Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы.


Реформы казахстанского образования, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей - профессионалов своего дела - возложена на систему образования. Немаловажным в этом процессе является формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы. По данным исследователей самостоятельная работа учащихся на уроках в общеобразовательной школе занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала, следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей считают своей основной функцией только передачу знаний. Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно в нем достигаются названные цели. Первое, что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, потому что не секрет, что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы. Второе – нужно расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков. Систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе. Под самостоятельной работой я понимаю такой вид мыслительной деятельности, в процессе которой дети учатся *наблюдать, *сравнивать, *сопоставлять, *анализировать, *обобщать, *рассуждать, *овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно *работать с книгой, *правильно выражать свои мысли в устнойи письменной форме, *выделять существенные признаки того или иного явления, *сопоставлять и группировать факты, *делать выводы и обобщения, *применять их на практике. *На уроках русского языка я использую различные виды самостоятель-ной работы. *Вот только некоторые из них. *Выборочные диктанты. Например, при изучении какой-либо части речи читаю текст, даю задание: выписать только имя прилагательное, причастие, глагол или наречие. *Распределительные диктанты. Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в 2 или 3 колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с -н- и - нн-; слова с ъ, ь как разделительными и ь как показателем грамматической формы;действительные причастия, образованные от глаголов I спр. и от глаголов II спр. ; слова с орфограммой «чередование А//О в корне слова» и «безударная гласная в корне» и другие. *Восстановительные диктанты. Даю задание, например: записать под диктовку текст, восстанавливая по смыслу эпитеты, выраженные прилагательными и причастиями. Или дописать наречия, обозначая признак действия. Или даю задание: заменить одно из однородных сказуемых, выраженных глаголом, деепричастием. *Объяснительные диктанты. Даю задание: записывая под диктовку текст или выполняя работу по упражнению учебника, объяснять устно и письменно (графически) каждую орфограмму и пунктограмму. *«Орфографическое лото». Играть могут 5 человек. На разлинованных картах вместо традиционных цифр - названия орфограмм. Ведущий (учитель или ученик) произносит слова, а дети закрывают их в ячейках карт. И кто первый успеет закрыть все слова, тот выиграл. Затем ведущий сверяет слова с орфограммами, закрытыми выигравшим учеником. *Составление кроссвордов и ребусов.Эти задания творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его для разгадывания одноклассникам. *Работа с цветными (сигнальными) карточками: например, зеленая и красная. На этапе закрепления новых знаний произношу словарную диктовку. Ученики поднимают вверх карточку того или иного цвета в зависимости от орфограммы в слове. По количеству поднятых вверх красных или зеленых карточек видно, каков процент усвоения знаний. *Популярный вид работы – тесты с выбором ответа или орфограммы. Даю задание: подготовить вопросы и словарную диктовку для теста по изученной теме. *Используя метод индивидуальных заданий, предлагаю ученикам для выполнения разноуровневые карточки. В них разные по степени трудности задания. *При объяснении нового материала даю учащимся задания: составить опорный конспект, схему, таблицу по изучаемой теме. Затем определяем лучших составителей ОК. *Самостоятельная работа творческого характера: сочинение лингвистической сказки, придумывание картинки к фразеологизму. Подобная работа, закрепляя знания, умения, навыки обучаемых, заставляет их мыслить творчески, дает возможность трансформировать и интерпретировать изученный материал, видеть его другими глазами. Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем самостоятельно приобретать знания, помогают им глубже, прочнее усваивать материал, приучают их к наблюдательности, пробуждают творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности. Задача учителя не в том, чтобы дать ученикаммаксимум знаний, а в том, чтобы привить иминтерес к самостоятельному поиску знаний,научить добывать знания и пользоваться ими.Константин Кушнер