Конспект урока по русскому языку на тему Буквы о-а в корнях -кос- -кас-


Буквы о-а в корне кос-кас.
Цель:
знать условия выбора написания гласных а и о в корне кос-кас;
Задачи:
Формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне кос-кас;
Уметь делать правильный выбор гласных
Уметь обозначать условия выбора гласных.
Уметь отличать слова с чередующими гласными от слов с проверяемыми гласными
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Повернитесь, пожалуйста, друг другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Тринадцатое октября.
Классная работа.
Работа стекстом.
Я вас приглашаю совершить экскурсии в осенний лес.
Прочитайте выразительно отрывок.
Текст.
Золотая осень прик..снулась волшебной палочкой к дерев..ям, и сказочный мир леса забл..стел разноцветными огнями. Я заб..раюсь в лесную глуш.. . Вот на березу садит..ся дятел и тихонько к..сается ствола клювом. С дерева падают и медленно ложатся на землю листья. А вот на лесной полянке р..стёт огромная старая ель. Как чудес..но в лесу ранним осенним утром!
Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)
Определите тему текста (осень)
Какова основная мысль текста? (Как чудесно в лесу ранним осенним утром!)
Озаглавьте текст. (Золотая осень)
Определите стиль и тип речи. (Художественный, описание)
Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?
Каково оно? Какое предложение подсказывает это?
Индивидуальное задание: синтаксический разбор предложения С дерева падают и медленно ложатся на землю листья.

Начертите схему первого предложения и объясните.
Выписать слова с пропусками. Графически объяснить.
Прикоснулись
Деревьям
Заблестел
Забираюсь
Глушь
Садится
Касается
Растёт
Чудесно
Объявление новой темы и постановка целей урока.
- Назовите слова с чередующими гласными в корне
- В написании каких слов вы встретили затруднение?
прикоснулась
касается
- Можем ли мы объяснить правописание этих слов?
- Итак, какую же букву писать в этих словах: о или а?
Вот на этот вопрос мы постараемся ответить.
- Какова тема урока?
Буквы о-а в корне кос-кас.
Поставим перед собой цели урока. Чему мы должны научиться?
знать условия выбора написания гласных а и о в корне кос-кас;
Формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне кос-кас;
Уметь делать правильный выбор гласных
Уметь обозначать условия выбора гласных.
Уметь отличать слова с чередующими гласными от слов с проверяемыми гласными
Итак, приступим к решению проблемы, которая встала перед нами в начале урока.
- Выделите корни в этих словах.
- Являются ли эти слова однокоренными?
- Одинаковая ли в них гласная?
- Как называются такие гласные? (Чередующие)
- Начнём наше исследование.
Распредели слова в две колонки так, чтобы в первой колонке были слова с буквой А в корне, во второй с буквой -О
Касаться, коснуться, касание, касается, коснётся, прикоснулся
-кос- -кас-
коснуться касаться
коснётся касание
прикоснулся касается
- Выделите корень в этих словах.
- Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?
Дети анализируют таблицу и делают вывод
Правописание букв о или а зависит от наличия или отсутствия суффикса а после корня.
Знакомство с правилом:
- Откройте учебник, прочитаем правило. С.64
Постарайтесь выучить. (опрос)
В корне - кос-кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс а, и буква о, если этого суффикса нет..
Физминутка. (Релаксация)
Золотая осень принесла нам необычное послание на кленовом листе. Это небольшая рифмовка.
Запомни:
Если после корня –а-,
В корне будет А всегда.
Вот пример тебе, малышка:
Касаюсь дна.
Коснулся крышки!
Тренировочное задание.
Запишите под диктовку с графическим объяснением выбора о-а в корне -кос – кас –
К саться рукой, нежное прик .. сновение, к..сательная линия, к .. сается всех,
к .. снулся руки.
«Волшебный сундучок» Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне , в другой – с О в корне.
К..сательная линия, прик..саться к проводу, неприк..сновенный запас, выполнять неук..снительно, прик..снулся к утюгу, неосторожное прик..сновение, к..снулся пальцем, что к..сается меня, слегка к..снулся, соприк..сновение рук, тебя это не к..сается, неприк..саемый, не прик..саться.
Самопроверка
А К..сательная линия, прик..саться к проводу, что к..сается меня, тебя это не к..сается, неприк..саемый, не прик..сатьсяО неприк..сновенный запас, выполнять неук..снительно, прик..снулся к утюгу, неосторожное прик..сновение, к..снулся пальцем, слегка к..снулся, соприк..сновение рук
Необходимо обратить внимание детей на лексическое значение корня
Основные значения корня с чередованием-кос – кас-:
Весло коснулось воды. Крючок касается дна.
(Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь)
Это тебя не касается. Нет ничего, что не касалось бы честных людей.
(Иметь отношение к чему – нибудь или кому – нибудь)
Директор коснулся вопроса о дисциплине.
(Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме)
Физминутка на дыхание.
Ветер
Ветерсверху набежал,
Ветку с дерева сломал:
«В-в-в-в!»
Дул он долго,зло ворчал
И деревья всё качал:
«Ф-ф-ф-ф».
Подул сильный осенний ветер и разбросал все листья в разные стороны, перепутал все слова. Ребята, посмотрите внимательно на эти слова и скажите, можно ли их назвать однокоренными?
Распределите слова по орфограммам (дети по очереди устно объясняют написание слов, ученики выполняют эту работу на интерактивной доске):
Гласные в корне е чередуются Слова для анализа Гласные в корне чередуются
косой костный коснусь косичка касание косолапый Тест.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначьте орфограмму
Наш посёлок____ на берегу реки Лух.
Его окрестности удивляют богатой _____.
Кто-то ______отправиться в поход.
Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились
по _________ маршруту.
На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.
Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.
Слова для справок: распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся,сл..жить, р..стения.
Вывод по уроку
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
Рефлексия. Выбери условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке.
-70485109220!
- Мне всё понятно, я всё усвоил

-14668595885?
- У меня есть вопросы
-89535142240-
- Мне надо ещё раз всё повторить
Домашнее задание
Выучить правило на с.64
Выполнить на выбор упражнения
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначьте орфограмму
Наш посёлок____ на берегу реки Лух.
Его окрестности удивляют богатой _____.
Кто-то ______отправиться в поход.
Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились
по _________ маршруту.
На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.
Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.
Слова для справок: распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся,сл..жить, р..стения.
Упражнение 137
Упражнение 139