Практическое занятие на тему Регулировка ходовой части
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
План-конспект практического занятия
по МДК 01.01. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин»
Тема «Регулировка ходовой части»
Разработал
преподаватель профессионального цикла
Калошин Сергей Михайлович
Практическая работа
Тема: «Регулировка ходовой части»
Цель: Сформировать практические навыки по регулировке зазора в подшипниках ходовой части автомобиля и натяжения гусеничной цепи трактора. Закрепить теоретические знания по устройству ходовой части тракторов и автомобилей.
Оборудование и материалы.
1. ГАЗ-3307, ДТ-75МВ.
2. Комплект инструментов
3. Обтирочный материал.
4. Плакаты по устройству изучаемых узлов.
5. Учебная литература.
Теоретический обзор.
Ходовая часть автомобиля передает его вес на дорогу и сообщает ему поступательное движение. Она состоит из остова (рамы или кузова у легковых автомобилей), подвески (зависимой в виде рессор с амортизаторами и независимой у легковых автомобилей) и движителя.
Рамы автомобилей могут иметь разделенные, суживающие или изогнутые лонжероны.
На автомобилях применяют зависимые, балансирные и независимые подвески.
При растяжении амортизатора поршень 15 (рис.1) движется вверх и давление жидкости над поршнем возрастает. Перепускной клапан 5 закрывается, жидкость поступает через отверстие 16 поршня 15 к клапану отдачи 7 и открывает его. При этом впускной клапан 9 клапана сжатия 10 открыт и пропускает жидкость через отверстие 14 из полости 21 резервуара в рабочий цилиндр 18. При сжатии рессор (рис. 81, в) поршень 16 -движется вниз, перепускной клапан 5 открывается и жидкость перетекает через ряд отверстий 6 поршня 15 в полость над поршнем. Часть жидкости вытесняется из цилиндра через клапан сжатия 10 и отверстие 12 в полость 21 резервуара;
Таким образом, работа амортизатора основана на перетекании жидкости из одной полости амортизатора в другую через небольшие проходные сечения, вследствие чего создается сопротивление, поглощающее энергию колебательных движений рамы, кузова и рессор.
Рис. 81. Телескопический амортизатор:
а — устройство; б — ход отдачи; в — ход сжатия; 1, 13 — верхняя и нижняя пружины; 2 — гайка; 3, 4 — сальники; 5—перепускной клапан; 6 —отверстия наружного ряда; 7 —.клапан отдачи; 8, 11 — пружины; 9 — впускной клапан; 10 — клапан сжатия; 12 — отверстия; 14 — отверстие впускного клапана; 15 — поршень; 16 —отверстие внутреннего ряда; 17 — корпус; 18 —цилиндр; 19 — шток; 20 — отверстие для слива жидкости в резервуар; 21 — полость резервуара.
На автомобилях применяются дисковые колеса. К диску обод приваривается или приклепывается. Ободы колес могут быть глубокими и плоскими. Для грузовых автомобилей применяют разборные плоские ободы. Шины уменьшают толчки при движении автомобиля и улучшают сцепление колес с дорогой. Шины изготовляют камерными и бескамерными.
Гусеничный движитель трактора ДТ - 75МВ и его модификаций состоит из ведущей звездочки, гусеничной цепи, поддерживающих роликов, направляющего колеса с натяжным механизмом и подвески.Гусеничная цепь основная часть движителя, состоящая из стальных, износостойких звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Она огибает ведущую звездочку, поддерживающие ролики, направляющее колесо, опорные катки подвески и образует замкнутый контур из стальной ленты. Из-за достаточно большой площади контакта ее с почвой вес трактора распределяется равномерно. На наружной поверхности гусеничных цепей имеются почвозацепы для хорошего сцепления с почвой, а внутренняя поверхность образует дорожку, по которой перекатываются опорные катки подвески и вместе с ней передвигается остов трактора.Ведущая звездочка своими зубьями входит в зацепление с проушинами звеньев и передвигает остов трактора. Поддерживающие ролики поддерживают гусеничную цепь и предохраняют ее от раскачивания. Они имеют сменные резиновые бандажи. Опорные катки подвески 4 устанавливают попарно. Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации всего движителя.
Задание.
1. Отрегулировать зазор в подшипниках передней ступицы.
2. Отрегулировать натяжение цепи.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
Для регулировки подшипников ступиц передних колес необходимо выполнить следующие операции.
1. Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась плоскости опоры, снять колпак, расшплинтовать и ослабить регулировочную гайку на 1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причину тугого вращения.
2. Затянуть регулировочную гайку 1 ключом с воротком длиной 200 мм усилием одной руки до тугого вращения колеса. При затяжке гайки колесо необходимо проворачивать для правильного размещения роликов в подшипниках. При затянутых таким образом подшипниках колесо после толчка рукой должно сразу остановиться.
3. Отвернуть регулировочную гайку на одну-две прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе поворотного кулака. Провернуть колесо сильным толчком руки за шину. При этом колесо должно сделать не менее шести оборотов, не имея заметной осевой игры и качки.
4. После регулировки зашплинтовать регулировочную гайку и завернуть колпак.
Провисание и регулировку натяжения гусеницы проверяйте, установив трактор на ровной твердой площадке. Для натяжения гусеницы отпустите контргайку регулировочной гайки установленной в упорном яблоке, и отворачивая регулировочную гайку, подайте коленчатую ось вперед.
Гусеничная цепь должна быть натянута так, чтобы расстояние между линейкой, поставленной на концах пальцев звеньев над поддерживающими роликами, и пальцами наиболее провисшего звена было в пределах 30—50 мм, при этом пружины амортизирующего устройства должны быть сжаты до размера 640 мм.
Для облегчения последующих натяжений гусеничной цепи после каждой регулировки густо смазывайте солидолом резьбу натяжного болта. Если гусеничная цепь вытянется настолько, что коленчатая ось направляющего колеса, установленная в крайнее переднее положение, не сможет больше натянуть ее до нормального провисания, то разъедините цепь и удалите из нее одно звено с пальцем. Крайнее переднее положение достигается при полном заходе резьбового конца натяжного болта в сферическую поверхность кронштейна.
Контрольные вопросы
1.Каково назначение ходовой части?
2. Назовите основные узлы ходовой части автомобиля.
3.Опишите конструкции рамы колес, зависимой и. независимойподвески.
4.Каково назначение ходовой части, гусеничного трактора?
5. Как проводится натяжение гусеничной цепи?
Литература:
В.М.Котиков,А.В.Ерхов.Тракторы и автомобили:учебник для учреждений СПО/2-е изд.-М.:Издательский центр «Академия»,2014В.А.Родичев.Грузовые автомобили:7-е изд.- М.:Издательский центр«Академия»,2009.
В.А.Родичев.Тракторы:8-е изд.- М.:Издательский центр«Академия»,2009.
В.В.Курчаткин.Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: .- М.:Издательский центр«Академия»,2003.