkult.ruМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Содержание, структура и задачи концертмейстерской деятельности».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ВЯЛЫХ Н.Е.

2016г
Содержание
1.Введение.
2.Структура концертмейстерской деятельности.
3.Исполнительские задачи концертмейстера.
4. Особенности работы концертмейстера в классе музыкального фольклора.
1.ВВЕДЕНИЕ
Концертмейстер - это призвание, оно глубоко специфично, и требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, истории музыки, народного художественного творчества, педагогики, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы - в их взаимосвязях. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, творческой собранностью, волей, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Цель разработки:
- обобщить имеющиеся методические рекомендации и практический опыт деятельности концертмейстера в области инструментального и вокального искусства.
- выявить специфику и задачи деятельности концертмейстера в условиях работы с солистами.
2.СТРУКТУРА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Аккампаниаторство как и любой вид творческой деятельности, осуществляется лишь тогда, если он имеет целый комплекс специальных знаний и умений. Для работы необходимо иметь и владеть основами теории и практики концертмейстера, знать произведения различных стилей и эпох а также композиторов, достаточный уровень музыкальных способностей, иметь навыки аккомпанирования, а также эмоциональность и волевые качества.
Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он должен не только владеть основами техники аккомпанирования, но и иметь умение внутреннего слышания произведения. Лишь при наличии этих качеств, как творческое воображение, музыкальное восприятие, эстетический вкус, можно говорить о настоящем профессиональном уровне специалиста, его высокой культуре.
При наличии разнообразных навыков и умений в работе концертмейстера главным звеном музыканта-исполнителя является выбор аккомпанемента: аккордовая пульсация, гармоническая поддержка, аккомпанемент, дублирующий вокальную партию и т.д. В зависимости от врожденных или приобретенных музыкальных способностей концертмейстера фактура аккомпанемента может быть усложнена или упрощена, также следует сосредоточить внимание на выявление главных элементов сопровождения мелодии - на гармоническую и ритмическую основы. Для упрощения фактуры аккомпанемента в музыкальной практике чаще всего используются такие варианты: снятие подголосков, украшений, отказ от сложных гармонических фигураций. Созданию музыкально-художественного образа способствует выбор определенного вида аккомпанемента, а также влияет на главную цель исполнительского творчества аккомпаниатора - конечный результат.
В процессе аккомпаниаторской деятельности следует уделять равное внимание как работе концертмейстера с вокалистами и инструменталистами так и исполнительскому творчеству аккомпаниатора. Элементы музыкального исполнительства, такие как : аппликатура, штрихи, смена размеров и ритмов, звук ( разделение на мелодию и аккомпанемент) - и следует помнить и применять при разучивании музыкальных произведений различных стилей и жанров.
Важную роль в творчестве аккомпаниатора играют различные аспекты его деятельности - эстетические, психологические, философские. Они имеют огромное значение на творчество концертмейстера, оказывают большое влияние на музыкальную память, воображение и мышление, также на эстетическую и нравственную стороны мировоззрения музыканта-исполнителя. Его творческая работа делится на две основные части:
1. Рабочий процесс
2.Концертное исполнение.

1.Рабочий процесс:
Рабочий процесс делится на четыре этапа:
Первый этап - работа в целом над произведением: создание целостного музыкального образа как наброски того, что предстоит исполнить. Профессионализм концертмейстера зависит от его способностей, от навыков визуального прочтения партитуры, а также умения определять зрительно её особенности. Основной задачей этого этапа работы является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Музыкальность является огромной, сложной системой, в которую входят: музыкальный слух и память, музыкальное мышление и воображение, эмоциональные и волевые качества исполнительства.
Второй этап – работа над каждой партией индивидуально, которая включает в себя: отработку трудных мест, применение различных приёмов игры, подбор удобной аппликатуры, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики, точную фразировку, разучивание основной партии. Большое и важное значение имеет владение основами исполнительской культуры, успех аккомпаниатора будет более полноценным и интересным только после тщательно отработанной и откорректированной партии.
Третий этап - предполагает безупречное владение инструментальной партии. Основная часть этого этапа - это работа с солистом. В ней совмещаются: знание партии партнера, наличие интуиции, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (это не относится к инструменталисту, так как они находятся почти на равном положении). Занятия с большим количеством участников (хором) содержат одинаковые задачи, как и в работе с солистом, но усложняются в количественном соотношении.
Значимую роль на этом этапе обучения играет быстрая реакция, которая включает в себя умение слушать партнера при совместном музицировании, что напрямую зависит от контактов партнера, от их интуиции. Предельная сосредоточенность и внимание на данном этапе работы должны соблюдаться в равном соотношении.
Четвертый этап - основой этой работы является создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения и поэтому требуют рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком . Именно этот заключительный этап работы определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертное выступление и служит репетицией первого исполнения произведения целиком.
Подход к подготовке публичного выступления очень индивидуален. Следует подчеркнуть, что с самого раннего возраста исполнителю нужно и следует прививать чувство ответственности перед слушателем и перед собой, ему необходимо привыкнуть к мысли о том, что качество его исполнения зависит лишь от него самого и любовь к публике с его стороны даст положительную ответную реакцию.
Из опыта различных музыкантов-исполнителей можно определить несколько различных форм этой работы:
- окончательная и полная готовность всех музыкальных произведений, которые включены в концерт за 5-7 дней;
- «отлёживание» произведений, включенных в выступление перед публикой за несколько дней;
- занятия по 5-6 часов в день концерта (включаются различные музыкальные произведения, которые исполняются на эстраде);
- репетиции по 1-2 часа в день (включаются в программу не только концертные произведения);
- в день концерта обыгрывание всех сочинений целиком, входящих в программу;
- проигрывание отдельных частей музыкального произведения, исполняющихся в день концерта.
Несмотря на различия существуют и определенные закономерности:
- планировать работу над трудными произведениями, для того чтобы избежать срывы и некачественное исполнение, которые приводят к ощущению страха перед выступлением;
- контролировать своё внимание, необходимое при выступлении;
- чувствовать уверенность в качественной работе и подготовки к концерту;
- благоприятный физический и психологический настрой музыканта;
- рациональное распределение перед выступлением своих сил;
- обыгрывание музыкальных произведений целиком, с целью ощущения взаимосвязи между сочинениями.

Концертное исполнение - итог и кульминациия всей работы, проделанной
концертмейстером над музыкальным произведением, цель которой раскрыть музыкально-художественный замысел произведения совместно с солистом, при высокой культуре исполнения.
Концерт - это одна из форм исполнительской практики. Главным и необходимым фактором успеха концертной деятельности является умение создать благоприятный контакт с публикой. Для того чтобы выступление прошло успешно существует несколько обязательных условий:
- артистизм и интуитивная установка исполнителей;
- умение держаться на сцене;
- мобилизация духовных и физических сил;
- любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности;
- иметь соответствующий внутренний настрой;
- обогащать свой исполнительский репертуар, включающий старинную и русскую народную музыку, а также произведения современных композиторов;
- разбираться в музыке разных эпох и стилей;
- пропагандировать своё искусство.
Всему этому способствуют профессиональные качества концертмейстера. При высочайшем исполнении и положительной реакции со стороны аудитории аккомпаниатор сможет осуществить все свои художественные замыслы, что дает возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.
Для развития исполнительских навыков молодым специалистам полезны многочисленные выступления, необходимо, чтобы будущие музыканты чаще участвовали в различных выступлениях, конкурсах, на вечерах, иметь возможность обыгрывать в классе произведения, готовящиеся к выступлению на публике. Камнем преткновения для музыкантов-исполнителей может являться волнение, оно может способствовать либо более яркому исполнению, либо отрицательно сказаться на выступлении. Волнение проявляется у каждого по- разному и отрицательного факта куда больше, чем положительного. Очень важно воспитать в сознании исполнителя чувство огромной радости и одухотворенности от общения с музыкой и говорить о настоящей удовлетворенности от концертного выступления.

3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.
Творчество концертмейстера проявляется особенно ярко в исполнительстве и связано с игрой на инструменте, поэтому важно, чтобы он постоянно работал над своим мастерством: больше импровизировал и читал с листа, вырабатывал навыки подбора по слуху и транспонирования.
Сочетание исполнительских навыков, музыкально-теоретических навыков, умения постигать и воплощать смысл музыки в конкретном звучании являются профессиональнами и исполнительскими качествами концертмейстера. Основным и важным условием для аккомпаниатора является наличие исполнительской культуры, которая включает в себя широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, отражение эстетического вкуса и готовность к музыкально-исполнительской работе.
Хорошо играющий концертмейстер и обладающий широким репертуаром всегда будет пользоваться большим авторитетом и его качество исполнения зависит от его профессионального уровня. В своей творческой деятельности аккомпаниатору приходится выступать и в роли исполнителя, ему необходимо не только свободно владеть инструментом но и иметь навык донести музыкальный материал до аудитории. Концертмейстер во время выступлений берет на себя роль ведущего, и следуя выбранному направлению, помогает партнеру и вселяет в него уверенность, старается сохранить индивидуальность солиста, а не подавлять его, аккомпаниатор анализирует особенности партии партнера, изучает мелодию, смысл и динамику развития, точность фразировки, форму произведения, создает определенный колорит звучания, постигает замысел музыкального произведения.
Деятельность аккомпаниатора очень тесно связана с партией солиста (вокалиста) или партнером по ансамблю (инструменталиста). Он помогает преодолеть все трудности, которые возникают у партнера по ансамблю, является его опорой, гармонической основой и фактурным богатством.
Большое значение имеет единство музыкальных взглядов аккомпаниатора и солиста. Концертмейстеру нужно очень хорошо знать партию солиста, так как музыкальное сопровождение и сольная партия неразрывны друг от друга.
Исполнительский процесс концертмейстера состоит из двух основных частей:
1- становление исполнительского замысла;
2- его воплощение.
Процесс становления исполнительского замысла начинается со знакомства нотного текста композитора и точным воспроизведением его на инструменте, максимально приблизить звучание инструмента к звучанию партии солиста. В сопровождении музыкального произведения должны найти отражение моменты взятия дыхания солистом.
После знакомства с текстом автора происходит осознание музыкального образа исполняемого произведения, его художественной идеи. Потом следует следующий этап в работе исполнителя - эстетическая оценка музыкального произведения, эмоционально-образное отражение услышанного.
Она представляет собой форму сотворческой деятельности исполнителя. У аккомпаниатора в процессе музыкального восприятия возникает свой исполнительский замысел, это идея дает установку к применению определенного круга исполнительских средств выразительности, которые способствуют наиболее полно раскрыть замысел автора.
Концертмейстер - интерпретатор музыкального сочинения. Интерпретация присутствует в формировании исполнительского замысла, в исполнительской деятельности, а также в процессе реализации.
Аккомпаниатор, постигая композиторскую задумку, старается передать своё представление об идейно-художественном содержании музыкального сочинения солисту и вместе с тем помогает партнеру донести задуманное до аудитории.
У концертмейстера, который работает над музыкальным произведением, есть возможность проверить собственную интерпретацию в процессе его воспроизведения, многократное проигрывание произведения является репетицией перед актом публичного выступления. Проходит работа концертмейстера намного сложнее, чем у солиста исполнителя, он несет ответственность не только перед слушателем, перед автором сочинения, перед самим собой и наконец перед партнером.
Вторая часть исполнительского процесса - воплощение творческого замысла. Перед аккомпаниатором возникают задачи, которые связаны с точной и правильной подачей идеи композитора до слушателя и главное умения подчинить публику своему воздействию, именно здесь концертмейстеру необходим эмоциональный подъем, артистизм и творческая воля. Темперамент, вдохновение и эмоциональное состояние исполнителя в целом влияют на исполнительский процесс. Существуют два образных типа концертмейстера:
- эмоциональный;
- мыслительный.
Аккомпаниатор эмоционального образного типа в процессе исполнения
одновременно с игрой на инструменте помогает солисту показами: мимикой, жестами. Артистизм такого концертмейстера раскрывается в сценических движениях, сценическом перевоплощении.
Сценические движения связаны с содержанием исполняемого произведения и оказывают влияние на процесс его восприятия слушателями.
Сценическое перевоплощение подразумевает способность аккомпаниатора действовать по логике содержания воплощаемого художественного образа. Этому типу свойственно достичь от солиста сопереживание, ответной реакции, подчинения его своему воздействию. Главная черта этого типа - способность воздействия на аудиторию путем передачи содержания внутреннего и художественного образа методом сценического перевоплощения.
У аккомпаниатора мыслительного типа существует совершенно другой подход к исполнительской и репетиционной деятельности, он более сдержан в эмоциональных проявлениях, тщательно продумывает и отрабатывает план концертного выступления, для него очень затрудительно быстрое реагирование на неожиданности по ходу выступления.
Выразительное исполнение произведений является главнейшей задачей в творчестве каждого музыканта. Динамика играет огромную роль в исполнительском искусстве и неразрывно связано с агогикой, фразировкой и артикуляцией, определяет индивидуальный исполнительский стиль концертмейстера, его эстетическую направленность, характер интерпретации.
Исполнение аккомпанемента направленно на реализацию определенных требований:
- достижение правильного распределения звучности, выразительное исполнение мелодической линии, ощущения гармонической основы баса;
- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии аккомпанемента с характером солирующий партии;
- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения.
Чтобы чувствовать себя уверенно во время выступления необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность и за исполнение партии солиста, ему важно как можно лучше готовить себя к общению с аудиторией, не выносить на выступление и суд зрителей недоработанные произведения. Это правило знает каждый музыкант, который имеет большой сценический опыт и не допускает эти нарушения. Огромное влияние на творчество исполнителя оказывает концертная исполнительская деятельность, что считается одним из важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.

4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

В концертмейстерской деятельности одной из главнейших задач является плодотворная работа аккомпаниатора, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкальных способностей, овладение сложным искусством - общения с солистом, так и с детским коллективом.
В обязанности концертмейстера музыкального фольклора помимо аккомпанирования на концертах, входит помощь в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от аккомпаниатора , помимо исполнительской подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать исполнителя, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.
Разучивая с обучающимся русской народной песни, концертмейстер наблюдает за выполнением солиста указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с элементарными основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.
Начиная работу с солистом, концертмейстер должен вначале представить ему возможность услышать произведение в целом, он должен мобилизовать свои умния и навыки на на раскрытие авторского замысла, создать индивидуальную исполнительскую окраску, трактовку произведения, реальную замыслам композитора, суметь найти выразительные исполнительские средства, установить контакт с вокалистом или коллективом - это все является его основной задачей для создания целостного художественного образа.
Работа концертмейстера с солистом над музыкальным произведением (русской народной песни) - процесс многоплановый. Чтобы воплотить идейно-художественный замысел композитора в исполнении аккомпаниатору нужно провести большую предварительную работу: определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании, составить исполнительский план, подобрать распевки и упражнения, выявить эмоционально-смысловое содержание исполняемого произведения.
В ходе рабочего процесса концертмейстера над музыкальным произведением составными частями являются:
- определение этапов работы с исполнителем;
- решение эмоционально-выразительных задач;
- поиск различных приёмов концертмейстерской деятельности;
- подбор рабочих жестов.
Аккомпаниатор разрабатывая свой исполнительский план руководствуется авторскиим указаниями и пожеланиями солиста. Для того, чтобы осуществить эту работу эффективно следует грамотно и доходчиво излагать свои мысли, понимать форму и язык произведения. Использование концертмейстерских приёмов является важной частью рабочего процесса, необходимо сделать акцент на выборе разнообразных жестов, способах аккомпаниаторской передачи солисту связи между частями и фразами, а также показе кульминаций. Процесс этой работы включает выявление и применение наиболее трудных мест и целесообразных приёмов их преодоления.
После того, как был определен художественный замысел произведения и музыкальные средства, нужно продумать приемы, при помощи которых замысел произведения можно воплотить при исполнении. Наряду с известными приёмами (динамка, фразировка, темп, агогика и др), нужно определить и чисто вокальные способы, как цепное дыхание, выразительная дикция. В процессе работы необходимо преодолеть вокальные, ритмические, дикционные и другие технические трудности, для того чтобы добиться практического воплощения замысла.
Творческая деятельность требует от концертмейстера применения знаний гармонии, истории музыкального народного творчества, анализа музыкального произведения, народной вокальной литературы, педагогики, методики, народных инструментов и их взаимосвязи.
Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Аккомпаниатор должен помнить, как ученик пел в классе на уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и исходя из этого, продумать заранее, над чем именно лучше поработать на следующем занятии.
Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Можно спеть несколько распевок или совместить и то, и другое. Иногда работа над произведением на занятии начинают по отдельным кускам, но часто бывает целесообразно сначала дать возможность ученику исполнить все произведение целиком (независимо от того, как он споет), после чего указать ему на главные ошибки, добиться их устранения, а затем снова повторить целиком уже в исправленном виде.
Если вокалист творчески активен, то можно пройти за одно занятие несколько произведений. Количество зависит от уровня их сложности и от степени завершенности работы над ними, а также от терпения и внимания учащегося, состояния его певческого аппарата, к которому надо относиться очень бережно. Иногда весь урок можно посвятить одному произведению, что приносит подчас больше пользы, чем работа над всей заданной программой.
Аккомпанирование солисту сильно отличается от работы концертмейстера с хоровым коллективом. Распостраненным видом такой деятельности в педагогичской практике является работа со школьным хором фольклорного отделения.
Акомпаниатору необходимо иметь навыки общения с различными хоровыми коллективами, он должен показать хоровую партитуру на инструменте, про вести распевание и уметь задать ему тон.

Выводы:
Концертмейстерская деятельность является базовой для решения целого комплекса задач: специальных, образовательных и воспитательных. Она станет успешной при наличии определенных качеств:
- интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
- направленность концертмейстера на практическую реализацию аккомпаниаторских навыков;
- музыкально- педагогические способности;
- применение знаний и умений в работе.