Урок русского языка в 3 классе по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»

Урок русского языка в 3 классе
по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»

Цели:
обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
познакомить с антонимами;
расширять словарный запас детей;
развивать связную речь;
развивать внимание и логическое мышление;
развивать познавательный интерес;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе;

Ход урока
Организационный момент.
Минутка чистописания
Запишем число и классная работа в тетрадь.
А сейчас красиво, каллиграфически правильно запишите сочетания в тетрадь.
ая яя ое ее ой ый ий

- А что вы можете сказать о данных сочетаниях? (это окончания прилагательных)
На какие группы можно разделить эти окончания? Покажите это графически в тетради.

- Сегодня мы повторим, как правильно писать окончания прилагательных, но общей темой нашего урока будет прекрасное время года – весна.

- Послушайте стихотворение Федора Тютчева. Как точно и образно он описывает раннюю весну.
Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу.

- Можно ли сказать, что стихотворение Тютчева напоминает нашу погоду, нашу весну? Почему?
- Подберите прилагательные, описывающие весну. (ранняя, красивая, дружная, теплая, холодная, поздняя, прекрасная)
- Запишите 2 прилагательных на выбор. Выделите окончания Какие могут быть у этих слов окончания? (Так как прилагательные женского рода, окончания могут быть –ая или –яя).


3. Повторение пройденного материала

- Что вы знаете об имени прилагательном?
Что такое прилагательное?
Что обозначает прилагательное?
На какие вопросы отвечает? Примеры.  
С какой частью речи связано?
Что образует с существительным?
Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
Как проверить правописание безударных гласных в окончании прилагательных? (дети рассказывают правило)

Отработка умения писать безударные окончания прилагательных

а) Выработка алгоритма

- Чтобы научится правильно писать безударные гласные в окончаниях прилагательных, мы должны составить алгоритм действий. (на доску по ходу обсуждения вывешиваются карточки)
1. Определяем ударное или безударное окончание. 2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 3. От существительного ставим вопрос к прилагательному. 4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

б) Практическая работа по определению окончаний
Под диктовку нужно записать словосочетания, найти в них прилагательные, правильно выбрать окончание, выделить знакомые орфограммы.
В тепл.. пору, в син.. небе, под ярк.. солнцем, в больш.. лужах, ранн.. весной, звонк.. ручейки, весел.. капель, о весенн.. ветерке, маленьк листочками.

Знакомство с антонимами.
- Найдите среди записанных слов прилагательные, противоположные по смыслу. (большой – маленький). Выпишите их.
Такие слова называются антонимами. (карточка)

Чтение определения на стр. 90 в учебнике.
Антонимы – это всегда слова одной и той же части речи (например, жара – холод – сущ.. жаркий – холодный – прил.)

Устная работа по нахождению антонимов к словам.
- Я кидаю вам мяч и называю прилагательное, а вы, возвращая мяч мне, называете антоним к этому слову.

Ранний – поздний, белый – черный, злой – добрый, низкий – высокий, твердый – мягкий, голодный – сытый, дорогой – дешевый, маленький – большой, скучный – интересный, детский – взрослый, длинный – короткий.
Словарная работа
Записать слова из учебника на стр. 90, подчеркнут орфограммы, поставить ударение. Какие из них будут являться антонимами? Составить устно словосочетания с этими словами.
7. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
В марте ярко светит весеннее солнце. Природа пробуждается от зимнего сна. На снегу появляются первые проталины.

В 1 предложении выделить грамматическую основу.

Работа по развитию речи.

Списать текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме.

Приближение весны.

----------- тени лежат на сугробах. Вот с вершины -------------дерева упала и рассыпалась
-------- шапка. Потоки ----------- света заливают ----------- поляны. Высоко в небе застыли --------- облака.

Дополнительное задание.

Стр. 90 № 331

Домашнее задание

Выучить определение на стр. 90, стр. 100 упр. 5

Итог урока
- Что сегодня нового для себя узнали?
- Что показалось трудным?
- Что было интересным?