Приоритетные направления гуманитарного образования


Приоритетные направления гуманитарного образования: современная практика и перспективы развитияТолмачева М.Г., МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приоритетные направления"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет  Год литературы». В. Путин."Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ" В. Путин: учителя для страны важнее вооруженных силУ преподавателей – высокая миссия, которая делает их даже более значимыми для страны, чем вооруженные силы. Представителям данной профессии нужно быть конкурентоспособными, чтобы превосходить более привлекательные для учащихся источники. Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 N 481 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 г.г."Цель и задачи Программыразвитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как культурного и образовательного единства РоссииЗадачами Программы являются:совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка РФ и как языка межнационального общения;совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку;совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности-на всей территории РФ полноценно функционирует русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России;формы, методы изучения и преподавания русского языка соответствуют приоритетам РФ, существенно повышены уровни языковой культуры российских граждан;расширено пространство русского языка, российской культуры в иностранных государствах;укреплены позиции русского языка в СНГ;Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение:в 2 раза - численности российских преподавателей русского языка;в 1,7 раз - численности учителей, прошедших стажировку в ОУ субъектов РФ,;в 4 раза - численности преподавателей рус. языка иностранных гос-в,;в 2,2 раза - количества учебников, учебных пособий, журналов по рус. языку, в 4 раза - численности иностранных участников олимпиад по русскому языку. Диагноз обществу языком статистики«Наше общество стало катастрофически мало читать». (В.Путин,  Российское литературное собрание). Тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Статистическое измерение катастрофы — это 9 минут в день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. Диагноз обществу языком статистикиИсследование уровня грамотности в различных странах, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития, показало, что первое место по итогам прошлого года занял Шанхай, второе – Южная Корея ,третье – Финляндия. Далее следуют Гонконг и Сингапур, Канада, Новая Зеландия, Япония, Австралия и Нидерланды.  Последние места в 65-местном списке заняли Перу, Азербайджан и Кыргызстан. Россия заняла 43-ю строку. P.S. Рабочая неделя учителя русского языка – 47 ч. в неделю. Результаты PISAВ тестах PISA принимали  участие 15-летние подростки из 65 стран. В России тесты писали уч-сяиз 45 регионов, из гимназий, средних и сельских школPISA - это тест, который способность  школьников применять  знания, полученные в школе, в реальной жизни, чем отличаются  отличаются от ЕГЭ.Это означает, что наши дети не понимают,  что они читают; не могут использовать информацию из прочитанной газетной статьи; не могут выделить главное, отбросить второстепенное и дать оценку.Тесты PISI показали, что в России учеников, получивших крайне низкие баллы, на треть больше, чем в развитых странах; одаренных детей тоже на треть меньше. Литературная карта России: все оттенки красногоНа X Санкт-Петербургского книжном салонае – 2015 основные результаты первого этапа проекта «Литературная карта России»: даже регионы-лидеры существенно отстают по уровню развития инфраструктуры для чтения от зарубежных стран;количество книжных магазинов на 1 млн. человек во Франции, Канаде и Швеции в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге, и в пять-шесть раз больше, чем в Москве; По количеству библиотек культурную и официальную столицы России обогнали все представленные в рейтинге страны;библиотечные фонды отстают в актуальности. Литературная карта России Самые читающие областиОтстающие Неудовлетворительно Московская, Ленинградская, Псковская, Ярославская, ЧувашияСибирь, Северный КавказЗабайкальский край, Тыва, Дагестан Неутешительные выводы Основа Литературной Карты РоссииКоличество книжных магазинов, издательствГородская рекламаКоличество библиотекОсновные элементы поддержки интереса к чтению:Поддержка литературных мероприятий со стороны властей Библиотечная карта РоссииЭксперты называют различные цифры — 100, 130, 150 тысяч библиотек. Большинство— это библиотеки заводов и больниц, университетов и музеев, воинских частей, кораблей, железнодорожных станций. Среди них — примерно 67 тысяч школьных библиотек.В Ангарске 44 школьных библиотеки. Список библиотек Иркутской области 22 октября в Музее современной истории России открывается выставка «Урок литературы: писатели и поэты в фотографиях ТАСС» ТАСС уполномочен показать22 октября в Музее современной истории России открывается выставка «Урок литературы: писатели и поэты в фотографиях ТАСС»МХТ «Круг чтения». М. Ю. Лермонтов Первое расширенное заседание совета Ассоциации учителей русского языка и литературы в 2015 годуЦель проекта «Литературные дуэли» — столкнуть две различные точки зрения на одно и то же литературное произведение или его аспекты. Один из «дуэлянтов», в число которых войдут известные критики, литературоведы, культурологи и журналисты, будет отстаивать общепринятый взгляд на произведение, второй же участник будет защищать иную точку зрения. Библиотечные акции Иркутска Общественная палата г. Иркутска – организатор библиотура «Время читать».Иркутские библиотеки продвигают бренд «Читать – это модно!». Всероссийская культурно-просветительской акции «Библионочь-2015»; проект «Рейс особого назначения» и др. Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ К ЕГЭ могут добавить устный экзамен по русскому языкуРособрнадзор собирается проверить на практике устную часть ЕГЭ по русскому языку; обсуждается и анализируется предложение президента Российской академии образования Л.Вербицкой;вырабатывается технология устной сдачи государственного экзамена по русскому языку;позже будет проведена абсорбация, по итогам которой будет принято решение, каким образом будет введен экзамен; Итоговые сочинения выпускники школ будут сдавать по-прежнемуДля нового учебного года, который стартует уже завтра, рекомендованы следующие темы для сочинений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь" и "Год литературы в России".Правила оценки работ также остались прежними. Сочинение будет либо зачтено, либо нет., но главное,- это допуск к ЕГЭ. Писать можно в течении 3 часов 55 минут. В тексте должно быть использовано не менее 250 слов. Итоги Года литературы подведут на международном культурном форуме в Петербурге в декабре 2015В программе около ста основных мероприятийНа них правительством РФ выделено около 300 млн. рублей.«Ни наше кино, ни любая другая наша культурная индустрия вроде музыки по-прежнему не конкурентоспособны в мировом масштабе. Несмотря ни на какие прогрессы в английской, в испаноязычной, в новой французской литературе, русская литература остается и по сей день одной из сильнейших в мире». Д. Быков. Результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, Лидирующие жанры литературы (2014 г.) романы о любви, книги по истории и детективы; классическая литература и фантастика,отечественные детективные боевики, книги для детей и издания о здоровье, красоте и практической психологии; И если биографии великих людей, мемуары, современная русская и зарубежная литература и религиозные издания все же интересуют современного читателя, то поэзия, учебные пособия, словари и энциклопедии остаются на последних строчках рейтинга. Из 100% опрошенных 35% практически не читают книг. Почему сегодня русская литература перестала быть великой?Россия как держава во многом формировалась и ключевыми произведениями русской литературы. Происходящие негативные процессы связаны прежде всего с тем, что западная культура ведёт наступление на молодёжь через средства, которые не требуют приложения собственного воображения— кино и компьютерные игры. В 2015 г. Минобрнауки утвердит концепцию школьного филологического образования Ассоциация учителей русского языка и литературы дорабатывает проект концепции школьного филологического образования. Окончательная редакция документа будет утверждена до к. 2015 г. (Д. Ливанов).Текст концепции школьного филологического образования, подготовленной Общероссийской общественной организацией "Ассоциация учителей русского языка и литературы" рассылался от имени Исполкома Ассоциации, с указанием, что обсуждение продлится до 15 ноября. "Концепция школьного филологического образования определит подходы к изучению русского языка и литературы в современной школе с учетом основных положений историко-культурного стандарта. Для нас очень важно, чтобы максимальное количество учителей русского языка и литературы, представители родительского сообщества и общественных организаций были привлечены к этим обсуждениям, сейчас идут очень горячие споры", - Д. Ливанов.В проекте новой концепции не предусмотрено увеличение количества часов на изучение литературы."Мы сейчас живем по учебному плану, который был принят более 10 лет назад, а тот, в свою очередь, восходит к учебным планам 90-х, 80-х годов, поэтому такая преемственность, которую наша школа сохраняет, я думаю, это одно из ее конкурентных преимуществ, поэтому здесь никаких серьезных изменений не будет", - пояснил глава ведомства. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯМы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу литературного образования. Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять. Ниже вы сможете прочитать полный текст и подписать Открытое письмо в защиту литературного образования. Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову Исак Фрумин, научный рук-ль Института развития образования Высшей школы экономики, заслуженный учитель РФ: Мы видим, как под прикрытием слов о патриотизме совершается антипатриотическое действие против российского образования. Видимо, проблема просто в незнании элементарных фактов, в наивной вере в то, что в двадцать первом веке могут работать образовательные технологии эпохи индустриализации и ликвидации неграмотности. За последние годы увеличивается удовлетворенность населения школьным образованием, что наше школьное образование по целому ряду направлений улучшает свои позиции. Международные исследования качества образования показывают, что российские школьники – одни из лучших в мире по грамотности чтения. Учеными доказано, что этому способствовала вариативность учебников, индивидуализация образования, конкуренция идей и подходов. О концепции школьного филологического образования А. Архангельский:Здесь нет и не может быть готового, общепринятого канона, из которого учитель, методист и авторы разных учебников вправе выбирать образцы по своему усмотрению. Потому что классы разные, регионы разные, и потому что индивидуальность учителя еще никто не отменял. Хотя уже пытаются. Здесь может быть только колеблющийся набор произведений Уже поэтому попытка задать готовый расширенный и обязательный для всех список – заведомо обречена. То есть это можно реализовать с помощью административного ресурса, по приказу сверху. Но модель работать не будет. Потому что ядро, повторяю, и так очевидно, а колеблющиеся шлейфы в описанные рамки не загонишь. Будет тотальный обман – учитель запишет одно, а изучит другое. В ответ появятся надзиратели, они же проверяющие; за ними тоже нужен будет присмотр, иначе это поле для коррупции. И в какой-то момент система рухнет, и ее придется строить заново. На других принципах. Просто будет опять потеряно время, а вместе с ним – еще одно поколение, разлученное с живой литературой. О концепции школьного филологического образования Т. МаранцманСчитаете ли вы, что современная российская школа нуждается в единой концепции филологического образования? Каковы, на ваш взгляд, цели и задачи данной концепции? Возможен ли (и нужен ли), по вашему мнению, единый учебник по литературе? Именно они и были главными для обсуждения! Все унифицировать до единого учебника, уже даже не концепции, а просто текста для всех школьников, ориентированного не на педагогическую идею, а на литературу и русский язык. Таким образом, мы воспитываем не читателя, а литературоведа с назидательным уклоном. Все это уже было в советской школе – мы изучали в ней только политкорректных авторов! Слава Богу, что классическая литература всегда вне политики – ее глаза устремлены в вечность! Но не стыдно ли нам будет перед нашими Учителями за такое усеченное образование? В российском образовании в очередной раз люди, имеющие доступ к властным структурам и книгоиздательскому бизнесу, пытаются подмять под себя все филологическое школьное образование , тотально влиять на него, ликвидируя какое бы то ни было многообразие подходов и концепций; «Позитивные изменения в школьном филологическом образовании» зависят не от принципиального совершенствования уровня подготовки и переподготовки школьных гуманитариев, а «от реального внедрения Концепции в качестве нормативного документа(!). Для этого необходимы меры государственной поддержки, в том числе признание статуса документа на уровне государственных структур. Филфак МГУ заявил о сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России«Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин: понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования, стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования».Результаты, которых Министерство образования добилось проводимыми реформами, по мнению филологов: падение уровня преподавания литературы, деградация учительского корпуса, рост коррупции, раскол образовательного пространства,закрытие школ в провинции, сокращением бюджетных мест на филологических факультетах, слияние и закрытие вузов. Снижающийся уровень гуманитарного образования в школах ведет к тому, что вузы вынуждены «подтягивать» знания студентов, вводить дополнительные курсы по «Русскому языку и культуре речи», как это делается в МГУ. Студенты неспособны внятно формулировать мысли, а, следовательно, и самостоятельно мыслить Профессиональный стандарт педагога Нобелевская премияСветлана Алексиевич: «Я не люблю мир Берии, Сталина, Путина и Шойгу»Белорусская писательница Светлана Алексиевич, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год, 8 октября ответила на вопросы журналистов в Минске. Потребностный аспект развития личности учителя как фактор дальнейшей гуманизации образования в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколенияРифы современного образования. Основные препятствия на пути  развития образования россии«Формирование метапредметных компетенций учащихся посредством метода проектов в уроках по изучению предметов социально-гуманитарного цикла» Ключевые ценностиЧтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали лучшие умы человечества. Все великие люди, особенно писатели, были и великими читателями: Шиллер, Гете, Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Горький и многие другие. Своим творчеством они внесли неповторимый вклад в национальную и мировую культуру, формируя у рядового читателя вкус к чтению. Сегодня во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения. Проблемы, связанные с умением читать. М.М. Самохина «О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека». Чтение до сих пор занимает огромную часть жизни молодых людей, но тут возникает вопрос: «…а способствует ли оно таким глубинным процессам как самопознание, личностное развитие, формирование мировоззрения? Это зависит и от самого читателя, и от того, в «правильный» ли момент встретился он с данным текстом. Но, вероятно, в наибольшей степени это зависит от тематики и качества самого текста . Образование создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…