Презентация Работа социального педагога с неблагополучными семьями
Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
Актуальность: В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Под понятием сопровождение мы подразумеваем помощь, поддержку и обеспечение. 1 подход: определяет сопровождение как «процесс проектирования образовательной среды, создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка с опорой на ресурсы его собственного развития, приоритет его потребностей, целей и ценностей
2 подход: основывается на понимании процесса сопровождения как поддержание существования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала, недопущения его дезадаптации
В профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня: Конвенция о правах ребенка Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011)
Основные задачи сопровождения:Определение причины семейного неблагополучия. Планирование работы с неблагополучными семьями. Выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы. Содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося. Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; Предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); Психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации; Профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения. Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи. Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Основные усилия социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального самоопределения, создания комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Получение информации о семье возможно: от классного руководителя, педагогов ребенка; анализа социального паспорта класса; из бесед с ребенком, другими его родственниками, сверстниками; при непосредственном контакте с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в образовательное учреждение); через наблюдение за ребенком в школе (дошкольном учреждении), особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.
Основные этапы работы социального педагога с социально-неблагополучной семьей: Изучение семьи и условий жизни ребенка; Обследование жилищных условий проживания семьи; Выявление служб, ранее работавших с семьёй Планирование и содержание реабилитационной работы с семьѐй; Реализация программы сопровождения семьи .
Проведение родительских собраний:
Индивидуальные консультации родителей:
Индивидуальные занятия с детьми:
Акция помоги пойти учиться:
Организация свободного времени детей, летней занятости:
Посещение семей: