Организация школьной службы примирения


Организация школьной службы примирения
Внутришкольные конфликты повседневны: школьники конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Проводимые среди школьников старших классов опросы свидетельствуют, что наиболее актуальными подростки считают для себя конфликты в следующих системных парах: ученики – родители, ученики – учителя, ученики – ученики.
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы.
Вместе с тем, в последнее время в различных регионах России (а также и в Москве) создаются альтернативные таким чисто административным механизмы: это и деятельность школьных психологов, и школьные службы добровольных помощников милиции, и введение поста школьного уполномоченногопо правам ребёнка или по правам участников образовательного процесса (так называемого, школьного омбудсмана), и создание разнообразных школьных служб (психологических, примирения и пр.).Медиа́ция  — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной стороны — медиатора, который помогает конфликтующим сторонам разрешить спор максимально выгодно.
Слово медиация происходит от от лат. mediare, т.е. посредничать. Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Только называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг» и т.п.
Чем же отличается медиация от других форм урегулирования споров?
- В медиации стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов.  
- Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
- Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому ему легчу наладить с ними контакт.
- Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга,
- самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Технология медиации применяется в различных областях:
коммерческие споры
меж- и внутрикорпоративные спорыспоры в банковской и страховой сфере
конфликты на работе
семейные споры
споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью и многое другое
а также в образовании.
Чего мы и коснемся немного поподробнее.
В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду.
В школах используются различные формы по разбору и урегулированию конфликтов – это и педсоветы, и работа инспектора, обращение в КДН, отряды профилактики правонарушений, школьные комиссии профилактики правонарушений и т.п.
А в 2012 году на основании Указа Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г. был утвержден План первоочередных мероприятий, п. 64. которого говорит об организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях.
В 2013 году для педагогов-психологов города были организованы курсы по школьной медиации, которые прошла и наш психолог Марина Юрьевна.
После чего началась подготовительная работа в гимназии по созданию и работе школьной службы медиации:
- психолог с учителями провела обучающий семинар
- был оформлен информационный стенд
- с родителями на одном из родительских клубов была затронута тема путей разрешения школьных конфликтов
- учащиеся и родители были познакомлены с понятием и функцией школьной службы примирения
- разработано положение
- подготовлен приказ
Школьная служба примирения в нашей гимназии начала работать с ноября 2013 года.
При организации нашей работы основным ориентиром явился сайт Антона Коновалова, разработчика концепции школьной службы примирения.
Итак, для организации школьной службы примирения необходимо:
издать приказ, в котором необходимо назначить руководителя (куратора) службы, указать участников программ примирения;
разработать Положение о службе, утвержденное администраций образовательного учреждения, в котором указывается правовая основа службы, принципы, порядок работы;
разработать порядок работы медиаторов;
завести журнал регистрации случаев;
вести регистрационные карточки;
разработать бланк примирительного договора
вести мониторинг деятельности службы примирения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения.
Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог и прочее.
Куратором (руководителем) должен быть выбран человек, который:
сам заинтересован в развитии восстановительных практик в школе и принимает их ценности;
имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях;
пользуется авторитетом у учителей и учеников;
может отстаивать свое мнение перед администрацией;
может организовать неформальную группу школьников;
готов продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех лет) работать со службой примирения.
Из этого следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать, поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе новый подход куратор делает сам.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Набор школьников-медиаторов в службу примирения
Отбор участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому все заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому, например, что участники тренинга получат много важных навыков для себя, но медиаторами для других не станут.
Как происходит набор будущих школьников-медиаторов?
Обычно набор проходит так: куратор обходит старшие классы (обычно это 8-ые и 10-ые) поскольку у них нет экзаменов) и задает им два вопроса. Первый вопрос предполагает анонимный ответ и звучит примерно так: «К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать».
Второй вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя.
В результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то назвали 3-4 человека, то значит, способности к решению чужих конфликтов, у него скорее всего есть, а если и ему самому это интересно – то это кандидат на базовый семинар по восстановительной медиации.
Со списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они могли внести свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников (например, кто-то из учащихся перегружен, ему далеко ездить или еще что-то). Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и потенциальных медиаторов, и самих учеников школы.
После тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил, что будут медиаторами - приносят разрешение от родителей. Если родители не дают разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет причину отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить (например, что это не психологическая работа или сколько времени примерно времени будет занимать работа в службе примирения).
Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и медиаторов
куратор и медиаторы должны пройти обучение у тренеров, имеющих собственную практику восстановительной медиации.
куратор и медиаторы должны не реже чем раз в год проходить супервизию их работы со случаем в профессиональном сообществе
куратор и медиаторы должны иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительной медиации.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; В 273-ФЗ в статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в случае применения процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений»);Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 №1121-р), в которой одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и социальной политики государства определяется как «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия,… реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур»;Указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения;
«Стандарты восстановительной медиации» 2009 года, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы медиаторов в школьных службах примирения;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): «… как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
Статья №76 УК РФ указывает, что: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).
Порядок работы медиаторов:
Этап 1. Подготовительный
Этап 2. Индивидуальные встречи со сторонами (состоит из 4-х фаз: создание основы для диалога; понимание ситуации; поиск вариантов выхода; подготовка к встрече)
Этап 3. Встреча сторон (состоит из 6 фаз: создание условий для диалога; организация диалога между сторонами; поддержка восстановительных действий и фиксация решений сторон; обсуждение будущего; заключение соглашения; рефлексия встречи)
Аналитическая беседа (через 2- недели)
Деятельность школьных служб примирения приводит к следующим результатам.
Для региона:
формируется команда, практикующая программы восстановительной медиации в школах при взаимодействии с КДН и ЗП и социальными службами;
снижается удельный вес репрессивных санкций реагирования на конфликты и криминальные ситуации с участием несовершеннолетних при одновременном возрастании ответственности семей и подростков за процесс возмещения вреда;
появляются условия для цивилизованного взаимодействия между людьми в образовательных учреждениях.
Для детей и подростков:
дети становятся более ответственными и культурными, снижаются враждебность, напряжённость и эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов; многие конфликты не перерастают в правонарушения;
дети получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаются ценными, подростки получают возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
повышается показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей);
участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами правонарушений, получают удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы со стороны детской среды;
дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах, проявляют раскаяние, возмещают вред, который был причинён совершённым им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред;
создаются условия для планирования позитивного будущего детей-право-нарушителей;
возрастает количество внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур).
Для специалистов:
специалисты получают новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников;
специалисты получают инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов; снижается риск криминализации подростковой среды;
расширяется спектр приёмов и подходов, используемых специалистами для поддержания порядка в детской среде; вместо дидактических и карательных применяются интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций при усилении роли детского самоуправления;специалисты смогут включиться в общероссийское движение за восстановительное правосудие.
Семь модулей подготовки специалиста службы примирения:
Модуль 1А. Программа «Восстановительная медиация и организация школьной службы примирения» - 36 ч.
Модуль 1Б. Программа подготовки медиаторов-ровесников для старших школьников. - 36 ч.
Модуль 1В. Программа «Работа медиатора с трудными случаями» 24- 36 ч.
Модуль 2А.  Программа «Решение групповых конфликтов через Круг поддержки сообщества» - 36 ч.
Модуль 2Б. Восстановительная компетентность в работе педагога.
Модуль 3А «Семейный совет» (семейная групповая конференция)
Модуль 3Б. Подготовка тренеров школьной службы примирения
Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.
Для поддержки ШСП были созданы ассоциации медиаторов, территориальные службы примирения (курирующие ШСП), разработаны этапы создания и поддержки школьной службы примирения и т.д.
Территориальные службы могут реализовывать разные программы: медиацию, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции (при условии прохождения подготовки по методике их проведения специалистами службы).
Руководитель (координатор, куратор) территориальной (муниципальной) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении, выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами.
Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в следующих направлениях:
Проводить медиацию по конфликтным и криминальным делам из КДНиЗП, судов, школ, по обращению граждан.
Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения на территории.
Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.
Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на территории.
Программа примирения в территориальной (муниципальной) службе примирения может проводиться между несовершеннолетними, несовершеннолетним(и) и взрослым(и), между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего.
Специалисты территориальной службы работают по сложным случаям из школ, по обращениям из комиссий по делам несовершеннолетних и полиции, по обращениям граждан района. С другой стороны, эти службы координируют работу служб примирения в районе, поддерживают и обучают медиаторов (в т.ч. учащихся)и кураторов школьных служб примирения, проводят супервизию, консультирование, организуют круглые столы и конференции медиаторов, детские фестивали школьных служб примирения, взаимодействуют с прессой и т.п.
Существует региональный координатор, который является председателем региональной ассоциации медиаторов, вместе с которой он осуществляет свою деятельность в регионе.
В настоящее время кроме Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации (председатель Рустем Максудов) в регионах работают: Ассоциации в Москве, в Волгоградской области, Самарской области, Тюменской, Кировской, Ростовской, Вологодской, Пермском крае, Красноярском, Новосибирске, в Чувашии. Председателем Татарстанской ассоциации медиаторов является Шарифзянова Кадрия Шаукатовна.