Проектная деятельность в начальной школе
«Проектная деятельность в начальной школе»
Успех учащихся в взрослой жизни в современном мире определяется способностью человека организовать свою деятельность, как проект. Умение ставить жизненные цели, задачи, намечать план действия, видеть перспективу, находить ресурсы, оценивать и анализировать свою деятельность, находить пути корректирования и исправления ошибок для достижения поставленной цели. Работа над проектом начитаются уже в начальной школе. Это способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей способности к самоопределению. Важно, чтобы сами обучающие ставили перед собой учебные проблемы и решение их носило самостоятельный характер, а учитель выступая в роли консультанта. Темы для проекта должны быть понятны и доступны для детей. Чем младше ребенок, тем проще проект. Можно ученикам использовать план, который поможет самостоятельно создать проект.
План.
1.Выбор темы.
2.Вопросы по теме.
3.Предполагаемые ответы.
4. Нахождение источников.
5.Изучение источников.
6.Выводы.
7. Оформление работы.
8. Представление работы.
Проектная деятельность может иметь разные формы работы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
В своей работе я использую разнообразные виды проектов.
Творческий проект предполагает свободный подход к формированию результата. Это создание книжек – малышек, макетов, видеофильмов, декоративно – прикладных работ и. т. д. В конце 2 класса обучающихся были на экскурсии «Наш Новосибирск родной», результаты которой перешли в творческий коллективный проект в виде видеофильме о нашем городе. Продукт этого проекта можно использовать для других учащихся в виде виртуальной экскурсии.
Исследовательский проект, я считаю одним из самых сложных видов проекта, поэтому чаще я его использую в 3 – 4 классе. Это практические, лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдений. Учащихся моего класса работают по таким темам: «Римские цифры», где используется метод опроса; «Выращивание картофеля разными способами», «Выращивание цветов при разных условиях», используя метод эксперимента; совместный проект родителей и детей «Родословная моей семьи» и т. д. Его можно представить в классе, школе, районе, городе.
Информационный проект, который направлен на сбор, анализу, обобщения и представления его перед слушателями. Такой вид проекты используется уже начиная с 1 класса. Темы использую разнообразные: «Аквариумные рыбки», «Как ухаживать за комнатными растениями»; «Мои любимые Зверюшки» (Всероссийский конкурс в интернете 3место – 3 человека, 2 место- 1 человек.)
Ролевой проект, где продукт ни менее сложный является своей работы надо представить в роли реальных или визуальных героев. Темами такого вида проекта могут быть «Как я поступил бы на месте героя», «Изменить отрицательного героя в положительного», «Придумать свое окончание произведения».
Выполняя исследование в группах дети разного уровня способностей могут проявить лидерские качества. Участие в такой деятельности повышает уверенность в себе, появляется потребность в получении новых знаний и умений. Проектная деятельность содержит огромный развивающий потенциал, нацеленный на развивающее обучение и формирование творческой личности, способной у самореализации.