Выступление на тему Создание Школьной службы примирения


«Школьная служба примирения»
Подготовили: педагог-психолог МБОУ СШ №9 Ганина К.Н.
В процессе обучения в школе каждый ребенок и взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими обучающимися, с педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы, что не всегда приводит к желаемому результату.
Реакция правонарушителей на оказываемую им помощь зачастую не соответствует нашим ожиданиям, подростки не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями т.к. часто школа не имеет инструмента для работы по разрешению напряженных ситуаций. В результате конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методам. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков. Кроме того, в школе есть подростки, которые желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать и это то, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей. Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения.
Нормативно – правовой основой создания службы является Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Школьная служба примирения (ШСП) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда. Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией), где ученик или куратор ШСП выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.
В школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:
• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;
• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;
• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;
• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Цель школьной службы примирения - формирование благополучной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей и подростков; создание эффективной системы работы по разрешению конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений среди учащихся школы.
Задачи службы примирения:
обучение учащихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой:
1) Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2) Сторонам больше 10 лет.
3) Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
4) Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
Становление службы примирения проходит в несколько этапов:
Теоретический этап.
Данный этап включает в себя:
А) разработку и утверждение директором школы документации школьной службы примирения:
Положение о школьной службе примирения;
План работы службы на год;
Должностная инструкция руководителя службы и т.д.
Б) информирование всех участников образовательного процесса о создании школьной службы примирения через выступления на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях.
В) анкетирование обучающихся с 5 по 11 класс с целью определения уровня конфликтности в школе.
Г) формирование команды детей, для работы в школьной службе примирения. Отборочные процедуры проходят среди обучающихся 6 - 10 классов.
2. Тренировочный этап  – включает в себя проведение тренинговых занятий с группой детей-медиаторов. Данные занятия направлены на формирование у обучающихся базовых навыков медиатора (коммуникативных, переговорных, процедурных). В результате обучения слушатели должны овладеть необходимой информацией, позволяющей отграничивать медиацию от других альтернативных процедур,  понимать особую роль медиатора и роль сторон; выявлять преимущества и недостатки медиации применительно к конкретному спору; уметь разбираться в организации процедуры медиации; освоить основные принципы проведения медиации; изучить различные модели переговоров и приобрести практические навыки участия в качестве медиаторов и представителей сторон или самих сторон  в процедуре медиации. 
Программа обучения медиаторов предполагает чтение лекций,  проведение практических занятий, тренингов, деловых игр. Также на данном этапе совместно с детьми-медиаторами организовывается разработка эмблемы, девиза, плаката ШСП.
3. Практический этап, заключается в практической работе по проведению программ примирения. Школьники – медиаторы помогают разрешать конфликтные ситуации.  Обучающиеся - ведущие самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, т.е. узнают от взрослого краткую информацию о происшедшем и общие сведения об участниках конфликта, встречаются со сверстниками с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи.
Важно, что для того, чтобы служба примирения могла провести программу примирения для решения какого-либо конфликта, этот конфликт не должен сначала решаться на других уровнях.
Ожидаемые результаты деятельности службы примирения: 
1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Социализация обучающихся через технологии конструктивного общения, формирование правовой культуры.
4. Ранняя профилактика правонарушений.
Эффективная работа школьной службы медиации возможна лишь при тесном сотрудничестве администрации, классных руководителей, участников службы.
Школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других,  брать ответственность за свои поступки и за их последствия.