Рабочая программа по русскому зыку для 5-9 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СТАРОКАТАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ /Махиянова Г.Р./
«____»_______20__г.
УТВЕРЖДАЮ директор школы _________________
/Нурисламов В.Г./ Приказ № ___
от «____»__________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
Cоставлена па основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Издательство «Просвещение», 2014.
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2016 – 2019 уч.год
Составитель: Галина Альфия Хатифовна, учитель русского языка и литературы.
Год составления рабочей программы: 2016 год.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен:
знать/понимать:
- определения изученных в 7 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный или письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания.
чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова, обозначать орфограммы);
оставлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым видами чтения;
прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передать авторское отношение к предмету речи при чтении вслух.
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные средства языка;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности , выразительности речи;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе плана;
формулировать выводы по итогам урока;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания;
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении.
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка;
писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании работы;
редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной и грамматической синонимии.
текст:
анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению текста;
устанавливать в текст е ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов.
Фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
объяснять значение слова, опираясь на словообразовательный анализ и морфемы;
определять способы образования различных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов;
с помощью этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова.
Лексикология и фразеология:
пользоваться разными способами толкования лексического значения слова
употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов,
эпитетов и др.);
использовать синонимы как средство связи в предложении в тексте;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и производить морфологический разбор всех частей речи;
уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа произведения.
Орфография:
владеть правильными способами применения орфографических правил;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе орфограммы.
Синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания из предложения по схеме;
анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи)
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
правильно применять изученные пунктуационные правила;
устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные условные обозначения;
строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
-развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
с однородными членами,
при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
в предложениях с прямой и косвенной речью,
при цитировании, обращении,
при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-ого класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
сочинение-рассуждение
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
изложение сжатое
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему
7 класс
Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ (11 ч + 4 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (125+22 ч)
Причастие (36 ч + 7 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (24 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -ои -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -ои -е.
Буквы ояе после шипящих на конце наречий. Суффиксы -ои -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (42+16ч)
Предлог (8 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая рольпредлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (14 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями .ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (16 ч + 2 ч)
8 класс
Содержание курса
Функции русского языка в современном мире.
Повторение пройденного в V- VII классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание.
Связь слов в словосочетании. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании, управлении, примыкании.
Простое предложение.
Повторение пройденного о предложении. Порядок слов в предложении. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения.
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения.
Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот . Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Простые односоставные предложения.
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым и с главным членом подлежащим ( определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные).
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения места и времени.
Неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Умение пользоваться неполными предложениями в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения , связанные сочинительными , противительными, разделительными союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Запятая при однородных членах предложения. Обобщающие слова. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами.
Обращения, вводные слова и междометия.
Распространенное обращение. Знаки препинания при обращении. Вводные слова. Междометия в предложении. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами. Умение употреблять вводные как средство связи предложений и частей текста.
Обособленные члены предложения.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения . Обособленные обстоятельства. Уточня
·ющие второстепенные члены предложения. Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами предложениями. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические конструкции.
Способы передачи чужой речи . Прямая и косвенная речь. Слова автора при прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Повторение пройденного в VIII классе.
Развитие связной речи.
Повторение пройденного в 5-8 классах о текстах, стилях и типов речи. Расширение сведений о публицистическом и художественном стилях.
Подробное и выборочное изложение публицистического характера с элементами описания местности ( улицы, города, края), памятника культуры.
Сочинение-рассуждение на морально-этические темы и на темы, связанные с анализом изучаемых литературных произведений.
Сочинения повествовательного характера с элементами описания, рассуждения.
Сравнительная характеристика литературных героев.
9 класс
Содержание курса
Международное значение русского языка (1 ч)
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи. (1 ч)
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.(7ч)
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.
Сложноподчиненные предложения.(22ч.)
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения.(9ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи.(3ч.)
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование формата ГИА
Общие сведения о языке(3ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Итоговый контрольный диктант.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(15ч)
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и
7 класс
Учебно-тематический план
№
Темы типовой программы
Количество часов
По программе
Корректировка
С учётом
Корректировки
1
Введение. Русский язык как развивающееся
Явление
1
-
1
2
Повторение пройденного в 5 и 6 классах
14
-
14
3
Морфология. Орфография.
Культура речи.
Причастие
31
1
30
4
Деепричастие
12
-
12
5
Наречие
34
8
26
6
Слово категории состояния
6
2
4
7
Служебные части речи. Культура речи
1
-
1
8
Предлог
13
3
5
9
Союз
18
6
2
10
Частица
22
8
4
11
Междометие. Звукоподражательные слова
4
2
2
12
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
14
4
5
Итого
170
34
105
9 класс
Тематический план.
Темы
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ,
тестирования
Развитие речи
Международное значение русского языка
1
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
7
1
Сложное предложение. Культура речи.
1
Сложносочинённые предложения.
7
1
1
Сложноподчиненные предложения.
22
1
4
Бессоюзные сложные предложения.
9
1
2
Сложные предложения с различными видами связи.
3
1
Общие сведения о языке
3
1
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
15
4
ИТОГО
68
5
12
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СТАРОКАТАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ /Махиянова Г.Р./
«____»_______20__г.
УТВЕРЖДАЮ директор школы
_________________
/Нурисламов В.Г./ Приказ № ___
от «____»__________20__г
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Русский язык
Класс:7
Количество часов в год: 105 часов Количество часов в неделю:3 часа
контрольных диктантов – 4,
контрольных тестов - 2.
Уроков развития речи – 16 (КИ – 2, КС – 2)
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2016г.
Составитель рабочей программы: Галина Альфия ХатифовнаКалендарно-тематическое планирование
7 класс
№ п\п
Планируе-мая дата
Фактичес-кая дата
Тема с учетом национальных особенностей учащихся
Примечание
Русский язык как развивающее явление
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография
Фонетический разбор. Практическая работа
Словообразование и орфография
Разбор по составу, словообразовательный разбор
Морфология. Морфологический разбор слова
Морфология и орфография
Р. р. (1) Текст. Тема. Идея. План
Р.р. (2) Стили литературного языка
Р. р. (3) Обучение написанию сочинения по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»
Повторение сведений о глаголе.
Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки причастий
Р.р.(4) Публицистический стиль и его особенности
Склонение причастий; правописание гласных в падежных окончаниях
Причастный оборот. Обособление причастных оборотов
Р. р.(5) Описание внешности человека
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Действительные и страдательные причастия
Краткие и полные страдательные причастия
Р. р.(6) Изложение, близкое
к тексту
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
26
Правописание Н – НН в отымённых и отглагольных прилагательных, в причастиях
27
Морфологический разбор причастий
28
Не с причастиями
29
Практикум по правописанию НЕ с разными частями речи
30
Е-Ё после шипящих в суффиксах причастий
31
Повторение темы « Причастие»
32
Деепричастие как форма глагола. Морфологические признаки деепричастия.
33
Деепричастный оборот, выделение его запятыми
34
Правописание НЕ с деепричастиями
35
Деепричастия несовершенного вида
36
Деепричастия совершенного вида
37
Р. р.(9) Описание действий и трудовых процессов.
38
Р.р. (10) Обучение изложению текста - описания трудовых процессов
39
Морфологический разбор деепричастий
40
Повторение материала по теме, подготовка к диктанту
41
Контрольный диктант с грамматическим заданием
42
Анализ диктанта, работа над ошибками
43
Наречие как часть речи
44
Смысловые группы наречий
45
Степени сравнения наречий
46
Морфологический разбор наречий. Комплексный анализ текста
47
Р.р.(11) Подготовка к сочинению по картине Решетникова «Вратарь»
48
Р.р.(12) Обучение сочинению по картине, редактированию написанного
49
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
50
Н-НН в наречиях и краткой форме прилагательных, причастий
51
Р.р.(14) Контрольное сочинение - описание действий в форме заметки в газету
52
О-Е на конце наречий
53
О-А на конце наречий
54
Совершенствование правописания О-А на конце наречий
55
Дефисное написание наречий
56
Практикум по правописанию наречий
57
Р.р.(15) Обучение подготовке сообщения по теме в форме заметки в газету
58
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от самостоятельных частей речи
59
Обучающий тест по теме «Правописание наречий»
60
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
61
Повторение и обобщение материала по теме «Наречие». Подготовка к диктанту
62
Контрольный диктант с грамматическим заданием
63
Анализ диктанта. Работа над ошибками
64
Слово категории состояния как часть речи
65
Морфологические признаки слова категории состояния
66
Р.р.(16) Контрольное изложению текста, включающего слова категории состояния
67
Повторение темы « Категория состояния»; комплексный анализ текста.
68
Самостоятельные и служебные части речи
69
Предлог как часть речи
60
Употребление предлогов
61
Производные и непроизводные предлоги
62
Простые и составные предлоги
63
Морфологический разбор предлога
64
Р.р.( 17) Обучение сочинению по личным впечатлениям
65
Слитное и раздельное написание производных предлогов
66
Дефисные написания предлогов
67
Повторение темы «Предлог»
68
Контрольный тест на правописание предлогов
69
Простые и составные союзы.
Непроизводные и производные союзы
70
Подчинительные и сочинительные союзы. Запятая в сложном союзном предложении
71
Группы сочинительных союзов. Роль сочинительных союзов в сложносочинённом предложении
72
Р.р (18) Обучение сочинению – рассуждению на тему « Книга - наш друг и советчик»
73
Подчинительные союзы и их роль в предложении. Типы подчинительных союзов
74
Р.р.(19) Контрольное сочинение-рассуждение на тему «»
75
Морфологический разбор союза; комплексный анализ текста
76
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО
77
Обучающий тест по правописанию предлогов и союзов
78
Подготовка к диктанту
79
Контрольный диктант с грамматическим заданием
80
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
81
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы
82
Модальные частицы, их употребление в устной и письменной речи
83
Р.р.(20) Обучение сочинению- рассуждению на тему «Как мне стать »
84
Раздельное и дефисное написание частиц
85
Р.р.(21) Обучение сжатому изложению с использованием различных способов сжатия:
исключение, обобщение, упрощение)
86
Р.р. (22) Написание сжатого изложения текста художественного стиля
87
Морфологический разбор частиц
88
Отрицательные частицы НЕ- НИ. Различение частиц НЕ- НИ
89
Р.р.(23) Обучение сочинению по данному началу Упр.402
90
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ- НИ
91
Повторение материала по теме «Частица»
92
Повторение правописания служебных частей речи
93
Контрольный тест по правописанию служебных частей речи
94
Анализ контрольного
Теста
95
Междометие как служебная часть речи. Звукоподражательные слова
96
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
97
Р.р.(24) Контрольное изложение по тексту Ф. Нестерова «У Иваныча»
98
Разделы науки о языке
99
Комплексный анализ текста
100
Фонетика, графика, орфография, лексика, фразеология
101
Морфемика. Словообразование
102
Морфология
103
Орфография
104
Синтаксис
105
Пунктуация
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 8 класс
№
План.
Факт
Тема с учетом национальных особенностей учащихся
Русский язык в современном мире (1 ч)
1.
Функции русского языка в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах (5 ч +2 ч)
2.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
3.
Знаки препинания в сложном предложении
4.
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
5-6.
Р/Р Подробное изложение с грамматическим заданием.
7.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
8.
Контрольный диктант.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (6 ч+1 ч)
9.
Анализ контрольного диктанта.
Основные единицы синтаксиса.
10.
Р/Р Текст как единица синтаксиса.
11.
Предложение как единица синтаксиса.
12.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
13.
Синтаксические связи слов в словосочетании.
14.
Синтаксический разбор словосочетания.
15.
Зачет по теме «Словосочетание».
Простое предложение (5 ч + 1 ч)
16.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
17.
Порядок слов в предложении. Интонация. Ударение.
18.
Р/Р Описание памятника культуры.
19.
Повторение по теме «Простое предложение».
20.
Контрольный диктант по теме «Простое предложение».
21.
Анализ контрольного диктанта.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (5 ч + 1 ч)
22.
Главные члены предложения. Подлежащее.
23.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
24.
Р/Р Изложение с описанием местности.
25.
Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
26.
Составное именное сказуемое.
27.
.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (8 ч + 2 ч)
28.
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.
29.
Определение.
30.
Приложение. Знаки препинания при нем.
31-32.
Обстоятельство.
33.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
34.
Р/Р Характеристика человека как вид текста.
35.
Р/Р Написание сочинения-характеристики человека.
36.
Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».
37.
Тест по теме «Двусоставные предложения»
Простые односоставные предложения (12 ч)
38.
Главный член односоставного предложения.
39.
Назывные предложения.
40.
Определенно-личные предложения.
41.
Неопределенно-личные предложения.
42.
Обобщённо-личные предложения.
43.
Безличные предложения.
44.
Тест по теме «Односоставные предложения»
45.
Неполные предложения.
46.
Синтаксический разбор односоставного предложения.
47.
Повторение по теме «Односоставные предложения»
48.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»
49.
Анализ контрольного диктанта
Простое осложненное предложение (1 ч)
50.
.
Понятие об осложненном предложении.
Однородные члены предложения (8 ч + 1 ч)
51.
Понятие об однородных членах предложения.
52.
Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
53.
Однородные и неоднородные определения.
54.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
55.
Р/Р Изложение – сравнительная характеристика.
56.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
57.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
58.
Повторение по теме «Предложения с однородными членами».
59.
Тест по теме «Предложения с однородными членами».
Обособленные члены предложения (15 ч + 1 ч)
60.
Понятие об обособлении.
61.
Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них.
62-63.
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.
64.
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения.
65.
Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.
66-67.
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
68-69.
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.
70-71.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.
72.
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.
73.
Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»
74.
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
75.
Анализ контрольного диктанта.
Обращение (2 ч)
76.
Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения.
77.
Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные конструкции (9 ч + 3 ч)
78.
Вводные конструкции.
79.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению.
80-81.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.
82.
Р/Р Написание сжатого изложения.
83.
Вставные слова, словосочетания и предложения.
84.
Р/Р Публичное выступление
85.
Междометия в предложении.
86.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
87.
Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
88.
Тест по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
89.
Р/Р Составление делового письма.
Прямая и косвенная речь (7 ч + 1 ч)
90.
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
91.
Прямая и косвенная речь.
92.
Прямая речь.
Косвенная речь.
93.
Диалог.
94.
Р/Р Рассказ.
95.
Цитаты и знаки препинания при них.
96.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».
97.
Тест по теме «Чужая речь»
98.
Синтаксис и морфология.
99.
Синтаксис и пунктуация.
100.
Синтаксис, орфография и культура речи.
101.
Итоговая контрольная работа. Тест.
102.
Анализ тестирования.Итоговый урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СТАРОКАТАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от «___» __________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ /Махиянова Г.Р./
«____»_______20__г.
УТВЕРЖДАЮ директор школы _________________
/Нурисламов В.Г./ Приказ № ___
от «____»__________20__г
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Русский язык
Класс:9
Количество часов в год: 68 часов
Количество часов в неделю:2 часа
контрольных диктантов – 4,
контрольных тестов - 2.
Уроков развития речи – 10 (КИ – 2, КС – 2)
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык 9 класс.- М.: Просвещение, 2016г.
Составитель : Галина Альфия Хатифовна
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока
Планируе-мая дата
Фактичес-
кая дата
Тема с учетом национальных особенностей учащихся
Примечание
Введение (1час)
1
Международное значение русского языка
2
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
3
Комплексное повторение. Стили языка.
4Р
Сжатое изложение
11
Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
12
Сложносочинённые предложения и
знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов»
13
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
14
Сочинение
15
Систематизация и обобщение по теме «ССП»
16
Контрольный диктант
17
Строение СПП и пунктуация в нём
18
Обучающее сочинение на лингвистическую тему
19
Обучающее сочинение на лингвистическую тему.
20
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
21
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.
22
СПП с придаточными определительными
23
СПП с придаточными изъяснительными
24
СПП с придаточными обстоятельственными
25
Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные
26
Придаточные предложения места и времени
27
Обучающее сочинение по прочитанному тексту
28
Обучающее сочинение по прочитанному тексту
29
Придаточные предложения причины и следствия.
30
Придаточные предложения условные
31
Придаточные предложения уступительные
32
Придаточные предложения цели
33
Закрепление темы «СПП»
34
СПП с несколькими придаточными
35
СПП с несколькими придаточными
36
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
37
Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения
38
Контрольный диктант
Бессоюзное сложное предложение (7+2Р=9)
39
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
40
Запятая и точка с запятой в БСП
41
Сжатое изложение
40
Сжатое изложение
43
Двоеточие в БСП
44
Тире в БСП
45
Закрепление темы «БСП».
46
Синтаксический и пунктуационный разборы.
47
Контрольный диктант
Сложные предложения с различными видами связи (3 часа)
48
Сложные предложения с различными видами связи
49
Сложные предложения с различными видами связи
50
Тестирование формата ГИА
51
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление
52
Русский литературный язык и его стили
53
Итоговый контрольный диктант
54
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография»
55
Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография»
56
Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография»
57
Контрольное выборочное изложение по тексту(№259)
58
Повторение темы «Морфология»
59
Повторение темы «Морфология»
60
Контрольное сжатое изложение
61
Контрольное сжатое изложение
62
Тестирование формата новой формы
63
Повторение темы «Предлог. Союз. Частица»
64
Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация»
65
Знаки завершения предложения и их функции
66
Запятая и её функции.
Двоеточие и тире и их функции.
67
Скобки и кавычки и их функции и правила постановки.
Способы введения чужой речи.
68
Контрольное сочинение на лингвистическую тему
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4}ђЗаголовок 5}ђЗаголовок 6}ђЗаголовок 8}ђЗаголовок 915