Общешкольное родительское собрание в начальной школе по теме 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» 2. «Совместная деятельность родителей и детей»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»
Волгоградская область, Фроловский район, п.Пригородный.
Родительское собрание для младших школьников
"Успех ученика это радость родителей и учителя!»
Разработала и провела:
педагог-психолог
Цухникиди Ольга Пантелеевна
2014 г.
Родительское собрание для младших школьников
"Успех ученика это радость родителей и учителя!»
Как редко ребенок бывает таким,
как нам хочется (Я. Корчак)
Мы возлагаем слишком большие надежды
на способности наших детей.
Надо стараться выяснить не кто знает
больше, а кто знает лучше.
Цель: - научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений с ребенком.
Задачи: познакомить с понятием школьной неуспеваемости, рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении, дать рекомендации по оказании помощи в преодолении ребенком трудностей.
Ход собрания.
(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)
1.Упражнение-приветствие «Меня зовут Ольга Пантелеевна! Я рад вас видеть сегодня» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как повысить у наших детей интерес к учебе, как сформировать позитивные отношения с детьми, как правильно относится к успехам и к неудачам ребенка. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
2. Упражнение «Шарики чувств»
Уже больше года назад вы привели своих детей в школу. Посмотрите на эти шары. В ней написаны самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование.
( на шарах напечатаны слова: радость, страх, ответственность, беспокойство, счастье, любовь, настороженность, тревога, уважение, смятение, волнение, гордость, досада, доверие, разочарование, злость, жалость)
Каждый родитель имеет свой уровень притязаний к ребенку относительно успеваемости в школе. И каждый в глубине души мечтает видеть свое чадо самым умным и расстраивается, когда у маленького «гения» появляются первые неудачи.
Ругать или не ругать – вот в чем вопрос.
Дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.
- Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное – что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их?
Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья-то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ее ребенка психологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других – агрессивность, конфликты со сверстниками, учителями, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программ. И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название – школьные трудности.
На стремление ребенка к успешному обучению могут повлиять как внешние факторы, так и внутренние.
К внешним относится неосторожное слово со стороны взрослого. Чтобы выяснить, так ли это, поговорите с ребенком о его отношениях с учителем, одноклассниками и т.д. Если в отношениях есть какие-либо трудности, обсудите их с учителем, но главное – будьте дипломатичным.
Недостаток внимания, поддержки, ощущение своей ненужности в семье могут также быть причиной неудач. Поэтому старайтесь уделять достаточно внимания ребенку, хвалите его, показывайте ему, что любите его не за оценки, а безусловно.
А к внутренним факторам, влияющим на успеваемость можно отнести недостаточное трудолюбие и внимательность. Но это разрешимая проблема – посидите вместе с ребенком, постарайтесь терпеливо разобраться в трудных для него задачках и примерах.
Еще одна причина – лень ребенка. С ней нужно начинать бороться как можно раньше. И сделать это на этапе начальных классов просто необходимо, потому как потом догнать сверстников ему будет гораздо сложнее.
Как быть?
В первую очередь, найдите мотивацию для ребенка. Деньги не рекомендуется использовать в качестве мотивации, равно как и материальные вещи (сотовый телефон, компьютер, игровая приставка). Но можно предложить ребенку поездку в лагерь, либо в другое место, о котором он давно мечтал в случае хорошей успеваемости. Важное условие – выполните данное обещание, а в случае невыполнения условий откажите в поездке.
Даже если вы сами горели не столько желанием учиться в школьные годы, сколько бездельничать, не стоит прививать те же взгляды ребенку. А в его присутствии не стоит говорить о том, что в наше время диплом ничего не решает. В конце концов, у ребенка пропадет мотивация учиться.
Что еще нужно знать родителям
Чаще ставьте себя на место ребенка, но не забывайте о его возрасте. Лишним криком и неосторожным замечанием можно отбить всякую охоту учиться насовсем.
Часто родители подмечают только слабые стороны своего ребенка, когда гораздо важнее замечать то, что он сумел сделать, или хотя бы попытался.
Поощряйте у ребенка желание получать информацию, развивать учебные навыки, стремление получить отличную оценку.
И одна из важных причин, на которую хочется обратить особое внимание:
Ваши ожидания должны соответствовать возможностям
и возрасту ребенка.
Если он не силен в математике, не стоит требовать от него отличных оценок по этому предмету, а иначе разовьете у ребенка отвращение к предмету и сформируете страх неудачи.
Важно учитывать физические возможности дитя – ребенок, ослабленный после болезни или имеющий хроническое заболевание, быстрее устает. Это значит, что ему нужен особый режим дня, который бы способствовал хорошему усвоению программы и полноценному отдыху.
Мы же не требовали от ребенка в 3 месяца, что бы он ходил, а в 6 – говорил! В 7 лет, чтобы он считал алгоритмы, а 15 бегло говорил по-французски. Все должно соответствовать возрасту, индивидуальным возможностям. Не всем быть отличниками и хорошистами! Один силен в математике, а другому легко даются иностранные языки.
Ругая, наказывая ребенка за плохую оценку, вы делаете из него лжеца собственными руками. Ведь он будет бояться рассказывать о плохой отметке, а для этого он начнет лгать, и лживость его со временем только закрепится.
Возьмите себе за правило давать оценку не личности ребенка, а его поступку. Причем нужно это делать конструктивно, используя
«Я-высказывания» - «мне не нравится», «я думаю, что», «Я бы рад»
Развивайте доверительное отношение с детьми, без излишнего контроля, чтобы ребенок мог безбоязненно рассказать о своей неудачной отметке или проблемах. Тогда учиться он будет успешнее и у него не будет много страхов и тревожности.
Вместо того, чтобы вешать на ребенка «ярлыки» («Ты такой лентяй/глупый/двоечник» и т.д.) используйте положительные установки: «Я знаю, у тебя все получится», «Ничего страшного, в следующий раз ты ответишь лучше», «Давай вместе подойдем к учителю и спросим, что тебе нужно доучить» и т.д.
Правильное общение с ребенком позволяет родителям наладить контакт с ним и предотвратить появление многих трудностей. Научитесь мыслить позитивно.
Позитивное мышление – это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником личностного роста и успеха в жизни. Позитивное мышление, это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений. Независимо от того, что вы ожидаете, это приходит к вам
Как будет звучать фраза «У меня нет времени» в позитивном ключе?- «Я освобожусь через 15 минут»
Или «ты сможешь завтра прийти ко мне?» - «Нет, завтра не смогу». А в позитиве как? «Я смогу прийти к тебе послезавтра». «Не балуйся!» - «Веди себя хорошо!» «Не разбрасывай свои вещи!»- «Мне нравится, когда ты свои вещи кладешь на место!»
Этап социологического опроса
Для того, чтобы вам помочь найти ошибки в воспитании своего ребенка, которые могут привести к школьным трудностям, вам поможет мини-опрос. Это поможет вам быть объективными при анализе семейной ситуации.
Сколько раз за последнюю неделю вы спросили ребенка: «Как у тебя дела?»?
Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад»?
Говорили ли вы на этой неделе фразу типа: «У меня больше нет сил (терпения)», «Ты опять меня расстроил»?
Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?
Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроках», «Смотри, чтобы на тебя не жаловались»?
Если ребенок пришел расстроенным, поддержали ли вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится»?
Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились?
Сделайте вывод: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные.
Используйте в повседневном общении приветливые фразы («Я рад тебя видеть», «Я по тебе соскучился», «Мне хорошо с тобой» и т.п.). Цените время, которое вы можете провести вместе.
Эти простые правила не требуют от Вас сверхусилий, но соблюдая их в общении со своим ребенком, Вы почувствует, что разговаривать с ним стало проще, вы стали лучше понимать друг друга, ребенок стал послушней, а Вы спокойней.
Упражнение – сценка. НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ
Разыгрывают 2 педагога
Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.
Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.
Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.
Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.
Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.
Сын: Не всем можно делиться с родителями.
Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.
Сын: А у нас настоящая семья?
Итог:
Упражнение “Сердечное слово до сердца доходит”.
Как вы думаете, что значит эта поговорка?
искренне сказанные слова всегда помогут и воспримутся искренне, дойдут до сердца, тронут и помогут
Перед вами сердце, на нем не хватает некоторых частиц, отвечая на вопрос: “Чем я могу тронуть сердце своего ребенка, чем я могу ему помочь?” Словом или поступками: например, вы пишете на кирпичике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими находками.
На доске нарисовано сердце. Это вы своим теплом, своими словами помогаете, греете своего ребенка, как же называются ваши частички этого большого, доброго сердца?
Родители выходят и приклеивают свои варианты.
Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше большое, доброе сердце. Оно щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.С. Соловейчик
Пусть эти слова на этих сердцах греют вам ВАШИ сердца.
Пусть улыбкой, радостью, любовью Сердце ваше полнится всегда!
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
“Из сегодняшнего разговора я поняла
Мне не понравилось
Хотелось бы продолжить разговор на тему
Большое спасибо за работу.
15