Примерные задания школьной олимпиады
Примеры олимпиадных заданий
Теоретико – методическое задание для учащихся 7 - 9 классов
Задание 1. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Как называются лица, находящиеся вне транспортного: средства на дороге и не производящие ремонтные работы, в том числе инвалиды в коляске, а также лица, ведущие велосипед, мотоцикл или тележку?
1)водители;
2) участники дорожного движения;
3) пешеходы.
2. Когда велосипедистам разрешено двигаться по двое в одном ряду?
1) никогда;
2) когда в группе следует не менее 10 велосипедистов;
3) когда в группе следует не менее 30 велосипедистов.
3. Почему в частных домах с печным отоплением нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорит все топливо?
1) закрывать ее можно и нужно, чтобы не уходило тепло;
2) недогоревшее топливо задымит весь дом;
3) в дом станет поступать угарный газ.
4. Какими огнетушителями можно тушить электроустановки?
1) углекислотными ОУ-2 или порошковыми ОП-2;
2) химическими пенными ОХП-10 или водо-пенными ОВП-5;|
3) любыми.
5. У вас отключили горячую и холодную воду. Что вы должны сделать перед уходом в школу?
1) проверить исправность канализационной системы;
2) позвонить в коммунальные службы;
3) проверить, закрыты ли краны.
6. При эвакуации из затопленного здания нельзя пользоваться:
1) пожарными лестницами;
2) электричеством и лифтами;
3) подвалом.
7. Самое опасное место в транспорте:
1) далеко от водителя на задней площадке;
2) в центральном проходе;
3) в зоне энергоустановок и на подножках.
8. Плохая погода: дождь, шквальный ветер. Вы едете на троллейбусе. Вдруг свет потух, вагон встал, на крыше слышны шум и треск, за окном падают снопы искр, запахло гарью, появился дым. Что делать?
1) ожидать помощи в салоне, не касаясь токопроводящихэлементов;
2) быстрее выйти из троллейбуса, не касаясь металлическихчастей;
3) прыжками покинуть троллейбус и удалиться на безопасноерасстояние.
9. Какое из перечисленных правил по защите жилища относится к информационной безопасности?
1) врежьте в дверь два замка, глазок и цепочку, уходя, запирайте все окна, форточки, балкон и все замки; не оставляйте ключи в укромных местах;
2) уходя надолго в гости, оставляйте включенными радио и свет на кухне, уезжая, просите соседей забирать почту из ящика;
3) если в дверь позвонили, посмотрите в глазок; незнакомым не открывать дверь, дверная цепочка позволит вам принять телеграмму или проверить служебное удостоверение пришедшего.
10. По льду какой толщины можно пройти группой в несколько человек?
1) 3 см; 2) 5—7 см; 3) 7—12 см.
11. Можно ли в Арктике или в горах получить солнечный ожог или снежную слепоту в пасмурный день?
1) нет; 2) да; 3) снежную слепоту — возможно.
12. Масса загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятному последствию в окружающей среде или опасно для человека:
1) выброс АХОВ; 2) ПДС; 3) ПДК.
13. Максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека или его потомство при постоянном или временном контакте с ним:
1) пороговая концентрация;
2) предельно допустимый сброс;
3) предельно допустимая концентрация.
14. Стихийные бедствия бывают: геологические, метеорологические, гидрологические. Расставьте в этом порядке перечисленные ниже бедствия:
а — наводнения, сели, лавины; б — извержения, землетрясения;
в — смерч, ураган, снегопад.
1) б, в, а; 2) а, б, в; 3) в, а, б.15. При землетрясении надо дождаться перерыва между толчками и быстро покинуть здание. Как это сделать?
1) только по лестнице;
2) на лифте быстрее всего;
3) по пожарной лестнице.
16. Опасное происшествие на предприятии или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к ущербу в производстве или в окружающей среде;
1) ЧС; 2) чрезвычайное положение; 3) авария.
17. К какой группе опасных объектов относится Саяно – Шушенская ГЭС?
1) химическая;
2) гидродинамически опасная;
3) радиационно опасная.
18. Какой газ, соединяясь с гемоглобином, препятствует образованию оксигемоглобина?
1) диоксид углерода; 2) оксид углерода; 3) азот.
19. При распространении какого АХОВ ватно-марлевую повязку смачивают 5% -м раствором лимонной или уксусной кислоты?
1) сероводород;
2) аммиак;
3) фосген.
20.Ураган – ветер огромной разрушительной силы, скорость которого превышает:
25 м/с.
30 м/с20 м/с21. При отравлении каким АХОВ через 8—24 часа появляются: головная боль, слабость, болезненность десен и глотания, высокая температура, боль в животе, в тяжелых случаях дрожание рук, языка и век, характерный признак — сине-черная кайма на деснах?
1) ртуть; 2) хлорпикрин; 3) сероводород.
22. Можно ли есть яблоки, собранные в зоне радиоактивного заражения?
1) нельзя;
2) можно, только обрезав кожуру и сердцевину;
3) только в виде пастеризованного сока.
23. Какие перевязочные средства используются при наложении повязки по Маштафарову?
1) табельные; 2) подручные; 3) клеоловые.
24. Чтобы остановить носовое кровотечение, нужно:
1) запрокинуть голову назад, сделать несколько вдохов через нос и высморкаться, ввести в ноздри тампоны;
2) запрокинуть голову назад, на область носа положить холод;
3) наклонить голову назад, сжать нос на 3 минуты, в ноздри ввести тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, на нос — холод.
25. Какое повреждение характеризуется нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей, сопровождается болью, кровотечением и зиянием?
1)рана;
2) перелом;
3) пневмоторакс.
26. Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану:
1) антисептика;
2) асептика;
3) дезинфекция.
27. Какие кровотечения останавливают жгутом?
1) паренхиматозное;
2) капиллярное;
3) артериальное.
28. Как вы поступите с пищевыми продуктами при обработке помещения ядовитыми веществами?
Унесете их из помещения.
Завернете их в полиэтиленовые пакеты.
Поместите их в холодильник.
29. Почему не рекомендуется читать и писать на расстоянии ближе 5 см?
1) развивается спазм ресничной мышцы, и человек плохо видит вдаль;
2) нарушается кровоснабжение глаза, и человек плохо видит;
3) изменяется диаметр зрачка, и нарушается зрение.
Задание 2.
Выберите несколько правильных ответов:
1. Ваша машина сорвалась с моста в воду, двери заклинило, машина тонет. Какой должен быть порядок ваших действий:
а — разбить окно, полностью скрытое под водой;
б — сделать хороший вдох;
в — найти тяжелый предмет для разбивания окна;
г — всплыть на поверхность;
д — нырнуть и выбраться в окно,
е — делать гипервентиляцию, пока одно из окон не скроется под прибывающей водой.
1) а, е, г, б, д, в; 2) а, б, д, в; 3) в, е, а, б, д, г. 2. Расположите действия в вынужденной автономии (сформировать правильную последовательность ответов)
а) ориентирование и выход к людям;
б) поиск воды и пищи;
в) поиск топлива и разведение огня;
г) подача сигналов бедствия;
д) оказание первой медицинской помощи;
е) сооружение укрытия.
1) в,г,а,б 2) а,г,д,е 3)д,г,е,б,в,а3. В каком месте излучины реки меньше глубина и медленнее течение:
а — у вогнутого берега;б — у выпуклого;
в — у обрывистого;
г — у пологого берега;
д — в местах сужения русла;
е — в местах расширения русла?.1) б, г, е; 2) а, в, д; 3) а, г, е.4. Что вы будете делать при поражении вашего товарища молнией?
а — сердечно-легочную реанимацию;
б — закапывать его в землю для отвода электричества;
в — растирать обожженные участки тела спиртом;
г — не трогать, пока не придет в сознание;
д — дадите средства, стимулирующие сердечную деятельность.
1) б, в; 2) только — г; 3) а, д.
5. Какие мероприятия используют в целях снижения катастрофических последствий селей и оползней?
а — предупредительные;
б — защитные;в — наблюдения;
г — прогнозирование.
1) все; 2) а, б; 3) все, кроме — в.
6. Что делать, если ваш дом попадает в зону затопления?
а — отключить газ, воду, электричество;
б — перенести на чердак ценные вещи;
в — погасить огонь в печах;
г — оклеить стекла;
д — закрыть окна и двери.
1) все; 2) все, кроме — г; 3) а, в, д.
7. Какие из перечисленных способов применяются при тушении лесных пожаров?
а — захлестывание огня по кромке пожара ветками;
б — засыпка кромки грунтом;
в—устройство заградительных и минерализованных полос; |
г — тушение водой и химическими огнетушащими веществами;
д — искусственное вызывание осадков.
1) все; 2) все, кроме — д; 3) все, кроме — г.
8. Первая помощь при отравлении угарным газом:
а — обливание холодной водой;
б — горячий компресс на голову;
в — свежий воздух, при необходимости вдыхание кислорода.
1) а, б; 2) а, в; 3) только — в.
9. Какие правила надо соблюдать, спасая пострадавшего из горящего здания:
а — проходя через горящее помещение, накройтесь мокрым одеялом;
б — дверь в задымленное помещение открывайте осторожно;
в — в зоне задымления двигайтесь быстрым шагом;
г — если на вас загорелась одежда, катайтесь по земле;
д — при эвакуации пострадавшего из горящего здания накройте его каким-нибудь покрывалом;
е — если на человеке загорелась одежда, плотно оберните его одеялом или брезентом?
1) все ; 2) все, кроме — в; 3) а, б, в, г, е.
10. Каких правил надо придерживаться при наложении повязки?
а — не причинять лишней боли, б — разматывать бинт слева направо,
в — каждый ход перекрывает предыдущий на 1/2 ширины,
г — разматывать бинт правой рукой, левой разглаживать,
д — перед наложением обнажить рану, не загрязняя ее.
1)все; 2) всех, кроме — б; 3) а, в, д.
11. Факторы, сохраняющие здоровье:
а — физическая активность,
б — закаливание,
в — полноценное питание,
г — умеренное потребление алкоголя,
д—температурный комфорт,
е — благоприятная экология,
ж — конфликты, тренирующие НС.
все; 2) все, кроме — г; 3) а, б, в, е.
Задание 3
Выполните практическое задание:
1. Надевание противогаза ГП – 5. Противогаз в походном положении; надевается по команде газы. Засекается время выполнения.
2. Оказание первой медицинской помощи: Иммобилизация предплечья подручными средствами.
3. Применение макета огнетушителя ОП – 5 (без выпуска огнетушащего вещества).
4.Практическое использование пожарного крана ( без подачи воды).