Родительское собрание на тему Воспитание трудолюбия у учащихся с девиантным поведением в условиях семьи
Родительское собрание
Тема Воспитание трудолюбия у учащихся
с девиантным поведением в условиях семьи
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.
К. Д. Ушинский
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения: труд и его значение в жизни ребенка; значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка; трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.
Подготовительная работа: анкетирование (см. приложение); проведение классного часа «Домашние машины 21 века» (см. комментарии после собрания); подготовка материалов для рубрик «В родительский дневник», «В дневник учащихся» (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении умении иметь семью и быть счастливым.
Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 1214 часов, на стирку 68 часов, на закупку продуктов 68 часов, на уборку квартиры 48 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей : как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде как таковом, сколько в его сочетании с другими I видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения ребенка активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и др. Родителям важно учитывать отличительные особенности трудовой деятельности: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие. Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий; по направленности это общественно полезная деятельность.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т.д.).
Основная задача семьи в области трудового воспитания - организовать деятельность ребенка; чтобы она оказывала на него максимальное воспитательное воздействие.
Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
приобщение к труду через самообслуживание;
постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
организация обучения выполнению трудовых операций;
формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Основная цель домашнего труда ребенка воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.
Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность также способствуют привлечению детей к труду.
Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Главная причина этого кроется в том, что именно в труде дети могут целенаправленно изменять предметы, преобразовывать окружение по собственному плану и тем самым изменять положение среди окружающих предметов, людей.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше Привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. «Отодвинутость» мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.
Существуют следующие виды положительной мотивации труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональный характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.
Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?
Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) награда», «плохой поступок (отказался) - наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде». Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-то задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Если ребенок получил удовольствие от того, что он проснулся вовремя (это его волевое усилие), то надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной где попало игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется. Кроме того, необходимо приучать сына (дочь) выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный
на пользу, благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности - только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач. Как формируется эта способность?
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать? Предъявите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду . взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.
Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления о ее условиях. Составление программы действий -третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать
ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль за качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего это умение выполнить требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требовательное «Я сам»), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
Дискуссия по предложенным ситуациям:
Ситуация 1. Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Наде. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи». В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?
Ситуация 2. Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?» С тех пор сын перестал помогать маме. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к «женскому» труду?
Советы родителям
Как можно раньше приобщать детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.
Реализовывать воспитательную функцию труда, стремиться сделать труд детей осмысленным и одухотворенным заботой о людях, наполнять его экономическим смыслом.
Использовать игру-труд как средство развития активности детей, стимулирования их свободной инициативной деятельности.
Учитывать возможности и желания детей.
Обучать ребенка выполнению трудового задания (определить, что должно быть сделано; ознакомить с заданием; обозначить, каким должен быть результат; объяснить, почему ребенку необходимо этому научиться; совместно с ним обсудить, какими будут последствия в случае невыполнения задания).
Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.
Усиливать содержательный аспект труда. Для этого следует отбирать содержание, отражающее новые, перспективные воспитательные задачи; реализовывать познавательный и творческий потенциал труда, раскрывать практическую значимость труда; обосновывать творческие и достаточно сложные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
При организации труда детей учитывать три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности. Первый уровень ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним; второй есть необходимость в контроле или напоминании; третий - ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.
II. Анализ анкетирования
III. Анализ ситуаций по проблеме собрания
Ситуация 1. Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 2. В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит...
Ситуация 3. В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.
Ситуация 4. Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 5. Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».
IV. Приглашение в класс учащихся
V. Продолжение выступления классного руководителя
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать.
VI. Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века»
Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят из класса, а родители путем голосования определяют лучшее изобретение.
Пример проекта «Кастрюля 21 века»:
все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;
приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их запросу);
кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.
Каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека.
VII. Подведение итогов
Учитель подводит итоги собрания и задает родителям домашнее задание:
1. Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб.
2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
3. Составьте с ним план уборки квартиры.
4. Научите его стирать собственное белье.
5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.
Приложение
Анкета для родителей 1
- Любит ли ваш ребенок трудиться?
Что он любит делать по дому?
Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребенок?
- Работа выполняется увлеченно или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу?
Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета для родителей 2
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах.
Если какие-то трудовые поручения ребенка в анкете не указаны, необходимо их дописать.
Анкета для учеников 1
Анкетадля учеников 2
С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?
Что тебе не нравиться делать по дому?
Хвалят ли тебя за выполненную работу?
Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
Памятка для родителей
1. Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
2. Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
3. Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
4. Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желание делать привычные дела еще лучше?
5. Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
Памятка для учеников. Как развить в себе желание выполнять домашние дела
1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей,
2. Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
3. Выполнив какую-то часть работы, оцени ее и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
4. Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
5. Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
7. Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!
15