Статья: Занимательный материал в работе со словарными словами
О. В. Курасова
МКОУ «Тресвятская СОШ»
Новоусманского района
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В СВЕТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ.
Современное общество меняется очень быстро. Школа меняется вместе с обществом, иными становятся и требования к выпускникам современных школ. Они не только должны иметь определённый багаж знаний, но и ещё умело применять эти знания на практике, используя при этом творческий подход и самостоятельность. На это делается акцент и в стандартах нового поколения. В них, в частности, говорится и о значении изучения русского языка, от которого зависит качество подготовки учащегося по другим школьным предметам. Уже в начальной школе ученик должен овладеть навыками грамотного, безошибочного письма. Для этого нужно заинтересовать учащегося, воспитывать стремление совершенствовать свою речь, воспитывать желание сохранять чистоту языка.
В русском языке есть слова, написание которых не поддаётся никаким правилам. Это, так называемые, словарные слова. Всем известно, что работа с такими словами и трудна, и скучна, если её не разнообразить. Хочется поговорить о некоторых способах и приёмах, которые помогут сделать работу со словарными словами, не только интересной, но и помогут учащимся включиться в практическую деятельность, проявить творчество и самостоятельность расширить их. Конечно же, это может быть занимательный материал: загадки, пословицы, фразеологические обороты, сказки, стихи, игры, ребусы, кроссворды; такой интересный вид занимательности, как файнворды, которые дети очень любят.
Сначала всё это можно давать детям в готовом виде, а потом предложить придумывать самим, устраивать конкурсы на лучшие загадки, стихи, сказки, файнворды, игры. Ребята с удовольствием включаются в такую работу. Например, можно поиграть
Игра «Угадай последнее слово и запиши».
Ты, Серёжа, молодец! –
Похвалил меня…(отец)
Сапожник! Сапожник!
Скорей помоги!
Совсем износились
Мои…(сапоги)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…(горох)
Загадки:
Из куста появился,
В карман покатился,
На зубах очутился. (Орех)
Замечательный художник
У окошка побывал.
Угадайте – ка, ребята,
Кто окно разрисовал?(Мороз)
«Эстафета»: у каждого ряда листок бумаги и карандаш. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают слово из словарика и передают листок впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей листок первым попадёт на учительский стол.
«Кто больше?» Учитель предлагает, за определённый промежуток времени, написать как можно больше словарных слов. Выигрывает тот, кто больше и без ошибок напишет.
Кроссворды:
«Начинай на букву…», «Заполни клетки» и т. д.
Дети с удовольствием предлагают свои варианты игр. А какие сказки о словарных словах придумывают они! Например: « Жил – был мальчик по имени Гор. Он так часто думал о девочке по имени Долли, что его так и стали называть – Гор о Долли. Постепенно от имени девочки осталась только одна первая буква – Д, а потом, и вовсе, все буквы соединились, и получилось слово – город, в котором теперь живёт очень много мальчиков и девочек». ( Наташа Х.)
После того, как дети познакомились с файнвордами, они стали с таким удовольствтем их придумывать! Вот несколько файнвордов, которые можно предложить детям:
(Найти зашифрованое словарное слово)
Прогулка в лес
Однажды мы пошли на прогулку в лес. Повсюду валялся мусор. О, как это грустно! Нам пришлось собрать мусор в пакеты. Стало чисто и красиво.
После дождя
Неожиданно дождь прошёл. Только долго слышалось «кап – кап» у старого дуба. Это стекала с листьев дождевая вода.
Кормушка
Вова с папой повесили под окном кормушку. Каждый день сюда прилетали синички. Однажды к ним присоединился воробей. Закричали синички: «Вор он! Гнать его надо! Вор он, а мы его терпеть не будем, потому что - вор он!» У шкафа сидел Вова и думал про:«Вор он или нет?» А вы, как думаете?
Постепенно дети и сами с удовольствием будут составлять такие файнворды, а сначала можно предложить им составлять словосочетания, предложения, в которых зашифрованы словарные слова:
У лица летали бабочки и стрекозы.
Надев очки, Аня стала читать.
Ира налила папе сок.
Ира папе налила сок.
Вика рано пришла к Даше.
Очень хорошо использовать в работе со словарными словами пословицы и фразеологические обороты. Например: на доске записаны пословицы с пропущенными словами, предложить детям вставить подходящие по смыслу слова. «Не велик … да краснеет нос.(мороз)», «Нет ничего краше, чем… наша. (Родина)» и т. д.
Можно провести игру «Фотоглаз» Показать карточки с написанными фразеологизмами, учащиеся должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово. При проверке следует прочитать, вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят. «Прикусить язык» (Это выражение употребляется в значении «помолчать»), «Ждать у моря погоды» (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным) и т.д. Использование фразеологизмов и пословиц на уроках способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
А какое обширное поле даёт работа со словарными словами для проектной деятельности! Это могут быть проекты: «Словарные слова в стихах (загадках, пословицах, сказках и т. д.), «Словарные слова и файнворды» и другие.
Хорошие результаты получаются, если есть системность в деятельности. Например:
На уроках русского языка идёт работа со словарным словом «сорока», используется файнворд «Прогулка в лес» (Проводится ещё и воспитательная работа) На уроке чтения заучивается скороговорка «Сорок сорок летали у дорог». На уроке изобразительного искусства дети рисуют птицу и подписывают её название. На уроках технологии – изготавливают счётный материал для первоклассников, а на уроках окружающего мира и во внеклассной работе готовят проект о птицах, подкармливают их.
Систематическая и системная работа со словарными словами, использование занимательного материала помогают привить у учащихся стойкий интерес к изучению русского языка, формированию коммуникативной компетенции, расширяют поле деятельности учащихся, а практическая направленность является условием формирования самостоятельности и ответственности, помогает выявлению индивидуальных особенностей. Всё это вместе взятое помогает ученику стать уверенным и успешным на протяжении всех лет обучения.
Список литературы
1. А.К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
2. Журнал «Начальная школа» №7, 2002.
3.Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.
4. Проектная деятельность. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.