План-конспект интегрированного урока по ПДД и праву . Тема урока Урок-суд 11 класс

Интегрированный урок по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и основы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Тема урока: "Судебное разбирательство"
Тип урока: интегрированный урок.
Форма урока: урок-суд
Цели:
·  знакомство учащихся с российским законодательством, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон;
·  добиться четкого понимания того, что ПДД – это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Познакомить с разделами Кодекса РФ «Об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Задачи:
·  образовательные:  - показать основные функции суда и прокуратуры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];  - развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;  - определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам.
·  воспитательные:  - формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;  - способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки;
- знания правил дорожного движения; - воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности; - развитие навыков правильного поведения на дорогах.
·  развивающие:  - сформировать у учащихся навыки полемики;  - умения выражать и отстаивать свою точку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], импровизировать.
Методы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: проблемный, модельный, ролевая игра.
Формы: беседа, импровизация, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], игра-суд.
Средство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], памятка “Порядок судебного заседания”, плакаты: правила езды на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], судейская мантия, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] судьи, судейский молоток, изображения богини правосудия Фемиды, бейджики участников – членов судебного заседания, трибуна.
Режим обучения: творческая деятельность учащихся в группах, учащиеся – субъекты обучения.
Контроль усвоения умений и навыков: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] эксперта, работы представителей прессы, выпуск газет о ходе и результатах судебного заседания, о правилах дорожного движения, о правилах езды на скутере и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Организация учащихся для работы в группах: все учащиеся заранее были ознакомлены с совершённым правонарушением, были распределены роли участников судебного разбирательства, чтобы они продумали линию поведения в суде и подготовили свои реплики, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора.
Действующие лица судебного разбирательства: судья (председательствующий), секретарь суда, прокурор, адвокат, народные заседатели 2 человека), подсудимый, пострадавший, мать пострадавшего, отец пострадавшего, свидетель – друг потерпевшего, свидетель – водитель автомобиля, пристав, эксперт, журналист.
Структура урока-суда
I. Организация класса (перемена).
II. Вступительное слово учителей.
III. Ролевая игра “Судебное разбирательство”.
IV. Проверка понимания изученного материала.
V. Оценки эксперта, работа журналистов.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Эпиграфы к уроку:
“От сумы да от тюрьмы не зарекайся”. (Народная мудрость)
“Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”. (Солон, 640-559 г. до н. э.)
I. Организация класса к уроку (перемена)
Задачи учителя: подготовить учащихся к работе, расстановка парт, рассаживание участников, учитывая их роли на суде, организация внимания.
II. Подготовка к усвоению новых знаний
Дидактическая задача: организовать и целенаправить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся.
Учитель обществознания обращает внимание на пословицу: От сумы да от тюрьмы не зарекайся”.
Учитель. – О чём нам напоминает эта народная мудрость?
Ученик. – Неблагоприятные повороты судьбы.
Учитель. – Но если совершено преступление или возник спор между органами государства и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], между гражданами по поводу нанесения тяжких телесных повреждений, то где он будет разбираться?
Ученик. – В суде.
Учитель. – Что такое суд?
Ученик. – Место, где споры сторон разрешаются цивилизованным путём, т. е. по закону, это орган [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], применяемого к лицам, нарушающим законы, место разрешения споров.
Учитель. – Главная задача суда по уголовному делу?
Ученик. – Вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.
Учитель. – Значит, что необходимо провести на суде?
Ученик. – Судебное разбирательство.
Учитель. - В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Только в Кемеровской области в период (январь-ноябрь 2016 года) погибло на дорогах и улицах погибло 8 человек и травмировано 318 детей .Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
Одним из важных условий обеспечения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] движения пешеходов на улице является строгое соблюдение ими ПДД. Люди, нарушающие правила движения, могут оказаться не только жертвами дорожно-транспортных происшествий, но и их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Именно с этих позиций должен рассматриваться вопрос об ответственности граждан за нарушение норм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] движения. Наше судебное разбирательство будет посвящено дорожно-транспортному происшествию.
III. Ролевая игра
Дидактическая задача: урок проводится в форме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая называется ролевой, поэтому учащиеся должны забыть, что они являются учениками и исполнить роли других людей.
Задачи участников судебного разбирательства:
·  вникнуть во все обстоятельства дела;
·  определить степень вины или невиновности подсудимого;
·  вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.
Задачи присутствующей на суде прессы:
·  выпустить газету о судебном заседании;
·  подготовить статью о результатах заседания;
·  выступить с оценкой работы суда.
Учитель. А основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта (высшее должностное лицо в Афинах) Солона: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
Учитель. – Как вы его понимаете?
Ученик. – Чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех свидетелей, прокурора, адвоката, а затем вынести подсудимому решением суда приговор.
Учитель. – К какому выводу мы должны прийти к концу судебного разбирательства?
Ученик. – Никто, кроме суда, не может назвать человека преступником.
Эксперт. Зачитывает статью 118 Конституции РФ.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
(Глава 7. Судебная власть. Конституция РФ.)
Учитель. – Что такое правосудие?
Эксперт. – Правосудие – это защита законных прав и интересов граждан в таком суде, где невозможно нарушить справедливость и закон.
Учитель. – Почему древние греки изобразили богиню правосудия Фемиду с весами и повязкой на глазах?
Ученик. – Повязка – символ беспристрастия, весы – взвесить все за и против, меч – кара, наказание за преступление.
Учитель. – Итак, начинаем. Участники судебного процесса ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства.
Секретарь. – Суд идёт! Прошу всех встать! Председательствующим суда является Тихонова Софья. В состав судебной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] входят два народных заседателя: Козлова Алена Сергеевна и Чикишева Александра Валерьевна
Судья.  Объявляю заседание открытым. Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 181 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.
Судья. – В суд поступил иск от родителей, законных представителей несовершеннолетнего, 13-летнего Рахимова Сергея Ильгизаровича, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.
Следствием установлено, что обвиняемый является молодой водитель-таксист Козлов Никита, сбивший [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 13 летнего Овчинникова Александра. Пострадавший уже поправился и находится в первом ряду. Вместе со своими родителями он требует наказать шофёра “по всей строгости закона”.
Судья. – Подсудимый Козлов, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.
Подсудимый. – Козлов Никита, родился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1992 года, водитель-грузоперевозчик.
Судья. – Прошу садиться. Подсудимый, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово.
Слово секретаря. – Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.
Выступление прокурора. – В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Сергея был причинён средней тяжести вред. Это произошло “вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   обязанностей”, ст. 118 УК РФ. Неумелое управление автомобилем  представляет большую опасность для жизни и здоровья граждан. Водитель только недавно получил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Менее года назад он был принят на работу в таксопарк.
Слово секретаря. – Слово предоставляется пострадавшему.
Слово адвоката. – С какого возраста вы управляете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?
Слово пострадавшего. – Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил возле своего дома, а когда научился хорошо водить велосипед, то стал ездить по дорогам улиц села Подгорное. Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить держась одной рукой. А о правилах дорожного движения нам рассказывали на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слово секретаря. – Вызывается свидетель со стороны обвинения.
Слово свидетеля (со стороны обвинения). Я друг Саши,Денис, мне 14 лет. Я его учил ездить на велосипеде. Мы с ним везде катались. Летом на речку, в лес отдыхать ездили. И всё было нормально. Но сейчас много машин ездит у нас в Подгорном, что даже велосипедистам опасно стало кататься. Ведь водители должны уступать дорогу велосипедистам.
Слово секретаря. – Вызывается свидетель со стороны защиты.
Слово свидетеля. – Я водитель машины, ехал сзади водителя-таксиста и заметил следующее. Велосипедист двигался по середине дороги, когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне дороги. В это время и произошло столкновение.
Слово секретаря. – У прокурора, адвоката, судей есть ли ещё вопросы к свидетелям? Заключительное слово прокурора.
Слово прокурора. – Водитель не проявил бдительность. Не имеет хороших [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И совершил преступление по ст. УК № 000. Требую наказания.
Слово секретаря. Защитная речь адвоката.
Слово адвоката. – Водитель не виновен. Это я могу доказать.
Во-первых: следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2 Правил дорожного движения сказано (адвокат открывает текст правил) “Велосипедисты... должны двигаться только по правой полосе... возможно правее”. Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.
Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Всё это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3 ПДД сказано: “Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой..., поворачивать налево... на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении...”
В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1 ПДД говориться: “Управлять велосипедом... при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет”. Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.
Слово секретаря. – Последнее слово обвиняемого.
Слово обвиняемого. – Граждане судьи. Прошу Вас оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Овчинникову Александру. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло дорожно-транспортное происшествие нет. Да и в результате аварии моя машина получила повреждения, т. к. я попытался уйти от столкновения и врезался в дерево.
Слово секретаря. – Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.
Слово эксперта суда.
1. Чьи выступления были грамотные и аргументированные.
2. Кто из участников судебного процесса художественно исполнял роль, умело импровизировал.
3. Знал хорошо материал, основные понятия.
4. Могут ли сделать сообщение журналисты о ходе судебного заседания.
Слово секретаря. – Встать, суд идёт!
Судья зачитывает приговор (все стоят). Суд выносит решение – оправдать водителя грузоперевозок Козлова Никиту. из-за отсутствия состава преступления. По ходатайству адвоката, суд принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю ущерб, причинённый аварией. Козлов Никита освобождается в зале суда. У потерпевшего есть право на апелляцию.
Слово секретаря. – Заседание суда закончено.
Эксперт. Пешеходы и велосипедисты, нарушившие ПДД, могут быть привлечены к ответственности в дисциплинарном, общественном и административном порядке. К числу таких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в зависимости от характера нарушений, относятся: устное предупреждение, предупреждение с сообщением о поступке в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], родителям. К пешеходам, достигшим 16 лет, применяется такая мера административного взыскания, как штраф (до 16 лет штраф может быть наложен на родителей). В соответствии с законом РФ «Об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за нарушение правил дорожного движения» за нарушение пешеходами правил дорожного движения по ст. 9
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной десятой до трех десятых МРОТ (минимального размера [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Нарушение правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, а также возчиками, пассажирами и другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, влечет наложение штрафа в размере от одной десятой до одной второй МРОТ.
Учитель. Высокий рост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах и дорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников дорожного движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения – закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.
V. Проверка понимания нового материала
·  Справедливо или несправедливо решение суда?
·  А если бы суда не существовало, решение о наказании водителя принимал чиновник, которому родители пострадавшего принесли заявление и медицинское описание травмы. Как вы думаете, чем могло бы закончиться это дело для водителя?
·  Какова роль прокурора в суде, адвоката в суде?
·  Для чего нужны свидетельские показания?
·  Почему никто кроме суда, не имеет право назвать человека преступником?
VI. Оценка результативности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (работа журналистов)
·  Ясна ли была цель игры и твоя роль?
·  Удалось ли добиться игрового состояния?
·  Оправдала ли игра твои ожидания?
·  Что показалось наиболее интересным и запомнилось?
·  Хотел бы ты еще участвовать в игре?
·  Твои предложения: как сделать последующие игры боле интересными?
Учитель благодарит учащихся за урок, даёт оценку работы в группах журналистов, участникам состава суда и выставляет оценки в журнал.

15