Конспект открытого занятия по математике для старшей группы. Тема: «Путешествие в страну знаний»
Конспект открытого занятия
по математике в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну знаний»
Цель: Развитие математических способностей детей.
Программное содержание:
Закрепить у детей имеющиеся знания: о днях недели. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Продолжить формировать умение устанавливать равенство двух групп предметов. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с цифрой, в порядковом счете. Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять умение располагать предметы по высоте (в возрастающем и убывающем) порядке, умение определять величину предметов (длинный, короткий).
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Технические средства:
Компьютер, проектор, колонки. Запись звуков природы: ветер, река, пение птиц. Ткань синего цвета (река), две доски: длинная, короткая (мостик).
Демонстрационный материал:
Картинки: Пустыня, река, лес. Картина с изображением разноцветных черепах (10 штук). Предметные картинки с изображением разного количества цветов . Модели деревьев разных по высоте. Картина с изображением домиков разных по высоте стоящих по порядку от самого высокого, до самого низкого (разных цветов: 1- красный, 2- желтый, 3-синий, 4 – зеленый, 5- белый).
Раздаточный материал:
Набор цифр на каждого ребенка, карточки с двумя полосками, круги желтого и красного цвета по 11 штук на каждого ребенка, геометрические фигуры на каждого по выбору. Значки с изображением зайчиков на каждого.
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас гости. Мы рады видеть вас. Поздоровайтесь с гостями (Здравствуйте! Сәлеметсізбе! )
Ребята, сегодня нам пришло письмо, но оно не обычное, а видеописьмо. Давайте посмотрим что там.
Включается видеозапись.
Ребята сама королева страны знаний пригласила нас в гости. Путь будет очень интересным, но и не простым. Много разных заданий нам нужно выполнить, что бы добраться до страны знаний. Ребята отправимся в путешествие?
В: Ребята, чтобы никто не заблудился и все вернулись назад, нужно запомнить свои места.
- Саша кто стоит справа от тебя?
- Никита, кто стоит слева от тебя?
-Альбина, что находится позади тебя?
- Руфат, кто стоит перед тобой?
В: Ребята, нужно запомнить и день недели.
- Сколько всего дней в неделе?
- Назовите выходные дни.
- Какой сегодня день недели?
- Какой по счету день недели среда?
- Если сегодня среда, то вчера был….?
- Если сегодня среда, то завтра будет…..?
В: Молодцы ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие, отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы попадем в первую очередь.
Ни кусочка зеленого цвета вокруг,
Лишь золотистого солнца пылающий круг...(ПУСТЫНЯ).
В: Правильно ребята, молодцы. Мы отправляемся в пустыню. Сначала мы пойдем направо, а потом пойдем налево. В центре круга соберемся и на места свои вернемся.
Слайд 1
В: Ребята, посмотрите. Вот и пустыня, мы добрались.
Звук ветра
Слышите, что это? Это ветер шумит, завывает.
Слайд 2
Ребята в пустыне очень опасно, когда дует сильный ветер, может разыграться песчаная буря. Нам нужно укрыться от непогоды. Занимайте свои места.
(Дети рассаживаются на места)
В: Ребята, нам королева приготовила задачи. Пока дует ветер, мы с вами их решим.
Слушайте внимательно. Королева «Страны Знаний» очень умная, она любит много читать. Первая задача о книгах:
На полке стояли 7 книг, 1 из них убрали на стол. Сколько книг осталось на полке?
Ответы детей (6 книг).
В: Ребята у королевы есть очень красивый фруктовый сад, послушайте следующею задачу:
В саду росло 7 яблонь, посадили еще 1 яблоню. Сколько всего стало яблонь?
Ответы детей (8 яблонь).
Следующая задача.
У озера жили 8 лебедей, к ним прилетел еще один лебедь. Сколько стало всего лебедей?
Ответы детей (9 лебедей).
В: Молодцы ребята, отлично справились!
Слайд 3
В: Ой, ребята, посмотрите к нам пришли черепашки, как их много…. Ребята они принесли следующее задание от королевы.
Задания:
Сосчитайте черепашек. Сколько всего черепашек? (10)
Давайте посчитаем их (один, два, три)
Спрашиваю 2-3 детей.
А теперь нужно определить места черепашек.
- Какая по счету с правой стороны черепашка в красном бантике?
- Какая по счету с левой стороны черепашка, с синим букетиком цветов?
- Какая по счету с правой стороны черепашка в желтом бантике?
- Какая по счету с лева черепашка с зелеными цветочками?
- как на казахском языке красный? (Қызыл).
- как на казахском языке жёлтый? (Сары)
- как на казахском языке? (Синий) – (Көк)
- как на казахском языке? (Зеленый) – (Жасыл).
Слайд 4
В: Молодцы ребята, вы отлично справились, по-моему, ветер стих и нам можно отправляться дальше. Послушайте загадку:
Течет, течет - Не вытечет, Бежит, бежит- Не выбежит. (Река)
Слайд 5
В: Молодцы ребята, послушайте. Что это?
Звук реки
Это шумит река. Посмотрите, какая она красивая, быстрая и глубока. Нам нужно перебраться на ту сторону, а мостика нет. Ребята, из чего можно сделать мост?
В: Правильно, можно мост сделать из досок. Какая доска нам будет нужна, короткая или длинная? Посмотрите вот лежат доски. Какая из них нам нужна. Как узнать, какая короткая, а какая длинная?
Ответы детей (приложить одну к другой)
В: Молодцы ребята, теперь мы сможем перебраться на другую сторону реки.
В: Посмотрите, какая красивая полянка. На этой полянке растут цветы, летают бабочки. Давайте мы отдохнем на этой полянке.
(Дети рассаживаются на места за столом)
В: Наше следующее задание, определить сколько бабочек на картинке. Для этого нам нужно выложить числовой ряд. Приступайте к работе.
(Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 10)
В: Галя посчитай от 0 до 10. Молодец. Данил посчитай в обратном порядке. Хорошо.
В: Так, хорошо. Посмотрите на экран, посчитайте, сколько бабочек на картинке и покажите нужную цифру.
- Руфат какую ты показал цифру?
- Почему?
(Идет показ картинок на проекторе, дети показывают нужную цифру).
Слайд с 7 –по 10
В: Молодцы ребята, сложите все циферки назад в конвертик. Посмотрите на первую картинку, на ней красные цветочки.
Слайд 11
В: На второй картинке желтые цветочки
Слайд 12
В: нам нужно определить каких цветочков больше, красных или желтых. Как нам это сделать? (ответы детей)
В: Как еще нам узнать, каких больше? Посчитать. Правильно.
Слайд 11
В: Давайте с вами посчитаем красные цветочки и выложим столько же красных кружочков на верхнюю полоску. (Дети считают красные цветы. 10 цветов). (Дети выкладывают красные кружочки на полоску).
Максим, сколько ты положил кружочков?
Почему?
Галя, сколько ты положила кружочков?
Почему?
Слайд 12
Хорошо. Посчитайте желтые цветочки, и положите нужное количество желтых кружочков на нижнею полоску. (Дети считают желтые цветочки, выкладывают на нижнею полоску желтые кружочки. (9 кружочков). Саша сколько ты положил желтых кружочков?
Почему?
Скажите, каких больше? (Ответы детей).
На сколько красных цветочков больше, чем желтых?
Что нам нужно сделать, для того, чтобы их стало поровну. (Ответы детей).
Уберите один красный кружочек. Что мы можем сказать сейчас о цветах? Что их поровну. Поровну по сколько? (По 9 девять). Как нам еще получить равенство?
Мы можем прибавить один желтый кружочек. (Дети выполняют задание). Теперь что мы можем сказать? (Ответы детей ) Поровну, по сколько? (По десять). Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Слайд 13
В: Ребята на этой полянке любят резвиться зайчики. А давайте мы с вами поиграем и тоже станем зайчатами, одевайте значки с изображением зайчиков. Посмотрите что это? (Ответы детей, геометрические фигуры). Это не просто геометрические фигуры, это ключи от домиков в которых живут зайчики, выбирайте себе ключик. Теперь мы будем под музыку как зайчики прыгать и резвиться, а когда музыка перестанет играть, вы должны будите спрятаться в свои домики, ключик откроит только свой домик. Будьте внимательнее.
(Дети играют в игру)
В. Молодцы зайчата, вы все правильно сделали. Но нам пора в путь.
Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом -Чудеса увидишь в нём! (лес).
Слайд 14
Посмотрите, перед нами лес, послушайте, как красиво поют птички в лесу. Наше следующее задание, посадить деревья. Ребята у нас с вами есть елочки, давайте мы их посадим по росту от самого высокого до самого низкого. (Дети выполняют задание), а теперь, березки посадим наоборот, от самого низкого до самого высокого. Назовите их. Виктория, Галя, Никита.
В: Молодцы вы справились с еще одним заданием. Теперь ребята осталось последние задание. Если мы его выполним, то дойдем до королевства, и королева подарит нам подарки.
Посмотрите на эту полянку
- Что растет справа от пенька?
- Кто сидит слева от елки?
- Где выросли грибы?
- Сколько всего выросло грибочков?
- где сидит ежик?
- Где находится белка?
В: молодцы ребята!
Звучит музыка
(Выходит королева под музыку)
К: Ребята, поздравляю вас, вы справились с заданиями.
Расскажите, какие задания вы выполнили?
Ответы детей
Я рада вас поздравить и подарить вот эти подарки. (Отдает подарки)
Желаю вам учиться на одни пятерки и быть хорошими учениками!
В: Ребята давайте поблагодарим Королеву.
К: До свидания ребята, до скорой встречи!
И нам с вами пора оправляться обратно в путь. Встаньте все в круг возьмитесь за руки. С начало мы пойдем направо, а потом пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся.
В: Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы с вами выполнили? (Ответы детей). На этом наше занятие закончено, можем идти в группу.
Ни кусочка зеленого цвета вокруг,
Лишь золотистого солнца пылающий круг...(ПУСТЫНЯ).
На полке стояли 7 книг, 1 из них убрали на стол. Сколько книг осталось на полке?
Ответы детей (6 книг).
В: Ребята у королевы есть очень красивый фруктовый сад, послушайте следующею задачу:
В саду росло 7 яблонь, посадили еще 1 яблоню. Сколько всего стало яблонь?
Ответы детей (8 яблонь).
Следующая задача.
У озера жили 8 лебедей, к ним прилетел еще один лебедь. Сколько стало всего лебедей?
Ответы детей (9 лебедей).
Течет, течет – Не вытечет, Бежит, бежит- Не выбежит. (Река)
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом -Чудеса увидишь в нём! (лес).