Рабочая программа по русскому зыку для 10-11 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С. СТАРОКАТАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ /Махиянова Г.Р./
«____»_______20__г.
УТВЕРЖДАЮ директор школы _________________
/Нурисламов В.Г./ Приказ № ___
от «____»__________20__г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы: 2016 – 2019 уч.год
Программа разработана на основе авторской программы: Программа по русскому языку для 10 – 11 классов общеоброзовательных учреждений. Власенков А.И. , Л.М. Рыбченкова. – М., «Просвещение», 2013г.
Составитель: Галина Альфия Хатифовна, учитель русского языка и литературы.

Год составления рабочей программы: 2016 год.




Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:
в области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

в области создания устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
в области анализа текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.









Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 11 класса.

По окончании 11 класса учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной форме;
выявлять подтекст;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
уметь участвовать в диспуте, в дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


По окончании 11 класса учащиеся должны:

по теме «Синтаксис и пунктуация»:
владеть знаниями по синтаксису предложения (грамматическая основа, виды осложнения простого предложения; типы сложных предложений, предложения с прямой речью и цитатами) и применять их на практике;
владеть нормами построения словосочетаний и предложений разных типов;
осознавать интонационное и синтаксическое богатство русской речи; владеть приемами синтаксической синонимии;
знать принципы русской пунктуации; понимать смыловую роль знаков препинания и роль пунктуации в письменном общении;
знать о факультативных, альтернативных и авторских знаках препинания;
уметь производить синтаксический и пунктуационный анализ словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью;

по теме «Публицистический стиль речи»
знать особенности, средства выразительности публицистического стиля и использовать средства публицистического стиля в собственной речи;
знать признаки жанров публицистического стиля: очерка, эссе, устного выступления, дискуссии – и уметь создавать тексты этих жанров;

по теме «Художественный стиль речи»:
знать общую характеристику художественного стиля (образность, широкое использование выразительно-изобразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в них эстетической функции национального языка);
осознавать язык как первоэлемент художественной литературы и один из основных элементов структуры художественного произведения;
знать и использовать изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций и стилистические функции порядка слов;
знать основные виды тропов и стилистические фигуры, уметь находить их в художественных произведениях и использовать при создании своих текстов;
владеть основами анализа художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы;
быть восприимчивым к художественной форме, образным средствам, эмоциональному и эстетическому содержанию произведения;

по теме «Общие сведения о языке»:
воспринимать язык как систему, знать основные уровни языка;
знать нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках;
понимать роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм;
знать основные факты биографии и направления деятельности выдающихся ученых-русистов;
по теме «Повторение»:
владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по русскому языку за курс основной общей и средней полной школы.



Содержание учебного предмета по годам обучения
10 класс
68 часов (2 часа в неделю)
1. Повторение (6 часов)
2. Общие сведения о языке (6 часов)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XVXVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
3.Фонетика, орфоэпия, орфография (8 часов)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
4. Лексика и фразеология (14 часов)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (6 часов)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (11 часов)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (6 часов)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (7 часов)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Систематизация материала, изученного в 5 – 10 классах (4 часа)
11 класс
68 часов (2 часа в неделю)

Повторение материала прошлых лет обучения (5 часов)
Синтаксис и пунктуация (12 часов)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской орфографии и пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (8 часов)
Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи (11 часов)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (8 часов)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Систематизация материала, изученного в 5 – 11классах (24 часа)




Таблица тематического распределения количества часов

Фазы

10 класс
Кол-во часов
11 класс
Кол-во
часов


Разделы
ПП
РП
Разделы
ПП
РП


Запуска
Цели: определение возможных «дефицитов» учащихся в знаниях и умениях, путей их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года


Повторение изученного в основной (общей) школе



--


6
Повторение изученного в основной (общей) школе
--
5


совместной постановки и решения системы учебных задач

Цели: формирование предметных знаний и основных способов действий у учащихся; апробация новых средств, форм и методов работы


Общие сведения о языке
7
6
Синтаксис и пунктуация
6
12


Фонетика, орфоэпия, орфография
4
8
Публицистический стиль речи
6
8


Лексика и фразеология
6
14
Художественный стиль речи
6
11


Морфемика
4
6
Общие сведения о языке
4
8


Морфология и орфография
6
11





Речь, функциональные стили речи
3
6





Научный стиль речи
4
7





Цели: определение достигнутого уровня сформированности учебной деятельности, публичное представление результатов и достижений учащихся класса

рефлексии


Систематизация материала, изученного в 5 – 10 классах
--
4
Систематизация материала, изученного в 5 – 11 классах
12
24


Общее количество
по классам
34
68

34
68

Общее количество
68
136






































Календарно-тематическое планирование в 10 классе


урока
Планируемая дата

Фактическая дата
Тема с учетом национальных особенностей учащихся
Примечание

1


Введение. Функции языка


2


Литературный язык как высшая форма существования языка


3


Стили русского языка. Функции русского языка


4


Фонетика. Фонетический разбор. Транскрипция.


5


Орфоэпические нормы русского литературного языка


6


Разделительный Ъ и Ь.


7


Правописания после шипящих и Ц


8


Звукопись. Рифма


9


Морфемика и орфография.
Морфемный разбор. Морфемные синонимы


10


Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор


11


Правописание корней


12


Правописание корней


13


Правописание корней


14


Правописание приставок


15


Правописание суффиксов


16


Правописание сложных слов


17


Контрольная работа


18


Лексика. Лексикология. Лексикография.


19


Слово. Лексические значения слова. Многозначность


20


Лексика с точки зрения употребления. Общеупотребительная лексика. Архаизмы, историзмы и неологизмы


21



Этимология лексики русского языка


22


Научная лексика (терминология)


23


Религиозная лексика



24






Необщеупотребительная лексика: жаргоны, диалекты, профессионализмы, запретная лексика.



25






26


Лексические нормы. Паронимы


27


Синонимы, антонимы, омонимы


28


Контрольная работа


29


Словари русского языка.


30


Фразеология русского языка. Крылатые выражения. Фразеологический словарь


31


Морфология. Части речи. Морфологические синонимы


32


Имя существительное. Словообразование существительных


33


Постоянные морфологические признаки существительных


34


Изменение существительных. Морфологический разбор сущ-х


35


Правописание существительных


36


Имя прилагательное. Словообразование прилагательных


37


Постоянные признаки прилагательных.


38


Изменение и правописание прилагательных


39


Глагол. Словообразование глаголов


40


Постоянные признаки глаголов


41


Изменение глаголов


42


Правописание глаголов


43


Причастие


44


Правописание причастий


45


Причастный оборот


46


Обобщение правила «Одна и две Н в разных частях речи»


47



Деепричастия.



48


Деепричастный оборот


49


Контрольная работа


50


Имена числительные


51



Морфологические признаки числительных


52
53


Изменение и употребление числительных


54


Нормы употребления числительных в речи


55


Местоимения. Разряды местоимений


56


Правописание местоимений


57



Нормы употребления местоимений в речи


58
59


Наречия. Разряды наречий


60


Правописание наречий


61


Имена состояния


62


Служебные части речи. Союзы


63


Предлоги. Правописание предлогов


64


Правописание частиц


65


Употребление междометий


66


Синтаксис и пунктуация осложненного простого предложения


67


Синтаксис и пунктуация сложного предложения


68


Итоговая контрольная работа





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СТАРОКАТАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ /Махиянова Г.Р./
«____»_______20__г.
УТВЕРЖДАЮ директор школы _________________
/Нурисламов В.Г./ Приказ № ___
от «____»__________20__г


Календарно-тематическое планирование



Предмет: Русский язык
Класс:11
Количество часов в год: 68 часов
Количество часов в неделю:2 часа
Контрольных диктантов – 3,
контрольных тестов - 4
Уроков развития речи – 14 (КИ – 2, КС – 3)

Учебник:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2016


Составитель рабочей программы: Галина Альфия Хатифовна
Календарно-тематическое планирование
11 класс

урока
Дата
планируемая
Дата
фактическая
Тема с учетом национальных особенностей учащихся
Примечание




Текст. Основные виды переработки .


1



1.Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.


2


2.Способы и средства связи между частями текста.


3


3.Абзац, Микротема. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).


4




4.Типы речи. Повествование.





5





5.Типы речи. Описание



6





.6.Типы речи. Рассуждение



7


7.Р\Р.Сочинение- рассуждение.



8



8.Аннотация. Конспект.



9


9.Тематический конспект.




10



10.Реферат. Рецензия.



11



11.Рр Сочинение –рецензия на статью проблемного характера



Синтаксис простого предложения




12



1 Интонация и ее роль в предложении. Порядок слов в предложении.


13
.

2 Соч.-рассуждение «Нужно ли жертвовать во имя призрачного будущего?»


14


3 Грамматические нормы построения высказывания. Согласование подлежащего и сказуемого.


15


4 Тире между подлежащим и сказуемым.


16





5 Тире в простом предложении.




17


6 Сочинение-рассуждение « Как относиться к исторической памяти?»



18


7 Управление при словах, близких по значению.


19


8 Трудные случаи управления.


20


9 Кр. Грамматика (тест)


21


10 Комплексная работа с текстом


22


11 Сочинение - рассуждение «Действительно ли творческий человек по-иному видит окружающий мир?»


23




12 Однородные члены предложения. Знаки препинания при них



24


13 Однородные члены предложения. Знаки препинания при них


25


14 Однородные и неоднородные определения


26


15 Синонимика простых предложений с обособленными определениями и предложений с придаточными определительными.


27


16 Авторское употребление знаков препинания.



28


17 Кр.Тестов. работа ЕГЭ «Синтаксис простого предложения»



Научный стиль



29



1.Функциональные стили речи. Научный стиль.


30




2.Сочинение-рассуждение «Если человек талантлив, значит, он талантлив во всем?


31





3.Научно-популярный подстиль.



32



4.Научно-популярный подстиль



Публицистический стиль




33


1.Публицистический стиль речи.



34


2.Путевой очерк.



35
.

3.Сочинение-рассуждение по тексту «Поле Куликова» В.Распутина«Как нам относиться к историческому прошлому своей страны?»


36


4.Портретный очерк.


37


5.Сочинение-рассуждение. Проблему формулируем самостоятельно


38


6.Проблемный очерк


39


7.Сочинение-рассуждение «Какое место занимает семья в жизни человека?»


40


8.Эссе как жанр


41
.

9.Устное выступление
Доклад. Дискуссия



Художественный стиль




42



1.Художественный стиль и его общая характеристика.



43


2.Художественный стиль и его общая характеристика.



44



3.Виды тропов и стилистических фигур.



45


4.Виды тропов и стилистических фигур.


46




5.Урок-практикум. Анализ поэтического текста.




47




6.Урок-практикум. Анализ поэтического текста.




48





7.Кр. Работа с отрывком худ.произведения + сочинение –анализ исходного текста c точки зрения художественных средств ,№25


49


8. Кр. Работа с отрывком худ.произведения + сочинение –анализ исходного текста c точки зрения художественных средств ,№25




Синтаксис сложного предложения




50


1.Виды сложных предложений.


51


2.Виды сложных предложений


52



3.Знаки препинания в ССП. .


53


4Пунктуация в предложениях с союзом И.


54


5.Кр. Комплексная работа с текстом


55


6.Основные виды СПП.


56


7.Основные виды СПП


57



8.Пунктуация в СПП с несколькими придаточными.


58



9.Пунктуация в СПП с несколькими придаточными


59


10.Сочинение-рассуждение «Какую роль человеколюбие играет в нашей жизни?»


60


11.Знаки препинания в конструкциях с союзом КАК.


61


12.Знаки препинания в БСП.


62


13.Знаки препинания в БСП.


63


14.Знаки препинания в БСП.


64


15.Сочинение-рассуждение «Обладает ли слово силой и влиянием?


65



16Кр.Тестовые задания (ЕГЭ.Блок «Синтаксис»).



Разговорный стиль. Деловой стиль




66



1.Разговорный стиль.



67



2.Деловой стиль.





Общие сведения о языке


68


1.Три компонента культуры речи

















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315