Выступление на конференции в КРИППО,курсов повышения квалификации учителей Технологии.14.05.2015
БИЛЕТ № 14. БЕЛОВЕЖКИН А.Н. 12.04.2015г. 1.Социальная значимость учебного предмета «Технология » В системе основного общего образования учебный предмет «Технология» . Основным предназначением этой образовательной области всегда считалось формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых умений . Однако в современных социально-педагогических условиях роль данного предмета в системе образования и требования к нему существенно возрастают. К сугубо «трудовым» и «технологическим» добавляется ряд требований познава- тельного характера, а также подвергаются корректировке требования в части социально-личностного развития учащихся: больше внимания уделяется формированию общего уровня культуры, системы социальных ценностей, гуманистически ориентированного мировоззрения. Прежде всего, следует отметить важную роль ручного (физического) действия в целостном процессе формирования у учащихся познавательной деятельности, что доказано научными исследованиями. Известно, что умственную форму действие приобретает только после прохождения материализованной формы. Именно поэтому уроки практического труда традиционно занимают одно из важных мест в самых престижных системах образования. Идеальные условия для умственного развития имеются, например, в процессе обязательного для уроков технологии анализа конструкции изделий, прогнозирования и планирования предстоящих действий с целью получения строго определенных практических результатов; предварительно требуется обосно-вывать и доказывать свою точку зрения, а правильность прогнозов, планов и выбранных действий легко и убедительно проверяется практическим результатом. Уроки технологии имеют исключительное значение и в форми- ровании у школьников социально значимых умений и творческих качеств личности : на них ученики приобретают реальный опыт практической преобразовательной деятельности, учатся мастерству в различных видах рукоделия. Все это способствует самореализации и социализации личности, формированию активной жизненной позиции, привычки к продуктивным видам деятельности. Таким образом данного пред-, в качестве результата изучения предмета предполагается формирование у обучающихся универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также важнейших социально значимых личностных качеств учащихся.
2. Роль учителя в процессе выполнения учащимися творческого проекта. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника.
В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Порой учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
3.Практическое задание. Эскиз инструмента для изготовления в школьной мастерской.
.
-