Вопросы для школьной олимпиады
класс
1. Плод покрытосеменных образуется из
а) семязачатков;
б) завязи пестика;
в) околоплодника;
г) пыльцевых зерен.
2. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, НЕ имеют
а) проводящей системы;
б) цветков и плодов;
в) хлоропластов в клетках;
г) эпидермиса с устьицами.
Каковы результаты эволюции растений?
а) клеточное строение;
б) увеличение численности особей вида;
в) размножение с помощью спор;
г) появление покрытосеменных.
4. Активная часть опорно-двигательного аппарата:
а) суставы;б) короткие кости;в) мышцы;г) связки.
5. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у
а) моллюсков;б) ракообразных;в) пауков; г) насекомых.
6. При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он
а) обезвреживает попавшие в организм вирусы;
б) является составной частью антител;
в) уничтожает яды, производимые микробами;
г) способствует повышению иммунитета.
Собственных пищеварительных желез нет в
а) ротовой полости;
б) пищеводе;
в) желудке;
г) тонком кишечнике.
8. Шину на сломанную конечность накладывают для того, чтобы
а) согреть конечность;
б) уменьшить отек;
в) предупредить попадание инфекции;
г) обеспечить неподвижность конечности
9. Трицепс человека состоит из мышечных волокон
а) гладких и волокнистой соединительной ткани;
б) гладких и железистого эпителия;
в) поперечно-полосатых и волокнистой соединительной ткани;
г) поперечно-полосатых и многослойного эпителия.
10. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.
класс
1. К низшим растениям относят:
а) хвощи; б) мхи; в) водоросли ;г) папоротники.
При выращивании культурных растений необходимо периодически пропалывать сорняки, так как они
а) сильные конкуренты культурных растений;
б) выделяют вредные для культурных растений вещества;
в) затрудняют механическую обработку почвы;
г) паразитируют на корнях культурных растений.
3. Система наиболее общих знаний в определенной области науки – это
а) факт;б) эксперимент;в) теория;г) гипотеза.
4. Половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений, –
а) спорофит;б) гаметангий;в) гаметофит;г) нуцеллус.
5. Чему способствовало появление прямохождения у предков человека?
а) формированию речи;
б) освобождению руки;
в) развитию четырехкамерного сердца;
г) повышению интенсивности обмена веществ.
6. Белки, которые вырабатывают клетки гипофиза, выполняют функцию
а) регуляторную;
б) генетическую;
в) ферментативную;
г) транспортную.
7. Сущность пластического обмена в клетке состоит ва) создании органических веществ;
б) обеспечении энергией;
в) подготовке клетки к делению;
г) расщеплении органических веществ до неорганических.
Центр сна расположен в
а) спинном мозге;
б) стволе мозга;
в) мозжечке;
г) коре больших полушарий.
Какую функцию НЕ выполняют скелет и мышцы в организме человека?
а) опорную;
б) защитную;
в) транспортную;
г) двигательную.
10 Если человек произвольно напрягает мышцу руки, и затем по мышце наносится удар в направлении, перпендикулярном ходу мышечных волокон, то мышца расслабляется. Объясните, почему это происходит.
11 класс
Слой клеток в теле растения, за счет которого идет вторичное утолщение стебля или корня
а) перицикл;в) камбий;
б) периблема;г) феллоген.
2. К числу голосеменных относят
а) самшит;в) маршанцию;
б) гинкго;г) вереск.
Стебель травянистого растения выполняет функцию
а) фотосинтезирующую;
б) запасающую;
в) механическую;
г) все вышеперечисленные.
Каковы результаты эволюции растений?
а) клеточное строение;
б) увеличение численности особей вида;
в) размножение с помощью спор;
г) появление покрытосеменных.
Задняя часть языка более чувствительна к
а) горькому;б) сладкому;в) кислому;г) соленому.
При умственной работе в клетках мозга человека усиливается
а) образование гликогена;
б) накопление инсулина;
в) энергетический обмен;
г) пластический обмен
7. Чему способствовало появление прямохождения у предков человека?
а) формированию речи;
б) освобождению руки;
в) развитию четырехкамерного сердца;
г) повышению интенсивности обмена веществ.
Белки, которые вырабатывают клетки гипофиза, выполняют функцию
а) регуляторную;
б) генетическую;
в) ферментативную;
г) транспортную.
9. Правильная последовательность начальных этапов онтогенеза
а) зигота, гаструла, бластула;
б) оплодотворение, гаструла, бластула;
в) гаметогенез, оплодотворение, бластула, гаструла;
г) не верен ни один из ответов
10
"Карликовые" породы многих домашних животных в десятки раз мельче (по массе тела) своих диких предков, тогда как "гигантские" породы превышают предков по массе тела в 2-3 раза. Почему не выведено "гигантов", которые были бы крупнее предков во столько же раз, во сколько "карлики" мельче?в -
ответы
9класс
2 3 4 5 6 7 8 9
Б б г в в г б г в
Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов (1 балл) и хлорофилла (1 балл). Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску (1 балл). Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле (1 балл). Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений (1 балл).
10класс
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В а в в б а а в б
10 : для ответа на этот вопрос школьники должны были представить себе, как возникает произвольное напряжение мышцы. Этот процесс включает такие этапы: сигнал из центральной нервной системы поступает в спинной мозг, от моторного нейрона спинного мозга импульсы идут к мышце, вызывая ее сокращение. Сокращение мышцы поддерживается за счет непрерывного потока импульсов из спинного мозга и образования мостиков между актиновыми и миозиновыми нитями в сокращенной мышце. Первый вариант ответа таков. У позвоночных животных нерв, подходящий к мышце, может только возбудить ее, следовательно, для расслабления мышцы нужно, чтобы по нерву перестали поступать импульсы. Для этого надо затормозить ту нервную клетку, аксон которой идет к мышце. Значит , удар по мышце должен возбуждать какие-то рецепторы, сигнал от которых, поступая в мозг (прямо в спинной или через головной), тормозит моторные нейроны. Это рассуждение легко пояснить рисунком рефлекторной дуги. Рецепторами, которые при ударе по мышце тормозят мотонейроны , являются сухожильные рецепторы. Второй вариант ответа сводится к тому, что удар по мышце приводят к разрыву мостиков между актиновыми и миозиновыми нитями.
класс
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В б г г а в б а г
10 Основная идея ответа такова. При увеличении линейных размеров в 10 раз объем и вес тела возрастает в 1000 раз (как куб линейных размеров), в то время как ряд других показателей, например, прочность костей, площадь легких, сечение кровеносных сосудов и т.д., только в 100 раз (как квадрат линейных размеров). Возникшие диспропорции сделают огромное животное нежизнеспособным или мало жизнеспособным. Их устранение требует существенной перестройки организма, что оказывается очень трудно или даже невозможно сделать при селекции. Дополнительное соображение состоит в том, что выведение очень крупных животных технически трудно для селекционеров и экономически нецелесообразно. Мелких животных легче разводить и содержать. Крупные животные дольше созревают. Ясно, что больших животных можно содержать в относительно небольшом количестве, а следовательно, будет меньше и количество мутантов, которых можно использовать для дальнейшего отбора