Статья на тему: Воспитательный потенциал экологической и туристско-краеведческой направленности учреждений дополнительного образования детей в формировании гражданско-патриотического мышления
Воспитательный потенциал экологической и туристско-краеведческой направленности учреждений дополнительного образования детей в формировании гражданско-патриотического мышления
А.С.Латыпова,
МБО ДОД «Центр детского творчества г.Азнакаево»,
alina.latipova78@mail.ruГражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития нашего общества. В период социальных преобразований в современном российском обществе очень актуально формирование ценностной мировоззренческой составляющей воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности поколений россиян на основе общественного согласия. В связи с большой загруженностью школьной программы, школы просто не успевают выстроить системную работу в гражданско-патриотическом направлении, где-то она идет урывками, слабо, не системно. В этих условиях резко возрастает роль системы дополнительного образования. Важнейшее место в этой системе занимает туристско-краеведческая и экологическая направленность. Экологическое краеведение в органичном сочетании с туристскими походами, экспедициями и экскурсиями, экологические исследования – чрезвычайно перспективные области деятельности, отличающиеся многообразием, творческим поиском, доступностью для учащихся всех возрастов.
Наш Центр детского творчества г.Азнакаево - учреждение многопрофильное. Система образования нашего Центра рассматривает формирование гражданско-патриотического воспитания как одну из главных задач в выполнении программ любой направленности. В туристско-краеведческом отделе Центра работают объединения туристско-краеведческого и эколого-биологического направленностей.
При Центре ведут занятия 8 педагогов туристской направленности. Туристско-краеведческая деятельность предполагает нахождение ребенка в природе, его зависимость от природного воздействия. Здесь у детей формируется ответственность за самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Воспитательная система строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Участвуя в походах, экскурсиях, путешествиях учащиеся расширяют свой кругозор, знакомятся с прошлым и настоящим разных народностей, их национальными традициями. Непосредственное соприкосновение с местным населением, его обычаями, знакомство с бытом, историей, культурными особенностями позволяют воспитывать у подростков терпимость и уважение к представителям другой национальности. Ведущей целью в работе объединений остается становление личности, способной принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, группой, своей страной, осознание патриотизма как любви к Родине и к своему народу. Ежегодно в осенние и весенние каникулы учащиеся совершают дальние походы по северному Кавказу, по Уралу, сплавляются по реке Инзер. Ведут их за собой опытные педагоги Соколов В.А, Исмагилов РР, Салифов Р.А., Степанова Г.Х., Байков А.В., Гильманова М.Ш.. Педагогами проводятся многочисленные экскурсии и походы по родному краю, организуются семейные походы, походы по путям боевой славы. Не так давно педагоги по туризму начали осваивать новое для нашего района направление – скалолазание. На занятиях скалолазанием действует закон «жизнь группы ценнее каждой отдельной жизни». Ведь в горах помощь может прийти только от товарищей. Но чтобы надеяться на чью-то помощь ты должен быть готов пожертвовать собой – истинное проявление гражданского самосознания.
В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои природные особенности, своя история и культура. Лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл краеведения. В формировании гражданско-патриотических качеств особая роль принадлежит краеведческому направлению дополнительного образования, школьным музеям боевой и трудовой славы. По краеведческому направлению в нашем Центре работают 15 педагогов на базе школ города и района. В районе насчитывается 22 школьных музея и 9 музейных уголков, 3 школьных музея имеют статус музея Российской Федерации. Педагоги проводят в музее дни Воинской славы, тематические вечера, экскурсии для детей, их родителей и местных жителей. Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма важное место занимает проведение Уроков Мужества. Огромное значение при их проведении имеет присутствие ветеранов. Также ребята, посещающие краеведческие объединения участвуют в выставках и конкурсах рисунков и плакатов по военной тематике, делают подарки и поздравительные открытки для ветеранов, и многое другое. В результате у каждого возникает личностно-значимое отношение и к историческому событию и к своей деятельности в рамках общего дела. Программы краеведческой направленности реализуются через многообразные виды деятельности: от ознакомительной до поисковой и проектно-исследовательской. Педагоги с учащимися активно участвуют в краеведческих конкурсах, занимают призовые места.
Экологическое воспитание школьников является важнейшим стержнем для гармоничного развития школьников и является одной из самых необходимых форм работы. В этом направлении при Центре работают 7 педагогов. Программы эколого-биологической направленности педагогов включают в себя приобщение детей к изучению и сохранению природы, к основам исследовательской деятельности, формированию системы ценностного отношения и любви к окружающей среде, т.е. к родному краю. Педагогами организовываются и проводятся акции по изготовлению кормушек и подкорму птиц в холодное время года, изготовление и развешивание скворечников, мероприятия по сохранности лесных красавиц - елей, первоцветов и др., организовываются встречи со специалистами специализированной инспекции аналитического контроля Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Ведь только когда ребенок сам примет участие в какой-либо экологической акции и сделает самостоятельный вывод, только тогда он задумается о существующих проблемах и будет искать пути их решения. С целью привлечения обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию обучающихся, эколого-биологическому образованию и профессиональному самоопределению подрастающего поколения туристско-краеведческий отдел Центра детского творчества г.Азнакаево организовывает и проводит муниципальные этапы республиканских экологических конкурсов для обучающихся и педагогов, семинары, конференции, методические объединения для педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности. Необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой и широкой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи: развитие экологической этики обучающихся, их ответственности в отношениях с природой; эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине; формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.Хочется отметить одну очень важную деталь. В развитии гражданско-патриотических качеств у детей очень ценное значение имеет активная позиция всех сторон воспитательного процесса: педагогов, детей, родителей, общественности. Педагоги нашего Центра ведут активную работу в этом направлении.
Таким образом, формирование чувства патриотизма и гражданской позиции у молодого поколения наиболее эффективно в рамках системного подхода к этой проблеме, когда личностное отношение формируется от простого поступка к большому делу. А ребенок испытывает необходимость в активной гражданской социальной деятельности. Значение дополнительного образования тут переоценить очень сложно. Только при качественном взаимодействии общего и дополнительного образования можно ожидать положительный результат. У детей и подростков сформируются важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических, культурных и природных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению Отечеству.