Выступление на педагогическом совете Развитие творческого потенциала учителя

*Развитие творческого потенциала учителя
*Современное общество, в качестве одного из основных приоритетов образования, определяет формирование творческой личности, с активной  жизненной позицией, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Это подразумевает переход от веками сложившийся "педагогики передачи и усвоения" (термин академика И.П.Иванова) к личностно-ориентированному, деятельному сотворчеству учителя и ученика. В центре этих изменений стоит учитель.  Он сталкивается с необходимостью менять старые стереотипы,  активно осваивать новые педагогические технологии и    внедрять новые тенденции в своей педагогической практике. Это серьезная личностная и профессиональная проблема человека, осуществляющего педагогическую деятельность, творческую по своей сути. В связи с этим весьма актуален вопрос становления и развития педагога, как творческой личности, формирования и развития его творческого потенциала.
*Существует несколько подходов к определению понятия «творческий потенциал» - Сложная динамичная личностная структура, определяющая готовность, потребность и возможность педагога к творческой самореализации и саморазвитию.
*Структурно он представлен взаимопроникающими компонентами:  ценностным, когнитивным и деятельностным (по Мартишиной  Н.В.). Ценностный компонент является основополагающим, так как определяет мировоззренческую позицию, признание творчества, как ценности, стремление к творческой самореализации. Он стимулирует процессы  самосовершенствования. Когнитивный компонент  предполагает осознание ценности знания. Это знания о человеке, глубокие знания по своему предмету, знания  новых педагогических концепций и технологий. Накопление этих знаний, творческое их осмысление стимулируют стремление к творческому их использованию. Деятельностный компонент  обеспечивает проявление творческих возможностей учителя. Он подразумевает творческое использование накопленных знаний, сотворчество с учениками и коллегами, рефлексию и самоанализ. Именно он может быть  внешним критерием степени развития творческого потенциала учителя.
*Развитие творческого потенциала сложный и многоплановый процесс, сопряженный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Изменение требований общества к учителю, знакомство с передовым педагогическим опытом, достижениями коллег запускают процессы самоидентификации,  соотнесение собственных достижений с достижениями окружающих, степень удовлетворенности ими.  В процессе самоопределения происходит выбор значимых  целей, понимание путей их достижения и собственно запускается самореализации. В результате ее потенциальные возможности интеллектуальные, творческие, организаторские трансформируются в деятельность, направленную на достижение выбранных целей.  На этом этапе учитель накапливает необходимую информацию, творчески ее трансформирует, внедряет в своей деятельности, анализирует результаты. Идет активное накопление опыта.  Возникает ощущение удовлетворенности, успешности. Какое-то время интеллектуальная система (творческий потенциал) результативно функционирует.  Но через какое-то время новые требования приходят в противоречие с достигнутым результатом. Личностные процессы запускаются с новой силой, и развитее творческого потенциала переходит на новый уровень. Если этого не происходит, начинается деградация. Застоя быть не может. Важно понимать, что никакой опыт не может быть гарантией профессионализма.  Рано или поздно он приходит в противоречие с требованиями времени и, как следствие, падает уровень профессионализма, но что гораздо важнее, тормозится творческое развитие личности.
*Понимание структуры и механизма развития творческого потенциала могут быть полезны учителям:
В понимании трудностей, возникающих у них в процессе творческой деятельности.
В постановке целей и организации деятельности, направленной на развитие творческого потенциала.
В осознании необходимости постоянного самообразования.
В важности нахождения в атмосфере сотворчества. Это может быть участие в творческих группах, школах педагогического мастерства, методических объединениях. Важно делиться собственными достижениями и перенимать достижения коллег.
В грамотной организации развития творческого потенциала учеников.  
*Последнее наиболее актуально и здесь можно выделить ряд принципов:
Учет возрастных особенностей. Творческие задачи должны быть посильны и представлены в формах, наиболее актуальных для данного возраста.
Трансляция творчества учителя. Творческой деятельностью нужно «заражать», искать нестандартные формы работы, моделировать жизненные ситуации, требующие нестандартных  решений, добиваться у детей потребности в самообразовании и саморазвитии.
Создание атмосферы сотворчества. Важно воспринимать отношения с учениками как межличностные, основанные на доверии и равноправии. Постоянно подчеркивать их значимость в успешных результатах  совместной творческой деятельности и деятельности самого учителя.
*В учебном процессе именно учитель выступает организатором творческой деятельности. От уровня развития его творческого потенциала во многом зависит уровень развития творческого потенциала детей. Это очень серьезная ответственность.  Поэтому понимание   сути процессов, лежащих в основе формирования творческого потенциала, механизмов  его развития, важно для учителя. Эти знания помогут ему решать свои личностные и профессиональные проблемы, помогать в творческом развитии своим ученикам.
Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методических объединениях, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях, рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участия в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. Конкурсы позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов:
- владение современными педагогическими технологиями;
- творчество в профессиональной сфере;
- способность к системному действию в педагогической ситуации.
*Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками:
-учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог – «премьер»);
-учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог – «дирижёр»);
-учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог – «зеркало»);
-учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог – «режиссёр»).
Личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование. Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.
*Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому, участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни.
Добиться высоких результатов может каждый. Главное творчество и постоянное совершенствование своей работы









13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 215