Литературно — музыкальная композиция Музыка в зеркале поэзии…
Литературно - музыкальная композиция "Музыка в зеркале поэзии..."
Голос на фоне музыки:
С тех пор, как Михаил Васильевич Ломоносов воспел в стихах те "нежные приятности", что "слухи сыскали" в игре рогового оркестра, не умолкает русская поэтическая речь, обращённая к музыке. Премьера оперы Глинки "Иван Сусанин", жизнь, личность композиторов, исполнительское искусство Антона Рубинштейна, Фёдора Шаляпина, Надежды Обуховой - всё это и ещё многое другое не осталось без отзвука в стихах русских поэтов. Это свидетельство того участливого интереса, с каким поэзия наблюдает за музыкой и теми, кто ей служит.
Николай Иванович Рыленков... Русский поэт, особое внимание уделявший родному краю - Смоленщине. Прошлое и настоящее России, её природа, её люди - ключевые темы его поэзии. Своему великому земляку Михаилу Ивановичу Глинке поэт посвятил цикл из пяти сонетов под общим названием "Музыка".
Таким образом, к музыке сегодня нас поведёт поэзия. Так будем же ей послушны...
(Звучит музыка)
На крутом берегу Десны стоит большой барский дом с четырьмя колоннами. Неподалёку раскинулось село Новоспасское. Это родовое имение молодого помещика Ивана Николаевича Глинки.
20 мая 1804 года...
Всю ночь на цыпочках ходили в доме,
Лампады жгли. Рожала госпожа.
И даже сад в предутренней истоме
Стоял, прислушиваясь. чуть дыша.
С зарёй раздался первый крик ребёнка,
И в тот же миг в густой тени аллей
В ответ ему торжественно и звонко
Проснувшийся защёлкал соловей.
И пусть твердят нам, что легенда это.
Нам всё равно. Мы сердцем верим ей.
На крик ребёнка песней в час рассвета
Не мог не отозваться соловей.
Ведь мы-то знаем хорошо о том,
Что тот ребёнок - Глинкой стал потом!
Мальчика назвали Михаилом.
Когда за окнами бушевала метель и ветер со скрипом раскачивал высокие ели, мальчик томился, слоняясь по душным комнатам. Звали из девичьей няню - молодую, статную Авдотью Ивановну - заводить песни.
(Звучит народная песня)
Мише казалось, что непогода стихает, уходит тоска, и на сердце становится легко и спокойно.
А иногда он просил, чтобы принесли из кухни медные тазы и кастрюли. Ударял по ним палочками и долго слушал, как под высокими потолками постепенно замирают звуки... Как на колокольне в сельской церквушке в дни праздников...
(Удар колокола)
Он прислушивался - всюду таились звуки...
(Звуки птиц)
Рано утором парк оглашался ликующей перекличкой птиц. Широкая аллея вела к высокому обрыву над Десной. Там, за рекой, над голубыми далями полей звенели жаворонки. Долетала до мальчика сиротливая песня пахаря. А вечером над засыпающими полями медленно плыл глубокий звон тяжёлого церковного колокола.
Звонили в сельской тишине церквушки,
В саду скликались птицы по кустам,
А ночью лезли сны из-под подушки,
Все тени сказок, прятавшихся там.
Так детство шло. И вдруг - война, тревога.
Дом заколочен. Брошен мирный кров.
С тех пор навек запомнилась дорога
И песни ополченцев-мужиков.
1812 год. Набатным звоном, суровыми песнями пронеслись над Новоспасским первые раскаты военной грозы. Наполеоновские армии приближались к Смоленску.
Михаилу запомнились бородатые мужики в армяках, в лаптях, с котомками за плечами. Они заполняли дороги, уходили в глухие смоленские леса - защищать родную страну от врагов. Реяли над дорогами их новые песни, грозные, лихие!
Далёкие раскаты громовые
И облака, бредущие вразброд...
В тот год, наверно, понял он впервые,
В пути встречая грозовой восход,
Что не село - Отчизна, а Россия,
Что, кроме слуг господских, есть народ!
Рассказывали, что под Ельней, возле Новоспасского, бои были особенно жестокими. Участвовали в них и близкие родственники Глинки - офицеры, герои Отечественной войны. А местные крепостные крестьяне, вооружённые только топорами да косами, окружали и уничтожали отряды противника, заводили врагов в глухие. непроходимые леса. Смоленский пахарь Семён Силаев повторил подвиг Ивана Сусанина, о котором рассказывал Мише отец.
Весною 1813 года мальчик вместе с родителями возвратился домой в Новоспасское. В честь победы торжественно звонили колокола!
(Торжественный звон колоколов)
Что до того - церковным ли трезвоном,
Запевками ль смоленского села,
Иль соловьиным посвистом влюблённым
Навеки в душу музыка вошла!
Она вошла и распахнула двери,
Велела спесь дворянскую забыть,
Не думать о богатстве, о карьере,
В искусстве трудном подвиг полюбить.
Постигнуть всё. И всё начать сначала.
Остаться без семьи и без жилья.
Стареть вдали от отчего причала,
Нигде покоя сердцу не суля,
Чтоб только песня русская звучала,
Широкая, как русская земля!
Однажды поздним вечером, после шумного семейного праздника, Миша долго не мог уснуть. В детской было тихо. За окном плыла луна. Вдруг где-то вдалеке зазвучала скрипка, потом кларнет. За ними полилась мелодия виолончели, а контрабас мягко аккомпанировал ансамблю. Звуки доносились из зала. Мальчик приподнялся на локте, Начал вслушиваться. Никогда прежде не испытывал он такого острого чувства счастья, удивления, восторга.
"Эта музыка произвела на меня непостижимое впечатление, надолго погрузила в душу какое-то томительно-сладкое состояние," - писал потом Глинка. Но тогда мальчик, конечно, не понял, что в тот вечер определился его жизненный путь.
В феврале 1818 года М.И.Глинка поступил в благородный пансион при Главном педагогическом институте. Он был прилежным, рачительным учеником, но часы, предназначенные для отдыха, он отдавал музыке и никому не позволял отрывать себя от этих занятий.
Шли годы. Занятия музыкой становились всё серьёзней. Молодого композитора волновали вопросы народности русской музыки. Музыкальные произведения Глинки увлекали широкой, раздольной напевностью мелодий. Иногда композитор начинал наигрывать знакомую народную песню, танец или романс. Потом одна за другой следовали вариации на эту мелодию - то с тихой, затаённой грустью, то с лукавством, то с игривостью.
М.И.Глинка понимал, что развитие русской музыки немыслимо без глубокого, тщательного изучения музыкальной культуры народа, культуры, ещё почти не затронутой музыкантами-профессионалами.
Где же, как не в Новоспасском, так хорошо умели петь, играть на народных инструментах, водить хороводы! Там можно было вволю наслушаться родных напевов, записать их, изучить на досуге их особенности. И Глинка пользовался каждым предлогом, чтобы побывать на Смоленщине.
Весною перед помещичьим домом устанавливали качели, затевали игры, хороводы. Начинали звучать народные песни. То привольные, то суровые, то задорные, то грустные - они покоряли искренностью и прекрасной безыскусственностью. В них выражались глубокие, выстраданные суждения о событиях прошлого и настоящего. Глинка вслушивался, и думалось ему в эти минуты: сколько же здесь высокой, первозданной красоты!
Опять приснилось детство в Новоспасском,
Где задремала над Десной ветла,
Где на заре старик пастух с подпаском
С жалейками проходят вдоль села.
Где в час полдневный на любой полянке,
С горячих щёк не вытирая пот,
Склонясь над сыном, голосом крестьянки
Россия о судьбе своей поёт.
Душа звенит и снова верит чуду.
Забудь же одиночество своё,
Забудь друзей постылую остуду,
Ступай в поля, в крестьянское жильё...
Ведь музыку творит народ повсюду,
А мы - лишь аранжируем её.
Небывалое, глубокое уважение к простому народу, к его гордому свободолюбию и подлинной человечности - вот то, чем живёт музыка М.И.Глинки. Его музыка доносит до нас голоса всех, кто отдавал жизнь за счастье России.
Среди имён, что дороги нам с детства,
В чьих звуках гордость родины слышна,
Есть два особо дорогих для сердца -
То Пушкина и Глинки имена.
Их кровное родство, а не соседство
На вечные связало времена.
В том, что от них осталось нам в наследство,
Душа родной страны воплощена.
Душа страны, в которой так чудесно
Слились народа русского черты:
Спокойное величье простоты,
Открытость в дружбе, стойкость в битве честной
И вера в правду высшую мечты,
Что нам звучит как музыка, как песня!
Список литературы:
1. В.П. Россихина. Рассказы о русских композиторах. "Детская литература" Москва, 1971;
2. Н.И.Рыленков. Музыка. Ленинград "Советский композитор", 1985