Итоговая практико-значимая работа. Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса


ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно – эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса
Шевелевой Елены Нургалиевны, учителя музыки
МАОУ СОШ №1 г. Апрелевки Наро – Фоминского района,
слушателя курсов повышения квалификации 2013 г.
Группа АП-2
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки
(в условиях реализации ФГОС ООО. 5-7 классы»
Инвариантный кафедральный модуль 72 часа.
Руководитель курсов:
Г.П. Сергеева, к.п.н., доцент
Москва 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
1. Общая характеристика учебного предмета, цели, задачи……………...4
2. Место предмета в учебном плане………………………………………..6
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета……………….7
4. Результаты освоения программы «Музыка» ……………………………7
5. Содержание программы по учебному предмету………………………..8
6. Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе……………9
Календарно – тематическое планирование…………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………………32
Введение.
Образовательный процесс – это органический синтез обучения и воспитания, единство развитых чувств и развитого ума, сформированная потребность в непрерывном получении знаний. Воспитание - преимущественно процесс развития чувств, эмоциональной сферы ребенка. Процессы обучения и воспитания неразрывно связаны, взаимопроникают и накладываются друг на друга.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения определены цели и задачи музыкального образования на современном этапе, их реализация направлена на планомерное формирование учебной деятельности школьников, способствующей личностному, коммуникативному и социальному развитию обучающихся.Новые образовательные стандарты кардинально меняют цели и задачи школы. Современная школа уходит от чисто обучающей парадигмы к личностному развитию каждого ребёнка. В связи с этим изучение требований ФГОС стало актуальным для реализации содержания музыкального образования в школе.
В Концепции ФГОС второго поколения сделан особый акцент на задачи, выделенные в разделах «Формирование духовной культуры личности" и "Опыт музыкально-творческой деятельности". В программе уделено внимание реализации таких требований, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Особое внимание в этом важном документе уделено повышению роли художественного, музыкального образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений.
В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арттерапевтических и коррекционных функциях образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе - к одаренным детям.
Для успешного внедрения в практику новых требований к современному образованию необходимо понимать суть ФГОС второго поколения, уметь грамотно и филигранно проектировать и разрабатывать рабочую программу по предмету.
Поначалу, особо не задумываясь, я записалась на курс, чтобы иметь в своем портфолио сертификат о повышении квалификации. Но теперь, прослушав лекции, поняла, что данный курс- это совершенно новый подход, позволяющий в корне изменить наши привычки и помогающий принять новые стандарты обучения. Инвариантный курс помог мне составить новые рабочие программы в соответствии с ФГОС.
Теперь при упоминании слов «новые стандарты» я не теряюсь, а знаю, как построить свою работу с детьми и к каким результатам хочу прийти. Составляя план- конспект урока, я больше внимания уделяю практической части и применяю больше нестандартных методов. Этим и обусловлен выбор темы итоговой практико-значимой работы, основной целью которой является конкретизация требований к результатам образования и дополнение традиционного содержания программы по музыке в 5 классе с учетом приоритетных направлений ФГОС второго поколения, потребностей современного российского общества, новых технологий музыкального образования и возрастных особенностей школьников.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
-примерной программы основного общего образования по музыке,
-основных положений художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского,
-программы «Музыка» для 5-7 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
-учебного плана образовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Особое значение имеет развитие индивидуально- личностного, эмоционально- ценностного отношения школьников к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыкального искусства в 5 классе носит деятельностный характер и является сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в 5 классе направлено на достижение целей, отражающих интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;
установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством.
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке, её интонационно- образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; фольклоре, классическом наследии и современном творчестве композиторов; о воздействии музыки на человека, о её взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Введение школьников в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые предоставляются школьнику:
Личностное развитие учащихся:
-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;
-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное и социальное развитие учащихся:
-формирование целостной художественной картины мира;
-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;
-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативное развитие учащихся:
-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Реализация задач осуществляется через разнообразные виды музыкальной деятельности:
- хоровое и ансамблевое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с литературой и изобразительным искусством, с жизнью, специфике воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.
Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются:
- духовность;
- образность;
- интерес и увлечённость;
- связь с жизнью;
- наблюдение за музыкой, а не изучение её;
- целостность мира, искусства, мышления, произведения;
- триединство деятельности композитора –писателя - художника;
- креативность;
- «тождество и контраст», «эмоциональное насыщение»;
- вариативность и свобода выбора;
- опора на отечественную музыкальную культуру;
- «синтез искусств».
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального образования школьников:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении;
- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выход за пределы музыки).
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация (обобщающие уроки) проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 5 класса в конце каждой четверти.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения и учебным планом базовый уровень составлен на основе минимума содержания курса «Музыка» и рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю). На I полугодие отводится 17 часов, на II полугодие -18 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм.
3. Формирование интонационно-слухового опыта для воспитания воображения, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, схватывать существенные черты, для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, воспитание художественного вкуса.
6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.

Результаты освоения программы «Музыка» в 5 классе.
В результате изучения курса «Музыка» в 5 классе должны быть достигнуты определённые результаты, которые планируются исходя из целей и задач музыкального образования.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
развитое музыкально- эстетическое чувство гордости за свою Родину, проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству;
социально ориентированный взгляд на мир;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
ответственное отношение к учению, способность к самообразованию, мотивация к обучению;
уважительное отношение к иному мнению, способность вести диалог;
коммуникативная компетентность в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений;
развитие муз. способностей школьников, воспитание эстетического отношения к миру, расширение общего и музыкального кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
умение самостоятельно планировать, решать, анализировать учебные задачи;
владение основами позитивной самооценки своих музыкально – творческих возможностей;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально творческой деятельности, умение классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи;
умение размышлять, рассуждать о музыке, делать выводы;
ориентация в культурном многообразии действительности, участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.)
Таким образом в результате изучения музыки учащиеся 5 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении, музицирования на музыкальных инструментах, передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами, а также владеть компетенциями - эмоционально-целостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной.
Содержание программы по учебному предмету музыка в 5 классе.
Структуру программы составляет тема учебного года «Музыка и другие виды искусства», представленная двумя содержательными линиями – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Темы, плавно переходящие от урока к уроку, позволяют показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогают осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.
Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, способствует развитию живой и выразительной речи детей.
Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.
Понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов деятельности. Это восприятие музыки и размышления о ней, пение, пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения, инструментальное музицирование, разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнение творческих заданий в рабочей тетради.
Таким образом, в разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.
Акцент на уроках музыки в 5 классе поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в различные виды искусства, знание об искусстве в целом.
Требования к уровню подготовки школьников в 5 классе.
знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Музыка» 5 класс
Музыка и другие виды искусства.
№ п/п Дата Тема урока.
(страницы учебника, тетради) Худ.-пед. идея урока, раздела Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия Предметные
результаты УУД Личностные результаты
Музыка и литература. (19 часов)
1. Что роднит музыку с литературойстр.6-9 Стань музыкою слово Интонация, песня, романс, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальные произведения, сказка, поэма, баллада Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения на основе восприятия и анализа фрагментов сюиты «Пер Гюнт».
Развитие тв. способностей в разнообразных видах муз. деятельности (пластическое движение в песне «Моя Россия», пение муз. сочинений стр. 5 творческая тетрадь).
Овладение способностью воспринимать музыку как живое образное искусство. Л. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой в муз. произведениях: песни «Моя Россия», романса «Жаворонок», «Горные вершины».
П. Представление о содержании, форме, языке в произведениях П.И.Чайковского «Симфония № 4», Э. Грига «Пер Гюнт».
П. Усвоение понятий, объединяющих муз. с литературой: интонация, песня, романс, сюита, опера, инструментальные произведения.
Р. Импровизация при исполнении романса «Жаворонок».
К. Передача собственных впечатлений о муз. романса и о картине Левитана «Вечер. Золотой плес».
И.Поиск литературных и муз. сочинений, созданных в жанрах песни, поэмы, былины, сказки. Чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурн. наследия народов России и мира;
уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с др. людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоц.-нравственной отзывчивости;
понимание чувств др. людей и сопереживание им.
2. Вокальная музыка.
Россия, Россия нет слова красивей.
стр.10-17 Люблю я пышное природы увяданье. Песня – как жанр музыкально-литературного твор-ва.
Средства художественной выразительности музыки и живописи: мелодия-линия, лад-колорит, ритм, тембр-цвет, форма-композиция. Развитие фантазии и творческого воображения, эмоц.- ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа худож. образа осени в музыкальных произведениях П.Чайковского, Ц. Кюи, стихотворений А.Плещеева, М. Чюрлениса, И. Бунина, картин И.Левитана.
Воспитание эстетического отношения к миру.
Осознание роли музыки, изобразительного искусства и литературы в жизни отдельного человека и общества. Л. Осмысление взаимодействия искусств: муз., лит-ры и изобраз. искусства в литературном фрагменте В.Белова и пейзаже «Стога. Сумерки». И. Левитана.
П. Представление о сходстве и различиях между литературной речью и речью музыкальной.
Р. Планирование собственных действий в процессе исполнения знакомых муз. произведений, озвучивающих фрагмент из книги и картину Левитана.
К. Передача собственных впечатлений о музыке, ИЗО, литературе в устной и письменной речи.
И. Использование Интернета с целью расширения представлений о музыке родного края для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве трех искусств – музыки, литературы и живописи.
Эстетическое сознание как результат освоения мирового художественного наследия, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
3 Вся Россия просится в песню.
Звучащие картины.
стр. 12-15. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах..» Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. Расшир. общего и муз. кругозора; воспитание муз. вкуса, устойчивого интереса к муз. своего народа.
Выявление особенностей каждого жанра рус. нар. песни.
Представление о старинных нар. обычаях, обрядах и сопровождающих их песен, миропонимании, верованиях народа.
Понимание единства слова и мелодии в песне.
Сформированность мотивац. направленности на продуктивную муз.-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, разыгрывание песен, импровизация, муз.-пластическое движение и др.). П. Выявление особенностей жанров рус. нар. песни.
Усвоение понятий трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические песни, заклички.
Л. Понимание жизненного содержания народной музыки.
Р. Оценка муз. сочинений своего народа.
К. Взаимодействие в группе в процессе разыгрывания русских народных песен.
И. Формирование фонотеки народных песен.
И. Использ. Интернета для поиска информации о национальном костюме, нар. Муз. инструментах и праздниках, той местности, в которой ты живешь. Осознание своей этнической и национ. принадлежности; знание культуры своего народа, края, освоение основ культурн. наследия народов России и мира; усвоение традиционных ценностей российского общества.
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетич. сознание как результат освоения художеств. наследия народов России, творческой деятельности муз.-эстетического характера.
Осознание мысли о сохранении памяти о предках.
4 Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
стр. 16-17 Музыка и поэзия подчас неразделимы… Романс, дуэт, музыкальная форма Определение по интонации жанра романса как камерного вокального произведения, чувства неповторимости худож. образа романсов Варламова и Рубинштейна.
Понятие сходства и отличия романса и песни.
Интонационная выразительность собственного исполнения, восприятие муз. образов пр-ий, связанных со словом, понимание значения поэзии, ее неразделимости с музыкой. Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов, их влияние на духовно-нравств. становление личности.
П. Представление о содержании, форме, муз. языке жанра романса и связи его с др. видами искусства.
Р. Участие в проектно-исследовательской деят-ти «Ты раскрой мне, природа, объятья…»
К. Соверш-е навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки(с использованием муз. терминов и понятий).
И. владение навыками работы с учебниками, энциклопедиями, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информац. Собств. выражение в словесной характеристике воображаемой инструментальной муз. к поэтической мысли Тургенева.
Смысловое чтение стих. М.Лермонтова «Из Гете».
Понимание душевного состояния человека, любующегося красотой природы.
Выявление особенностей муз. языка романса для раскрытия поэтического образа.
5 Фольклор в музыке русских компози
торов.
Стучит, гремит Кикимора.
стр. 18-21. Сказки гуляют по свету Народное сказание, симфоническая миниатюра Владение основами размышлений о том, какую музыку сочинили бы на сюжет русского народного сказания.
Умение дать характеристику природы, действующих лиц сказа, выбрать тембры муз. инструментов оркестра, продумать муз. развитие.
Проведение сравнительного анализа колыбельной Лядова и симфонической миниатюры. П. Усвоение особенностей муз. речи композитора для изображения сказочных событий.
Л. Осмысление образов муз. сказа.
Р. Критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о муз, музицирования.
К. Общение с музыкой композит.
И. Подбор муз. ряда к сказке или легенде своего народа. Расширение представлений о передаче сказочных художественных образов в музыке.
Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров.
6 Что за прелесть эти сказки
стр. 20-21 Национальный колорит музыки Востока в творчестве русского компози
тора. Программная музыка, симфоническая сюита Знакомство с фрагментами из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Осмысление понятия «программная музыка», постижение национального колорита музыки Востока, в творчестве русского композитора.
Определение национального стиля музыки.
П. Определение портретов, нарисованных в музыке 4 части сюиты, выявление особенностей муз. тем, их сходства и различия.
Л. Развитие муз. мышления, связанного со слушательскими, исполнительскими интерпретациями, с импровизацией музыки на те или иные поэтические строки. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Освоение художественного наследия народов России и мира.
7 Жанры инструмен
тальной и вокальной музыки.
Мелодией одной звучит печаль и радость.
стр.22-27.
Мелодия – песня без слов. Вокализ, песня без слов, баркарола. Наблюдение за развитием чувств, возможностями музыкального языка при слушании и исполнении «Вокализа» С.Рахманинова, «Романса» Г.Свиридова, «Вечерней музыки» В.Гаврилина.
Развитие восприятия музыки через пластическое интонирование.
Усвоение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Л. Осознание вывода, что муз. произведения Свиридова, Рахманинова, Гаврилина звучат как выразительная речь человека, исповедь его души.
П. Исполнение мелодий лирических песен разных народов, сравнение их с мелодиями «песен без слов» и нахождение в них сходств и различий.
И. Формирование умений применения ИКТ как инструмента сбора, поиска, обработки и преобразования муз. и худож. информации. Личностное понимание смысла выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».
Участие в пластическом этюде на «Вокализ» Рахманинова.
Понимание чувств других людей и сопереживание им при восприятии музыки.
8 Вторая жизнь песни.
Живитель
ный родник творчества.
стр. 28-29 «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» Интерпретация, обработка, трактовка, оригинал Определение связей между русской композиторской музыкой и народным муз. искусством.
Осмысление понятий интерпретация, обработка, трактовка.
Умение через сравнение художественного образа в картине «Ожидание» К.Васильева с муз. образом в «Песне Сольвейг» понять главное – душевное состояние человека.
Постижение муз. произведения через сравнение различных итерпретаций. Л. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания муз. образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
П. Познание приемов развития муз. образа Сольвейг, особенностей муз. языка пр-я Э. Грига.
Р. Через исполнительскую деятельность выход к пониманию как песня помогает создать картину праздника Масленицы.
К. Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки. Приобретение целостного, социально ориентирован
ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки и живописи.
9 Всю жизнь мою несу родину в душе.
Перезвоны.
стр. 30-35. Истин
ный образ России. Программная симфония симфония действо Понимание важности народно-песенного искусства России, ее истоков и традиций в творчестве В.Гаврилина.
Усвоение традиций колокольности в русской музыке.
Выявление основного приема развития произведения Гаврилина, приема контраста, использование его для создания муз. образа в фрагменте «Молитва». Формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,
П. Нахождение смысла в звучании колокольного звона в сказке Родари.
Л. Восприятие эмоционального состояния людей, слышащих колокольные звоны
Р. Планирование собственных действий в процессе передачи характера звучания колоколов.
П. Усвоение разновидностей колокольных звонов.
К. Передача собственных впечатлений о музыке, в которой звучат колокольные звоны.
И. Составление мини-проекта «И несется над землею колокольный звон…» Признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к истокам и традициям Родины.
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской, творческой и других видах деятельности.
10 Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Слово о мастере.
стр. 36-40. Творчество Г.Свиридова –
песнь о России. Хор, оркестр Становление творческого мышления и воображения.
Формирование чувства прекрасного от соприкосновения с музыкой мастера. К. Умение слушать и вступать в диалог с учителем, композитором, поэтом, художником, участвовать в коллективном обсуждении.
Л. Способность свободно ориентироваться в мире образов.
П. Возможность воспринимать смысл художественного образа произведений Г. Свиридова.
П. Осознание значимости изучения своих корней, жизни русского народа, его душевный склад и характер, природу России.
Р. Оценка воздействия муз. произведений Г. Свиридова на чувства и мысли слушателя.
Л. Развитие и освоение способов творческого самовыражения личности. Знание культуры своего народа, усвоение моральных и культурных ценностей через творчество Свиридова.
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразного опыта эстетического переживания.
11 Гармонии задум
чивый поэт.
стр. 40-43. Он пел печали благородный свет. Ноктюрн, полонез, вальс, баллада, мазурка, прелюдия, этюд, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки. Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
Выделение особенностей музыкального языка композитора.
Самостоятельное озвучивание музыкой Ф.Шопена стихотворения «Горсть земли» А. Граши.
Уважительное отношение к культуре польского народа, осознание ее ценности. П. Умение выстраивать размышления о муз. произведен. Ф. Шопена.
Р. Моделирование ситуации познания муз. образа через игровую форму «Если бы я был композитором».
Л. Извлечение информации из услышанного муз. произведения.
К. Восприятие худож. текстов, фактов из истории, биографии Ф.Шопена, выделение главного.
П. Выявление специфики муз. культуры Польши.
И. Использование ИКТ при диагностике усвоения содержания учебной темы. Осознание жизненного смысла муз.-худ. образов.
Развитие этических чувств посредством муз. ис-ва Ф. Шопена.
Знакомство при анализе муз. и худож. ис-ва с культурными, моральными и духов. ценностями.
Оценка исполнит. мастерства Ф. Шопена.
Прочувствование волевой, взволнов., драматической темы «Этюда № 12».
12 Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.
стр. 44-47. Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигла в сфере музыки. Серенада для струнного оркестра, хор из оперы, реквием Анализ музыки Моцарта от песни до оперы.
Размышления школьников о выразительности звучания канонов.
Приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения.
Выявление жизненного содержания, состояния души в сочинении Моцарта Рондо из «Маленькой ночной серенады».
Включение музыкальных инструментов в исполнение хора из оперы «Волшебная флейта».
Осознание мира сложных чувств, переживаний в музыке Моцарта. Л. Личностное самоопределение в ходе бесед о муз. искусстве, анализа произведений искусства, определение жизненных ориентиров.
П. Иллюстрирование муз. произведений Моцарта.
П. Музицирование в процессе самообразования.
К. Театрализация муз. образов произведения Леопольда Моцарта «Менуэт».
Р. Осмысление жизненного кредо композитора через прочтение письма Моцарта другу.
И. Владение навыками выступления на презентации мини-проектов.
П. Устойчивое представление о муз. форме в произведении «Маленькая ночная серенада».
К. Проявление устойчивого интереса к творческим формам работы в досуговой деятельности (постановка сказки «Тайна запечного сверчка»). Личностное отношение к музыке Моцарта. Реализация своего творческого потенциала на музыкальном материале. Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности. Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия музыки Моцарта. («Реквием»).
13 Первое путешест-
вие в музыкаль-
ный театр.
Опера.
стр.48-52. Опера – музыкальный театр. Опера, либретто. Подробное знакомство с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями.
Актуализация жизненно-музыкального опыта.
Заключение о том, что в основе оперы лежит литературное произведение.
Проявление творческой деятельности в исполнении романса «Горные вершины».
Развитие исполнительского мастерства в передаче особенностей характера героев оперы «Руслан и Людмила», способности создать музыкальный портрет. П. Осознание синтеза музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации) в опере.
П. Умение структурировать знания (обобщение анализа знакомых музыкальных произведений С. Прокофьева, П. Чайковского).
П. Размышление об интонационно-образных взаимосвязях и взаимоотношениях героев оперы «Руслан и Людмила».
Л. Вхождение в мир духовных ценностей героев оперы.
Л. Определение особенностей характера литературных персонажей, воплощенных композитором в муз. образах опер Глинки, Римского-Корсакова.
Р. Планирование собственных действий в процессе поиска ассоциативных связей музыки оперы «Руслан и Людмила» с поэтическими строками А.С. Пушкина.
К. Совершенствование актерского мастерства в совместной инсценировке фрагментов оперы «Руслан и Людмила».
И. Умение сравнивать и сопоставлять информацию о муз. искусстве из нескольких источников (тетрадей, учебников, художественной литературы).
Освоение способов музыкальной интерпретации в произведении Римского-Корсакова «Полет шмеля». Познание через исполнение индивидуальности исполнителя. Накопление жизненно-музыкального, интонационно-слухового опыта.
Формирование представлений об оперном искусстве, исполнителях, дирижере через рассматривание фотографий на развороте учебника.
Озвучивание тем из знакомых опер, изображенных на фотографии.
14 Опера-былина «Садко».
стр.52-57. Ария, песня, инструментальные темы Формирование представления о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
Усвоение характерных особенностей былинного стиха, песен, заговоров, былин, причитаний из народного эпоса.
Понимание темы единения человека и природы, человека и искусства, исторического прошлого. П. Изучение особенностей развития музыки вступления к опере «Садко», определение основного приема развития. Усвоение муз. языка вступления, рисующего образ моря и звучащего как былинный зачин.
П. Характеристика реальных персонажей оперы и фантастических образов (песенные вокальные мелодии и инструментальные темы).
К. Совершенствование хорового исполнения песни «Ой ты, темная дубравушка» с элементами пластического интонирования. Умение анализировать интонационно-образное содержание вступления к опере «Садко».
Составление на основе музыкальных характеристик Садко и Волховы их литературных портретов.
Развитие воображения и фантазии при восприятии симфонического эпизода «Появление лебедей и их сказочное превращение».
15 Второе путешес
твие в музыкаль
ный театр.
Балет.
стр.58-62. Ballo – значит танцую. Контрастное сопоставление, кордебалет, декорации На основе имеющегося музыкально-слухового опыта углубление знакомства с жанром балета.
Знание имен лучших отечественных танцоров и хореографов.
Понимание балета как искусства синтетического.
Моделирование игры в режиссера-постановщика.
Определение особого значения средств музыкальной выразительности в балетной музыке. П. Выявление муз. приемов развития, которые помогают увидеть, что происходит в балете, по нотной записи.
П. Сопоставление муз. образов, определение художественных средств, передающих контраст музыкальных тем.
Р. Осмысленность исполнения сочинения разных жанров и стилей.
И. Поиск информации об известных хореографах и солистах балета своего края.
К. Участие в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировании разных жанров и форм (песни, танцы). Создавать и предлагать собственный исполнительский план тем феи Сирени и феи Карабос.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальной характеристики главных героев.
16 Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкун
чик».
стр.60-62. Какие виды ис-ва объединяет в себе балетный спектакль. Развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца. Рассуждение о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участие в сценическом воплощении отдельных фрагментов.
Узнавание стилевых особенностей, характерных черт музыкальной речи разных композиторов. П. Усвоение словаря средств муз. выразительности в сцене битвы Щелкунчика с мышами, муз. развития образов Добра и Зла в этой сцене.
Л. Исполнение пластических композиций на музыку фрагментов из балета «Щелкунчик».
Р. Прогнозирование результатов при выявлении связей музыки с театром.
К. Участие в коллективно-творческой деятельности.
И. Выполнение творческих задач из рабочей тетради, поиск информации. Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности.
Подбор ассоциативного ряда муз. темам балета «Щелкунчик» различных видов искусства.
Иллюстрирование муз. фрагментов: «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов».
17 Музыка в театре, в кино, на телеви
дении.
стр.64-67 Функции музыкального искус
ства в театре, кино, на ТВ. Литературный сценарий
Музыкальный фильм Осознание роли литературного сценария и значения музыки в театре, кино, на ТВ.
Восстановление сюжета пьесы Г. Ибсена при помощи пения основных тем, пластического интонирования.
Исполнение знакомых мелодий из фильмов, где музыка играет важную роль.
Акцентирование на роли музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства. И. Подбор видеозаписей муз. фильмов, мультфильмов.
Л. Личностное самоопределение в ходе анализа произведений искусства, которые оставляют яркий след в сознании, определение жизненных ориентиров.
Л. Становление творчества, влияющего на моральные устои.
П. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации муз. произведений с использован. метода «сходства и различия».
П. Построение логической цепочки рассуждений (выделение особенностей языка музыки П.Чайковского).
Р. Волевая саморегуляция при восприятии муз. произведений. Регуляция эмоционального подъема, концентрация внимания.
К. Участие в театрализации муз. образов во внеурочной деятельности.
И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования информации для составления своего либретто в книжку-малютку. Инсценирование экранного образа героев из мультфильма «Бременские музыканты».
Развитие чувства прекрасного через восприятие музыки балета «Щелкунчик».
18 Третье путешес
твие в музыкаль
ный театр.
Мюзикл.
стр.68-71 Мюзикл – театр «легкого стиля». Либретто, диалог, монолог, художник-декоратор.
Знакомство с жанром мюзикла.
Усвоение особенностей жанра, его истоков.
Понимание особенностей музыкального языка и манеры исполнения в жанре мюзикл и оперном жанре.
Выявление характерных черт языка мюзикла.
Импровизация в исполнении полюбившихся мелодий в соответствии с содержанием песни, танца. П. Анализ художественно-образного содержания мюзикла.
П. Выявление выразительных и изобразительных особенностей мюзикла в их взаимодействии.
П. Применение полученных знаний в процессе самообразования. Формирование познавательных мотивов деятельности по созданию своего мюзикла «Скрипка и Барабан».
Л. Осознание личностных смыслов муз. произведений разных жанров, понимание их роли в развитии современной муз.
Р. Самостоят. выбор целей и способов интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа тем мюзикла в процессе восприятия и исполнения.
И. Умение осознанно воспринимать муз. и худож. информацию. Усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей.
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности.
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.
19 Мир компози
тора. стр.72-73 Песня без слов, симфоническая сюита, симфоническая картина, симфония-действо, романс, вокализ, былина, поэма, лирическое стихотворение. Закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.
Ориентирование в мире музыки.
Создание музыкально-литературных композиций по операм «Руслан и Людмила», «Садко», мюзикла «Кошки».
Л. Коллекционирование аудио и видеозаписей, составление каталога.
К. Умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств муз. искусства, выполнение коллективных творческих заданий.
Л. Владение монологической и диалогической формами речи на основе выразительных средств муз. деятельности.
П. Подбор муз. и литературного материала для воплощения лирических образов.
П. Выделение различных муз. жанров и сочинений в основе которых лежат литературные произведения.
Р. Мотивационная готовность к совместным усилиям в процессе познания.
К. Использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы. Включение в процесс самообразования, создание фонотеки, видеотеки.
Эмоциональное соучастие в учебном процессе.
Мотивация к расширению и систематизации знаний.
Музыка и изобразительное искусство. (16 часов)
20 Что роднит музыку с изобрази
тельным искусством.
стр.74-79. Сама жизнь источник зарожде
ния музыки и изобразительного искус
ства. Бытовой, исторический жанры, портрет. Натюрморт, пейзаж.
Рисунок, колорит, композиция.
Цветовая гамма, звуковая палитра. Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Прочувтвование способности услышать то, что не звучит и увидеть то, что в данный момент не видим.
Развитие воображения. П. Понимать язык различных видов искусства, различать средства выразительности музыки и живописи.
Л. Через собственное восприятие сформировать мнение о душевном состоянии создателя произведения искусства.
Л. Реализовывать свой творческий потенциал.
Р. Осуществлять самоопределение и самореализацию личности на художественно-образном материале.
К. Проживая чувства и понимая мысли композитора, сделать их своими. Вслушиваясь в живописную музыку, развивать в себе индивидуальный художественный вкус.
Иметь мнение о достоинствах высокого искусства, осознавать роль творческой деятельности творца.
21 Небесное и земное в звуках и красках.
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.
стр.80-81. Сердеч
ная песнь о неповторимой красоте родной природы. Песенность Сформированность размышлений об отношении композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Активизация итонационно-слухового опыта на основе метода интонационно-стилевого анализа соединения произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. П. Выявление выразительного значения сравнений и эпитетов поэтической прозы Д.С. Лихачева с музыкой С. Рахманинова, знаменного распева, песен о родном крае.
Л. Воспитание в себе «родственного внимания» к миру, выражение своего отношения к жизни.
И. Поиск картин, созвучных музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.
К. Участие в коллективном воплощении муз. образов (пластические этюды, игра в дирижера).
Р. Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Осознание любви русских людей к родной земле, одухотворенности искусства.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества.
22 Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье.
стр. 82-85. Знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор. Знакомство с образами древнерусского искусства (знаменным распевом, иконой «Покров Пресвятой Богородицы»).
Нахождение ответа на животрепещущие вопросы современности: что есть Истина, Добро, Красота? Каковы духовно-нравственные приоритеты человека XXI века? Л. Освоение духовной музыки через внутреннее созерцание, углубленность в себя, самооценку, проживание свойственных человеку духовно-нравственных чувств.
П. Обращение к иконописи. Изучение композиции иконы «Покров Пресвятой Богородицы».
П. Определение связи церковной музыки с другими видами искусства.
Р.Умение строить этапы творческого процесса при озвучивании художественных полотен.
К. Выражение своих мыслей в точной и полной форме в соответствии с условиями коммуникации.
И. Поиск народных поговорок, примет, обычаев, связанных с праздником Покрова Богородицы. Воспитание внимания к слову, его смыслу и интонационному раскрытию в мелодике музыкальной речи молитвы.
Переживание, прочувствование музыкального и словесного текста духовной музыки.
23 В минуты музыки печальной.
Мадонна Рафаэля.
стр. 86-87. Любовь небесная затмила Его земную красоту. Солист, орган Формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры;
Формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры. П. Нахождение сходств и различ. русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, живопись).
Л. Определение образного строя музыки и алтарной картины с помощью «словаря эмоций».
Л. Сопоставление языка музыки и живописи, понимание жизненного содержания религиозной классической музыки.
Р. Оценка воздействия церковной музыки на собственное отношение к ней.
И. Умение осознанно воспринимать муз. и другую художественную информацию. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к произведениям религиозного искусства.
24 Звать через прошлое к настоящему. стр.90-98. Кантата, триптих, трехчастная форма. Контраст, набат, хор, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано. Актуализация жизненно-музыкального опыта, связанного с пониманием природы русской музыки, такими ее свойствами, как колокольность и песенность.
Расширение художественного опыта, обеспечение преемственности музыки с изобразительным искусством.
Развитие ассоциативно-образного мышления при восприятии картин Корина, Седова, Зиновьева. Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов.
Р. Выбор целей и способов решения учебных задач в интонационно-образном и жанрово-стилевом анализе кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
П. Проявление интереса к воплощению композиторских приемов.
К. Умение осознанно воспринимать муз. и худож. информацию.
И. Использование ИКТ при диагностике усвоения содержания учебной темы.
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении разных творческих музыкальных задач.
Осуществление собственного музыкально-исполнительского замысла в пении и разного рода импровизациях.
Общение и взаимодействие в процессе хорового, инструментального воплощения различных муз.-худож. образов.
25 Музыкаль
ная живопись и живописная музыка.
стр.98-108. Мои помыслы – краски, мои краски – помыслы Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, квинтет, прелюдия. Умение подбирать определения, передающие эмоциональное состояние поэта К. Бальмонта.
Развитие ассоциативно-образного мышления при восприятии романсов «Островок», «Весенние воды».
Ощущение значимости музыки в жизни человека, той большой роли, которую она играет в творчестве художников и поэтов, ее национального своеобразия. П. Вхождение в мир муз. образов, созданных Рахманиновым, Шубертом.
Л. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой, живописью.
Р. Совершенствование способностей в процессе создания вокальных, поэтических, пластических импровизаций.
К. Восприятие худож. текстов, фактов из истории, выделение главного.
К. развитие письменной речи в процессе работы в твор. тетрадях. Развитие чувства прекрасного через освоение муз. и худож. наследия, а также в процессе творческой деятельности.
Знакомство при анализе муз. и худож. искусства с культурными, моральными и духовными ценностями.
26 Колоколь
ность вмузыке и изобрази
тельном искусстве.
стр.108-111 Весть святого торжества. Фреска, орнамент, сюита, концертная симфония. Выделение особенностей муз. языка композитора В.Кикты.
Размышления о выразительности и загадочности звучания колокольного звона.
Приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения.
Выявление жизненного содержания, состояния души в сочинениях Рахманинова, Кикты.
Возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств.
П. Музицирование в процессе самообразования.
И. Владение навыками выступления на презентации мини-проектов.
Р. Выбор целей и способов решения учебных задач в интонационно-образном и жанрово-стилевом анализе.
П. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта, через исполнение музыкальных тем. Личностное отношение к музыке Рахманинова.
Реализация своего творческого потенциала на муз. материале. Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия фресковой живописи.
27 Портрет в музыке и изобрази
тельном искусстве.
стр.112-118 Звуки скрипки так дивно звучали Скрипка соло, инструментальный концерт, каприс Осознание музыки как искусства интонации. Обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель».
Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей. П. Сравнение концерта Шнитке с картиной «Скрипка».
Л. Восприятие личности Паганини, характера этого музыканта.
П. Понимание интерпретации, проникновение в замысел композитора, художника.
К. Участие в постановке балета «Паганини».
И. Поиск информации о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и подготовка сообщения. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.
Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.
28 Волшебная палочка дирижера.
стр.118-121. Симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер Осмысление роли дирижера в исполнении симфонической музыки.
Определение выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. П. Сравнение симфонии с литературным жанром.
П. Размышления над тем, почему композитор в «Героическую» симфонию вводит траурную музыку.
Л. Характеристика живописного полотна Делакруа и определение выразительных возможностей картины.
К. Коллективное музицирование.
И. Выполнение творческих заданий в целях понимания выразительных возможностей симфонического оркестра. Сопоставление фотографий дирижеров со звучащей музыкой, ее эмоциональное восприятие и проникновение в нюансы художественного смысла.
29 Образы борьбы и победы в искусстве.
стр.122-125. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Эскиз, этюд, набросок, зарисовка. Восприятие образного строя знаменитой Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Анализ творческого процесса сочинения музыки композитором, особенностей ее симфонического развития.
Подбор ассоциативно-зрительского ряда к музыке. П. Слушательское толкование видения композитора, звукового художественного воплощения жизненного образа, его исполнительского преломления.
Р. Формирование волевых черт характера.
К. Размышления на уровне главного героя симфонии, вступление в диалог, «примеривание» черт характера на себя.
Л. Понимание духовно-нравственных категорий, моральных качеств, воплощенных в музыке Бетховена.
И. Поиск памятников защитникам Отечества. Ощущение эмоционального состояния в рукописях Бетховена.
Погружение в захватывающий увлекательный процесс поиска определенной идеи, раскрывающей образы борьбы и победы.
30 Застывшая музыка.
стр.126-131. Содружество муз в храме. Органная музыка, хор а capella. Постижение гармонии в синтезе искусств: музыки, архитектуры, изобразительного искусства.
Познание прекрасных памятников мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Умение соотнести сочинения с произведениями других видов искусства по стилю.
Оценка своеобразия русского и западноевропейского искусства. Л. Личная трактовка выражения «Архитектура – застывшая музыка».
П. Усвоение муз. понятий и терминов в описании архитектурн. памятников.
Л. Ощущение гармонии храма с природой.
Р. Умение воспринимать эмоциональный характер музыки и выражать это словами.
И. Поиск созвучных муз. сочинений с образами храмов.
К. Присмотреться к памятникам архитектуры и понять, какая в душе возникает музыка? Расширение интереса к памятникам архитектуры Средневековья западноевропейского ис-ва. Представление о древнерусском ис-ве, ощущение вдохновен., вложенного нар. мастерами в историч. памятники. Постижение основ высоких нравственных ценностей, содружества муз в храме.
31 Полифония в музыке и живописи.
стр.132-133. В музыке Баха слышат
ся мелодии космоса. Духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга. Продолжение знакомства с творчеством Баха, его полифонической музыкой.
Освоение понятия полифония, фуга. К. Исполнение уже знакомых сочинений Баха.
Л. Высказывание собственного мнения по поводу популярности органных сочинений Баха.
Р. Аргументация в процессе анализа своего отношения к полифонической музыке.
П. Сравнение композиции картины Чюрлениса с графическим изображением Фуги Баха.
П. Понимание принципов развития темы в музыке через особенности живописи.
И. Найти картины, в которых слышны отзвуки и звуки. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Развитие чувства прекрасного через освоение архитектурн. и мирового художественного наследия, а также в процессе творческой деятельности.
32 Музыка на мольберте.
стр.134-139. Вселенная представляется мне большой симфонией. Триптих, соната, музыкальная живопись, цветовая гамма, звуковая палитра. Анализ живописного полотна Чюрлениса «Фуга» как наивысшего воплощения идеи синтеза искусств.
Осознание особенностей построения полифонической формы, благодаря живописному образу.
Обнаруживание общности языка художественных произведений. П. Направление внимания на живописность музыки Чюрлениса и музыкальность его живописных полотен.
Л. Видение своего образа в живописной композиции «Сказка. Путешествие королевны».
К. Передача собственных впечатлений о живописных образах, если бы я был композитором.
П. Знакомство с жанром живописной сонаты.
П. Раскрытие общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии Чюрлениса: живописность симфонической поэмы «Море» и поэтичность живописной «Сонаты моря».
Р. Осмысленность размышлений о зримости литературных зарисовок, особенностей мировосприятия художника-композитора. Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства.
33 Импрессио
низм в музыке и живописи.
стр.140-148. Музыка ближе всего к природе. Импрессионизм, живописная музыка, джазовые ритмы, фортепианная сюита. Раскрытие особенностей импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси. П. Знакомство с направлением французского искусства 2-й половины XIX в., получившего название импрессионизм.
Л. Слушание и нахождение сходств в муз. произведениях Римского-Корсакова и Дебюсси.
Р. Оценка воздействия музыки импрессионизма на собственное отношение к ней.
К. Исполнение ритмических импровизаций на музыку «Кукольный кек-уок».
И. Умение применять ИКТ для закрепления знаний о музыке и картинах импрессионистов. Активное использование основных методов анализа: сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в жизни и искусстве.
Развитие певческих умений и навыков в исполнении песен, связанных с изобразительным искусством.
34 О подвигах, о доблести, о славе…
стр. 144-147. О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Реквием Развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины, продолжение знакомства с жанром реквиема. Л. Высказывание своего отношения к подвигу солдат.
К. Поиск выразит. речевых интонаций, соответствующего темпа и динамики голоса в прочтении отрывков из «Реквиема» Рождественского.
Р. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер.
П. Определение идеи в графических рисунках Красаускаса.
И. Найти памятники героям ВОВ в своем городе.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Усвоение традиционных ценностей, духовно-нравственных норм общества.
35 В каждой мимолетности вижу я миры.
стр.148-153. Фортепианная миниатюра, язык искусства Восприятие образного мира произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского, расширение и углубление понимания своеобразия их творчества.
Определение средств выразительности «Мимолетностей» С. Прокофьева и картин Кандинского.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. П. Раскрытие термина «мимолетность».
П. Использование при итонационно-образном анализе метода сравнения.
Л. Становление индивидуально-оценочных суждений об особенностях муз. произведений.
Р. Осознание воздействия произведений искусства на чувства и мысли слушателя.
К. Умение слушать и вступать в диалог с учителем, создателями художественных произведений.
К. Инициативное сотрудничество при разработке творческих проектов.
Л. Формирование мировоззрения на основе изучения культурного наследия.
П. Стремление к приобретению муз.-слухового опыта общения с известными и нов. муз. пр-ми различных жанров.
Р. Способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением муз. сочинений на уроке и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Высказывание своих впечатлений о музыке Мусоргского «Картинки с выставки».
Создание своей галереи картинок.
Всматривание и вслушивание в картины Кандинского, определение как они «звучат». Выявление своих муз. пристрастий. Обсуждение и формулирование проблемных вопросов о соприкосновении с музыкой великих композиторов, наполненной красотой и богатством чувств.
Ученический исследовательский проект «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
1.Разработка темы проекта
2.Поиск необходимой информации
3. Музыкальные презентации
4. Практическая деятельность
5. Защита исследовательского проекта
Заключение.
Современная жизнь предъявляет человеку новые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые сре дства и технологии обучения, но при всем многообразии- урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования ФГОС, урок должен стать новым, современным.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель, поэтому реализация ФГОС второго поколения невозможна без «учителя второго поколения», к которому предъявляются определенные требования: это профессионал, который должен
- демонстрировать универсальные и предметные способы действий;
- быть инициатором действий учащихся;
- консультировать и корректировать их действия;
- находить способы включения в работу каждого ученика;
- создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Это учитель, применяющий развивающие технологии, обладающий информационной компетентностью.
Много познавательного я открыла для себя в процессе прохождения данного инвариантного курса. Каждое задание было познавательным и эффективным. Было сложно, но интересно. В процессе обучения ломались стереотипы, которые складывались много лет. Прояснились цели и суть ФГОС, пришло понимание, что универсальные учебные действия необходимы для формирования ключевых компетенций и достижения учебной цели.
Личностные результаты: появился позитивный настрой; повысилась самооценка; возросла мотивация учения; проявилась готовность к саморазвитию, самообразованию; сформировалась личностная позиция по отношению к ФГОС; появилось желание работать в новых условиях, пришло понимание как лучше организовать процессы обучения и воспитания.
На моих уроках учебные и личностные результаты стали расти быстрее, чем тюльпаны в саду. Школьники становятся ответственнее и организованнее, креативнее и логичнее, честнее и дружнее. Они стали более психологически уверены в своих силах и возможностях.
Таким образом, изучив данный курс, я получила мощный инструмент, открывающий прямой путь к сердцу любого «трудного» подростка и даже двоечника, а также к личным победам в педагогической деятельности.
Список используемой литературы
Учебно-методическое обеспечение
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса – М.: Просвещение, 2013.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2013.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева- М.: Просвещение, 2012;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева - СD, mp3.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка 5-7» Методическое пособие – М.: Просвещение, 2013

Научно-методическая литература
Рабочие программы «Музыка» 5-7 классы, авторы: Г.П.Сергеева – М.: Просвещение, 2012
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, Стандарты второго поколения, А.Г.Асмолов – М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам 5-7 классы. Стандарты второго поколения, Е.А.Комарова, Ю.М.Соболева – М.: Просвещение, 2011
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2012г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС
Федеральный закон об образовании от 29.12.12 г. № 273 – ФЗ «Об образовании РФ»
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2011 г. №163-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы".