Конспект занятия с медиаторами школьной службы примирения «Конфликт и его разрешение»
Конспект занятия с медиаторами школьной службы примирения «Конфликт и его разрешение»
Согласно закону «Об образовании» созданы в школах Школьные службы примирения. Школьная служба примирения – это волонтерское движение на принципе добровольничества. Данные принципы заложены в направлениях деятельности Российского движения школьников, таких как гражданская активность и личностное развитие. Школьная служба примирения это новое направление в работе образовательной организации. Содержание деятельности данной службы неразрывно связано с деятельностью школьного психолога. Именно он может являться куратором и организатором работы школьных медиаторов. Данное занятие проводится после нескольких занятий с детьми-медиаторами.
Цель занятия: подготовка детей- медиаторов для разрешения конфликтов в школьной среде.
Задачи занятия:
- определить главную роль медиации и предстоящей деятельности детей-медиаторов;
- структурировать полученные знания о конфликтах и способах их разрешения;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Возраст участников: 7-9 класс.
Этапы занятия Содержание занятия
Вводное слово.
-Что такое Школьная служба примирения и с какой целью она создана, чему мы научились и как мы работаем в ней – сегодня поговорим.
Упражнение «Медиатор»
- Скажите, какие у вас ассоциации возникают, когда вы слышите Школьная служба примирения. (участники называют ассоциации)
- Давайте посмотрим и вспомним что это такое? - (Школьная служба примирения нацелена на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении).
3.Основная часть.
3.1. Признаки конфликта.
-Скажите, с какими ситуациями работают в школьной службе примирения? (с конфликтными)- А как понять, является ли ситуация конфликтной? (Признаки конфликтной ситуации (1) наличие ситуации, воспринимаемой как конфликтной; 2) неделимость объекта конфликта (предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликта); 3) желание участников продолжать конфликтное взаимодействие, для достижения своих целей, а не выход из ситуации; 4) напряженность в отношениях.).
3.2. Понятие конфликта.
- А что такое конфликт? Понятие конфликта. (Конфликт – (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.)
- А как вы думаете, а какие конфликты бывают? (Конструктивные (позитивные), Деструктивные (разрушительные), Межгрупповые (между социальными группами), Внутригрупповые (в группе), Межличностные (между людьми из-за личностных особенностей), Внутриличностные (конфликт чувств, потребностей) .3.3. Значение медиации.
- Скажите, кто помогает разрешать конфликты и работает в Школьной службе примирения? (медиатор)
- Скажите, кто такие медиаторы? (ответы участников) (Значение медиации: Организация диалога между конфликтующими сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия(извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред).Важный результат медиации может быть соглашение или примирительный договор.
4. Практическая работа в группах.
4.1. Основы медиации.
- Я сейчас предлагаю вам поработать в группах:
1 группа – необходимо определить образ медиатора и какими качествами ему необходимо обладать; (выполняет задание на ватмане – выбор листочков и создание образа) (Открытый, общительный, тактичный, внимательный, вызывающий доверие, иметь чувство юмора, принимать людей такими, какие они есть, умение понять другого, терпеливый, безоценочно воспринимать другого, независимый, эмоциональный, анализировать причины, управлять другими, уметь повлиять на другого, честный, наказать за проступок, встать на сторону обидчика, рассудить каждого, дать совет, осудить за проступок, лидер, рассудительный, вспыльчивый, агрессивный, непостоянный).
Правильные ответы: Открытость, общительность, тактичность, внимательность, умение вызвать доверие и уважение, иметь чувство юмора, принимать людей такими, какие они есть, умение понять другого человека, умение безоценочно воспринимать другого человека, умение быть независимым, умение устанавливать эмоциональный контакт с другими, умение анализировать причины конфликта.
2 группа – необходимо определить принципы работы медиатора; (выполняет задание на ватмане – выбор листочков и определение принципов и объяснение) (Добровольность, информированность, нейтральность, конфиденциальность, ответственность, заглаживание вреда обидчиком, самостоятельность, научность, наглядность, доступность, контроль, системность, качественность, хаотичность). Правильные ответы: Добровольность, информированность, нейтральность, конфиденциальность, ответственность, заглаживание вреда обидчиком, самостоятельность.
3 группа – необходимо определить алгоритм решения конфликтной ситуации – выполняет задание на ватмане – (выбор листочков и создание алгоритма решения конфликта) (Подготовительный, сбор информации, соблюдение критериев, Предварительные встречи, подготовить конфликтующие стороны к встрече, выслушать точку зрения каждого , совместно рассмотреть различные выхода из конфликта, Примирительная встреча , выслушать взгляды участников конфликта, организация диалога о разрешении конфликта, заключение примирительного договора, Выполнение примирительного договора, получение обратной связи о выполнении договора, Практический, разыгрывание различных ролей, Деятельностный, составление плана действий, активный, написание правил общения).
Правильные ответы:
1.Подготовительный.
сбор информации;
соблюдение критериев.
2. Предварительные встречи.
подготовить конфликтующие стороны к встрече;
выслушать точку зрения каждого;
совместно рассмотреть различные выхода из конфликта.
3.Примирительная встреча.
выслушать взгляды участников конфликта;
организация диалога о разрешении конфликта;
заключение примирительного договора.
4. Выполнение примирительного договора.
получение обратной связи о выполнения договора.
- Представьте ваш результат работы с объяснением причин выбора.
4.2. Разрешение конфликта.
- Сейчас я вам предлагаю разрешить конфликтные ситуации.
Конфликтная ситуация №1:
Учительница сказала, что скоро в школе будет проводиться «Праздник осени». Маша и Вика, лучшие ученицы класса, захотели подготовить номер для выступления. Они предложили проиграть сценку, где была одна только главная роль – Осень и несколько второстепенных ролей. Девочки организовали других ребят для выступления, распределили роли и собрались репетировать. После уроков Маша и Вика с другими ребятами стали проигрывать сценку и Маша стала исполнять главную роль, на что Вика сказала, что будет эту роль играть она. Завязался спор между подругами, в порывах сыпались обидные слова, потом Маша убежала и отказалась участвовать в празднике. Разрешите конфликтную ситуацию.
Конфликтная ситуация №2:
Олег – ученик 8 класса, общительный, занимается спортом. Однажды, общаясь в социальных сетях, Олег увидел прикольную фотографию друга Саши и добавил к ней смешной комментарий. Саше комментарий не понравился и он в ответ обозвал Олега, на что он начал оскорблять его дальше. На следующий день, когда ребята пришли в школу, Саша начал выяснять отношения с Олегом, сыпались оскорбления в адрес друг друга и ребята чуть не подрались. Разрешите конфликтную ситуацию.
Конфликтная ситуация №3:
Витя, Егор и Стас учатся в одном классе. Они записались на кружок по ракетомоделированию. Ребятам так хотелось построить ракету- современную, новую. Когда они пришли заниматься, то Витя и Егор стали собирать вместе, а Стасу сказали, чтобы он просто смотрел. Стас возмутился и сломал собранную ракету и со слезами убежал с кружка. Разрешите конфликтную ситуацию.
- Представьте разрешение конфликта.
5. Подведение итогов.
- С какой целью создаются в школе Школьные службы примирения?
Итог: Школьная служба примирения – новое направление в работе для всех, и данная служба необходима среди школьников, так как она помогает научить детей разрешать конфликты, учит действовать согласованно, находить компромисс при разрешении конфликта.
6. Обратная связь.
- Попрошу на ладошках выразить эмоциональное отношение к мероприятию, можно высказать предложения и пожелания.