Рабочая программа факультативного курса по физике Я познаю мир физики 8 класс
Пояснительная записка
Факультативный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Основными задачами курса являются:
раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;
формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;
технологическое образование и профориентация школьников.
Основными формами проведения факультативных занятий могут быть: эвристическая беседа, рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры.
Для организации самостоятельного решения физических задач в. физическом кабинете необходимо следующие сборники задач: «Физическая олимпиада» В. И. Лукашика; сборники задач по физике для 7–8 классов В. А. Золотова и В. И. Лукашика.
Цели и задачи курса.
создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
умения самостоятельно приобретать и использовать знания;
развитие творческих способностей;
умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки
В процессе занятий учащийся приобретает умения:
решать задачи;
наблюдать и изучать явления;
объяснять результаты наблюдений;
выдвигать гипотезы;
делать выводы;
участвовать в дискуссиях.
Программа состоит из пяти разделов:
тепловые явления;
изменение агрегатных состояний вещества;
электрические явления;
электромагнитные явления;
световые явления.
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении оборудования, проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На заключительном этапе проводится защита и обсуждение результатов исследования.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по факультативному курсу « Я познаю мир физики…»
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Тематическое планирование
№ п/п Раздел Кол - во
часов Основные понятия
по темам Что должен знать учащийся Характеристика
основных
видов деятельности на уровне учебных действий
1 Тепловые
явления
7 Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты.
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах.
Наблюдение и описание различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно -молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра.
2 Изменение
агрегатных
состояний
вещества
6 Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Смысл физических величин: удельная теплота плавления, парообразования, влажность воздуха.
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах.
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Объяснение устройства и принципа действия физического прибора: психрометра.
3 Электрические явления
11 Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Полупроводниковые приборы. Амперметр. Вольтметр. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Смысл понятий: электрическое поле.
Смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, работа и мощность электрического тока.
Смысл физических законов: Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, теплового действия тока; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра.
Решать задачи на применение изученных физических законов
4 Электромагнитные
явления
3 Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Смысл понятий: магнитное поле.
Наблюдение и описание, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током; объяснение этих явлений.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: действия магнитного поля на проводник с током.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя.
5 Световые
явления 7 Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы. Смысл физических величин: фокусное расстояние линзы.
Смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Решать задачи на применение изученных физических законов.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема
Количество часов
всего теоретический
практический
1 Тепловые явления 7 3 4
2 Изменение агрегатных состояний вещества 6 2 4
3 Электрические явления 11 4 7
4 Электромагнитные явления 3 1 2
5 Световые явления 7 4 3
Итого 34 14 20
Календарно-тематическое планирование
№
урока Тема занятия
Дата
Кол - во
часов Цели
занятия Примечания
1 Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика. Значение эксперимента в физике 1 Познакомить с научными методами изучения природы. Показать значение эксперимента в физической науке 2 Измерение физических величин. Точность и погрешность измерения 1 Напомнить понятие о точности измерений. Рассмотреть вида погрешностей измерения: абсолютная и относительная погрешность измерений 3 Экспериментальное задание «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» 1 Провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости температуры остывающей воды от времени 4 Примеры теплопередачи в природе и технике 1 Углубить знания по различным видам теплопередачи, использованию их в быту. Показать, что физические законы универсальны 5 Решение задач по теме: «Тепловые явления» 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 6 Решение качественных задач: «Тепловые явления» 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 7 Использование энергии Солнца на Земле. Проект 1 Расширить кругозор учащихся. Показать, что физические законы универсальны 8 Построение графиков и их анализ 1 Напомнить теоретические основы построения графиков и их анализ в зависимости от изменения величин, входящих в анализируемые закономерности 9 Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование» 1 Ввести понятия: кристаллизация, плавление, температуры плавления и кристаллизации. Рассмотреть физические основы процессов плавления и кристаллизации. Экспериментально доказать, что в процессе плавления (кристаллизации) температура вещества не изменяется 10 Решение расчетных задач. 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 11 Аморфные тела. Работа с компьютерными моделями 1 Показать различия в молекулярном строении аморфных и кристаллических тел; изучить свойства аморфных при помощи компьютерной модели 12 Экспериментальное определение влажности воздуха 1 Ввести понятия: влажность воздуха.
Научить экспериментально определять влажность воздуха. 13 Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект 1 Расширить кругозор учащихся. Показать, что физические законы универсальны 14 Закон сохранения электрического заряда 1 Показать, что электризация тел происходит при соприкосновении. Рассмотреть два вида зарядов и взаимодействие одноимённо и разноимённо заряженных тел.
Ввести понятия: электрон, протон, нейтрон, положительный и отрицательный ионы. Показать делимость электрического заряда.
Изучить закон сохранения электрического заряда. 15 Полупроводники. Полупроводниковые приборы. Работа с компьютерными моделями 1 Ввести понятие «полупроводник»; показать значение для развития радиоэлектроники открытие полупроводниковых материалов 16 Смешанное соединение проводников
1 Познакомить с последовательным и параллельным соединением проводников и с закономерностями этих соединений 17 Построение электрических схем 1 Ввести понятие: электрическая схема. Познакомить с условными обозначениями, применяемыми на электрических схемах. Научить чертить схемы по конкретным электрическим цепям (индивидуальная квартира) 18 Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления 1 Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. 19 Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей» 1 Познакомить с последовательным и параллельным соединением проводников и с закономерностями этих соединений 20 Решение задач: «Электрические явления» 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 21 Решение качественных задач: «Электрические явления» 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 22 Изготовление простейших электрических приборов (моделей) 1 Расширить кругозор учащихся. Показать, что физические законы универсальны 23 История развития электрического освещения. Проект 1 Расширить кругозор учащихся. Показать, что физические законы универсальны 24 Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии» 1 Экспериментально определить работу электрического тока в лампе. 25 Занимательные опыты с постоянными магнитами 1 Ввести понятие «магнитная линия». Научить графически изображать магнитное поле. 26 Изучение спектров постоянных магнитов 1 Объяснить причины ориентации железных опилок в магнитном поле магнита. Рассмотреть спектры полосового и дугообразного магнитов. 27 Решение качественных задач по теме: «Магнитные явления» 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 28 Получение тени и полутени. Работа с компьютерными моделями 1 Познакомить с оптическими явлениями. Показать, что свет - важнейший фактор жизни на Земле.
Ввести понятие: точечный источник и луч света.
Изучить закон прямолинейного распространения света 29 Солнечное и лунное затмение. Работа с компьютерными моделями 1 Объяснить природные явления на основе закона физики (прямолинейное распространение света) 30 Построение изображений, даваемых линзой 1 Познакомить с основными типами линз, основными характеристиками линз. Ввести понятия: фокус линзы, фокусное расстояние, оптическая сила.
Научить строить изображение предмета в линзе. Охарактеризовать эти изображения.
Выработать навыки построения изображений в линзах. 31 Глаз и зрение. Проект. 1 Расширить кругозор учащихся. Показать, что физические законы универсальны 32 Близорукость и дальнозоркость. Очки 1 Расширить кругозор учащихся. Познакомить с дефектами зрения, с устройством и принципом действия оптических приборов 33 Решение задач «Световые явления» 1 Выработать навыки решения творческих задач по данной теме 34 Подведение итогов. Конференция 1 Расширить кругозор учащихся. Показать, что физические законы универсальны Список литературы:Перышкин А. В. Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2010.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-8 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 2005.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 7-8 классах средней школы: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2001.
Зорин Н. И. Элементы биофизики: пособие для учащихся средней школы. – М.: ВАКО, 2009.
Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – CD-диск издательства «Глобус».
Ресурсы Интернет