Конспект Мастер-класса по русскому языку «Запомни слово»


Мастер-класс по русскому языку
«Запомни слово»
Андрианова Н.Н., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе.
Словарно – орфографическая работа – один из важнейших этапов урока русского языка.
Учащиеся должны запомнить большое количество слов, задача учителя - пробудить интерес детей.
Упражнения для проведения словарно - орфографической работы должны быть направлены на активизацию словесно – логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.
На уроках необходимо рассматривать лексические значения слов, исследовать их этимологию, разбирать правописание и выполнять различные творческие задания. Тематика заданий может быть разной.
Словарная работа по теме: «Огород»
-Разгадайте секретную запись.
Г Р Х Г Р Ц К Р З Н
П М Д Р М Р К В Ь
(Выпали гласные буквы)
-Какие слова получатся, если вставить гласные?
горох огурец корзина
помидор морковь
- Все, что лежит в корзине как можно назвать одним словом? (Овощи)
-Найдите опасные места в словах.
- Что общего в этих словах?
(В корне всех этих слов имеется непроверяемая гласная буква о, написание которой нужно запомнить)
- Опишите каждый овощ.
Горох - маленький, круглый, зеленый
Помидор – круглый, красный, (желтый), сочный
Огурец – продолговатый, зеленый, хрустящий
Морковь – оранжевая, твердая
Слово огурец пришло в русский язык из греческого языка. Огур, что означало неспелый, несозревший. Огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели.
Слово помидор пришло в русский язык из итальянского языка. Итальянское слово помидор означает золотое яблоко. Французы называют это растение томатом. У нас не принято говорить томаты, но томатный сок из помидоров называем томатным. Этот полезный овощ долгое время считался несъедобным и даже ядовитым.
– Где выращивают овощи?
(На огороде)
Огород – участок земли, грядки под овощи, обычно вблизи дома.
горох огурец корзина
помидор морковь
- Н а какие группы можно поделить слова?
( Которые состоят из двух и трех слогов )горох огурец
морковь помидор
корзина
(Есть слова женского и мужского рода)
морковь горох
корзина огурец
помидор
II. Этап знакомства
со словарным словом капуста
- Отгадайте загадку.
Семьдесят ..., а все без ... .
- Кто догадался, что это? (капуста)
Капуста огородный овощ, растущий кочаном, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев
- Подберите родственные слова.
Капуста, капустник, капустница
-В этих словах есть одинаковая часть слова – капуст -, где буква а является непроверяемой безударной гласной.
Название капуста получила от латинского капут, которое имело значение «голова», «кочан».
Когда вы слышите слово капуста, что или кого вы представляете?
- Кочан капусты - как большая голова.
-Капуста похожа на большой шар.
-Кто из животных очень сильно любит капусту? (зайцы, кролики)
Какие слова или рисунки могли бы стать вашими помощниками при запоминании слова капуста?
голова
кочан
шар
заяц
В огороде, что за шум?
Кто кричит: «Караул!»?
Бабу Фросю кто обидел?
Кто старушку напугал?
Это заяц длинноухий
З а капустой прискакал.
зк а п у с т а
я
цИгра «Перевертыши»
АТСУПАК – капуста
ЕЛКВАС – свекла
УЛК – лук
ОКОВМРЬ – морковь
ЛЕФОТКАРЬ – картофель
ДОРМИПО – помидор
ОЦУРЕГ - огурец
III . Словарная работа по теме: «Дни недели»
-Отгадайте загадку.
Есть семь братьев:
годами равные, именем разные
-Это дни недели.
-Что означает слово неделя?
Промежуток времени семь дней от понедельника до пятницы.
Слово неделя есть во всех языках: украинском, болгарском, польском. Это слово не делати и обозначало в древнерусском языке день отдыха.
Когда - то у славян началом недели считали воскресенье. Воскресенье у славян называлось неделя.
Понедельник - так стали называть первый день недели.
Вторник - второй день недели.
Среда – середина, средний день недели.
Четверг - четвертый день недели.
Пятница – пятый день недели.
Суббота. История этого слова небычна. Из еврейского языка оно пришло в греческий, из греческого в славянский, а оттуда в русский.В еврейском языке слово суббота читалось как шаббат, что означает «отдых, праздник»
Воскресенье – связано с древней историей Иисуса Христа.
Решите орфографические задачи:
Какое слово является родственником словам неделя, понедельник?
Какие из дней названы по счету?
Какое название недели – слово неславянского происхождения?
Какой день недели связан с древней историей?
IV. Словарная работа по теме: «Школа»
девочка пенал
дежурный тетрадь
директор учитель
дирижер ученик
фамилия ученица
Какой общей темой объединены эти слова?
- Какое слово вас смущает?
Дирижер – пришло к нам их латыни, диригерэ –управляющий. Во французском дирижэ – управляющий оркестром.
Директор – руководитель предприятия, школы.
2. Дежурный – от французского слова жур – день, на этот день.
3.С каким словом сочетаются слова: маленькая, кудрявая, смелая, внимательная, трудолюбивая, сероглазая, знакомая? (девочка)4.Слово класс произошло от латинского слова классис, т.е. разряд, ступень обучения. Слово класс имеет три значения:
ступень общеобразовательной школы, соответствующая какому –либо году обучения;
группа учеников одного и того же года обучения;
Класс – комната для занятий в школе.
5.Как одним словом назвать того, кто учится в школе?
6. С каким словом сочетаются следующие слова: молодой, строгий, любимый, школьный, сельский (учитель).
-Кого называют учителем?
-Учитель – тот, кто преподает какой – либо предмет в школе.
-Запишите пословицу.
Ученику - удача, учителю – радость.
7.В древнем Риме это слово обозначало всех членов семьи, Во Франции это слово до сих пор обозначает род, семья, дом. О каком слове я говорю?
Фамилия. Фамилии, имена, отчества пишем с заглавной буквы.
Запишите слова:
Владимир, Виталий, Вера, Виктор
-Что их объединяет? ( Все имена начинаются с буквы В)
-Какое слово лишнее?
1. Слово Вера. Это женское имя.
2.Лишнее слово Владимир. Оно начинается с твердого согласного звука, все остальные слова, начинаются с мягкого согласного звука.
-На какие группы можно разбить слова? (Женские и мужские имена, двусложные и трехсложные слова)
8.Отгадайте загадку.
Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки
Тетрадь – сшитые листы линованной бумаги в обложке.
9. Отгадайте еще одну загадку.
Если ты его отточишь –
Нарисуешь все что хочешь.
Карандаш - слово пришло к нам из тюркского языка и означает черный камень: кара – черный, даш – камень.
10. Следующее слово обозначает футляр для хранения ручек, карандашей, раньше хранили перья.
V. Словарная работа по теме: «Улица»
В населенных пунктах два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда. Что это?
Улица.
Есть улицы центральные, высокие и важные,
С витринами зеркальными, с гирляндами огней...
Поет Ю. Антонов в своей песне
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную,
И на Тенистой улице я постою в тени.
Вишневые, Грушевые, Зеленые, Прохладные...
-Какие названия улиц есть в нашем городе? Давайте обратимся к указателю названий улиц, проспектов, площадей, проездов, переулков города Балашова.
Какое правило мы должны помнить, когда записываем название улиц?
Практическая работа с картой г. Балашова.
-Что заметили, когда разглядывали карту?
-Есть улицы, названные в честь великих писателей и поэтов: Тургенева, Чехова, Есенина, Крылова, Лермонтова, Пушкина, Рылеева.
-Запишите слова в алфавитном порядке.
Улицы получили названия по названию городов: Астраханская, Вольская, Камышенская, Пензенская, Саратовская, Симбирская.
Улицы назвали в честь балашовцев - героев ВОВ: Агеева, Белозерцева, Захарова, Зюльковского, Исипина, Ревякина, Обухова, Фомина.
Есть в городе проспект Космонавтов, улицы Гагарина и Титова, улицы имени знаменитых людей: Макаренко, Мичурина, Софинского, Тимирязева и многие другие.