Сценарий мероприятия Путешествие в страну Вежливости
Цель: сформировать представления учащихся о нравственных нормах общения и выработать навыки этического поведения.
Задачи:
дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности;
выработать с учащимися критерии оценки поведения воспитанного человека: уважение и доброжелательное отношение к другому;
включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки этичного поведения.
Ход мероприятия
(Учащиеся сидят за двумя большими столами, они разделены на две команды.)
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас сегодня немного попутешествовать по одной замечательной стране. Она называется Вежливость. Вы спросите: «Где же она находится?» Ответ прост: «Мы с вами в ней живём, хотя некоторые этого не замечают.» Чтобы войти в эту страну, надо знать волшебные слова. Что это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них невозможно прожить на свете.
- Посмотрите, кто отправится вместе с нами в путешествие.
(Демонстрируется и приклеивается на доску картонная фигурка человека.)
- Скажите, ребята, а этот человечек воспитанный, вежливый?
(Дети высказывают свои мнения, но приходят к выводу, что о человечке ничего сказать нельзя, т.к. у него даже лица нет.)
- А знаете ли вы, что делает человека вежливым, воспитанным?
Дети: - Да.
Ведущий: - Тогда назовите все известные вам качества человека, которые и помогают ему стать вежливым и воспитанным, а я запишу их вокруг нашего гостя, чтобы он тоже стал добрым и вежливым, как вы.
(Составляется кластер.)
Ведущий: - Благодарю вас! Такие замечательные качества вы назвали. Но у меня есть ещё один вопрос: «Человек уже рождается вежливым или он становится таковым?»
(Ответы детей. Приходят к выводу, что для того, чтобы стать воспитанным и вежливым, надо много работать над собой.)
Ведущий: - Вы только что много хорошего и правильного сказали. Но сможете ли вы применить это в жизни?
Дети: - Да.
Ведущий: - Сейчас проверим. Попробуйте выполнить такое задание. Инсценируйте то, что прочтёте на листочке.
(Командам раздаются листочки с отрывками из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы». Через несколько минут команды представляют свои миниатюры.)
Команда 1. Ежели выВежливы И к совести не глухи,Вы местоБез протестаУступитеСтарухе.
Команда 2. Ежели выВежливы В душе, а не для виду,В троллейбусВы поможетеВзобратьсяИнвалиду.
Ведущий: - Отлично! Спасибо за доставленное удовольствие. А в благодарность вам, уважаемые актёры, вот эти аплодисменты.
- Ребята, мы с вами много говорили о вежливости, о том, что должен делать воспитанный и вежливый человек. А что ему делать нельзя?
Возьмите листочки бумаги на столе и приготовьте свои фломастеры. Команда № 1 напишет на своих листках всё, что вежливый человек делать может и должен.
Команда № 2 напишет всё, что вежливому человеку делать категорически запрещается.
(Дети работают самостоятельно под присмотром учителя.
Затем зачитывают свои ответы вслух.)
Ведущий: - Великолепно! А теперь пришло время ещё раз вспомнить те волшебные слова, без которых наша жизнь станет пустой и скучной.
(Дети называют все слова, которые знают.)
Ведущий: - Но мне стало известно, что такие слова могут перевоплощаться в людей и ходить среди нас! Уважаемы слова-волшебники, покажитесь нам, пожалуйста.
(Выходят ученики и читают стихи о словах-волшебниках.)
Ученик 1. "Здравствуйте!"– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.И, наверно, не пойдет в аптекуИ здоровым будет много лет.
Ученик 4. "Доброго пути".Нам желают:– Доброго пути!Будет легче ехать и идти.Приведет, конечно,Добрый путьТоже к добромуЧему-нибудь.
Ученик 2. "Спасибо!"За что мы говорим "спасибо"?За все, что делают для нас.И мы припомнить не смогли бы –Кому сказали? Сколько раз?
Ученик 5. "Пожалуйста".Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?Повторяем его поминутно.Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"Нам становится неуютно.
Ученик 3. "Будьте добры..."Будьте добры, –Это я говорю по секрету.Будьте добры, –И не ждите за это конфету.Будьте добры, –Без игры и во время игры.Если сумеете,Будьте скорее добры.
Ученик 6. "Простите".Простите, я больше не будуНечаянно бить посуду,И взрослых перебивать.Но если я все же забуду –Простите, я больше не буду.
Ведущий: - Огромное вам спасибо! Теперь мы с ребятами никогда не забудем о таких важных словах.
- Скажите, ребята, вы любите сказки?
Дети : - Да.
Ведущий: - Тогда помогите мне рассказать одну замечательную сказку. Ну, как, поможете?
Дети : - Конечно.
Ведущий: - Итак, мы начинаем.
(На фланелеграфе демонстрируется сказка В. Сутеева «Под грибом». Дети помогают озвучивать реплики героев.)
Ведущий: - Как-то раз шёл муравей по лесу. Вдруг набежали тучи, закрыли небо, и пошёл проливной дождь.
- Куда спрятаться? Как укрыться от беды?
Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Ползёт к грибку мокрая бабочка.
Бабочка: - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – летать не могу!
Муравей: - Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
Бабочка: - Пусти, будь добр! В тесноте, да не в обиде.
Ведущий: - Пустил муравей Бабочку под грибок, услышав волшебные слова. Бежит мимо Мышка.
Мышка: - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей и Бабочка: - Куда же мы тебя пустим? Тут и места-то теперь нет.
Мышка: - Очень вас прошу, потеснитесь немножечко!
Ведущий: - Потеснились – пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. Мимо гриба воробей скачет и плачет.
Воробей: - Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать.
Зверята: - Тут места нет!
Воробей: - Подвиньтесь, пожалуйста!
Ведущий: - Согласились зверята. Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут
Заяц на полянку выскочил, увидел грибок, взмолился.
Заяц: - Спасите меня! Помогите! Спрячьте меня, пожалуйста! За мной лиса
гонится!
Муравей: - Жалко Зайца! Давайте ещё немного потеснимся.
Ведущий: - Только успели Зайца спрятать, прибежала Лиса.
Лиса: - Эй, вы! Зайца не видели?
Зверята: - Не видели!
Лиса: - Не тут ли он спрятался?
Зверята: - Да где ж ему здесь спрятаться? Мы еле уместились!
Ведущий: - Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются. А Муравей задумался и говорит
Муравей : - Как же так, друзья? Раньше мне одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось
Ведущий: - Но вот зверята слышат
Лягушонок: -_Ква – ха – ха! Ква – ха – ха!
Ведущий: - Посмотрели все на грибок: на шляпке сидит Лягушонок и хохочет.
Лягушонок: -_Эх, вы! Гриб-то
Ведущий: - Не досказал, ускакал. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему
сначала одному тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
- А вы, ребята, догадались?
Дети: - Да!
(Дети высказывают свою точку зрения.)
Ведущий: - Какая замечательная сказка у нас с вами получилась! Да какая
интересная! Благодарю вас за помощь, ребята!
- Посмотрите, к концу нашего путешествия даже солнышко заглянуло к нам в класс! Наверное, оно тоже услышало все те добрые волшебные слова, которые вы сегодня здесь произносили. Что хочется сразу сделать, увидев солнышко?
Дети: - Улыбнуться.
Ведущий: - Конечно. Давайте мы тоже улыбнёмся друг другу и споём замечательную песенку «Улыбка», которая станет отличным подарком всем присутствующим.
(Дети поют песню «Улыбка».)
Ведущий: - Вы слышите звук? Посмотрите, что произошло! От вашего пения наша доска расцвела цветами доброты. Пожалуйста, подойдите, выберите тот цветок, который вам больше всего понравится и подарите его тому, кому захотите.
(Дети собирают цветы с доски и дарят друг другу, гостям, учителю.)
Ведущий: - А теперь последняя просьба. На столах у вас лежат «улыбки-похвальбушки». Возьмите каждый по одной, а может и по две. Подумайте, как прошло наше занятие, понравилось ли оно вам? Хорошо ли мы поработали сегодня? Если всё вам понравилось, то приклейте свою «улыбку-похвальбушку» на нашего картонного человечка.
(Дети приклеивают наклейки на человечка.)
Ведущий: - Посмотрите, какой красивый костюм получился у нашего человечка. Я точно теперь могу сказать, что он тоже стал добрым и вежливым, как вы, ребята, потому что вы подарили ему свою частичку тепла.
- На этой весёлой нотке наше путешествие завершается!
До свидания! До новых встреч!
13PAGE 15
13PAGE 14415
Помогает взрослым и детям
Добрый
Заботливый, отзывчивый
Весёлый
Благодарный
Умный
Трудолюбивый
Щедрый