ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Николаевская Детская Школа Искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Рабочая программа по учебному предмету
ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Николаевка 2015
Одобрено
Педагогическим советом
МБОУ ДОД «НДШИ»
Протокол № 18
«26» декабря 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «НДШИ»
______________ Инин Н. И.
(подпись)
« 26 » декабря 2014 г.
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Теория и история искусств»
Организация-разработчик:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Николаевская Детская Школа Искусств»
Разработчик:
Брызгалова Ирина Викторовна, преподаватель теоретических дисциплин
М.П.
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов
- Учебная и методическая литература;
- Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Рабочая программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе примерной программы (от 2012г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства.
На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.
Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года в рамках 8-летнего срока.
Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом НДШИ на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:
Нормативный срок обучения – 8 лет
Виды учебной нагрузки
Срок обучения/класс
4 года обучения
(1-4 классы)
Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)
262
Количество часов на аудиторные занятия
32
33
33
33
Общее количество часов на аудиторные занятия
131
Общее количество часов на самостоят-ные занятия
131
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
1
1
1
1
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 7 человек) форме. Продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:
- обучение основам музыкальной грамоты;
- формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
- формирование художественно-образного мышления;
- развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;
- формировать целостное представление о национальной художественной танцевальной и музыкальной культуре;
- формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально-хореографического искусства.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы, являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:
каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам НДШИ;
библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями;
фонотека, укомплектованна аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
каждый обучающийся обеспечивается основной учебной литературой;
библиотеке есть наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
II. Содержание учебного предмета
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:
Нормативный срок обучения - 8 лет
Срок обучения по программе – 4 года
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
32
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
1
1
1
Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)
32
33
33
33
Общее количество часов на аудиторные занятия
131
Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам)
32
33
33
33
Общее количество часов на самостоятельную работу
131
Максимальная учебная нагрузка
(на весь период обучения)
262
Объем времени на консультации (по годам)
-
2
2
4
Общий объем времени на консультации
8
Годовые требования по классам
Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть – прослушивание и просмотр произведений танцевально-хореографического искусства. Основной задачей предмета является формирование понимания связи музыки и движения.
Теоретические знания по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся получают знания о специфике музыкального искусства, осваивают знания музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства, знакомятся с основой музыкальной грамоты: осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор), темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию.
1 класс
Главной задачей 1 года обучения является ознакомление учащихся со спецификой музыки как вида искусств, с многообразием содержания музыкальных произведений, музыкальными жанрами, основами музыкальной грамоты. Танец и музыка. Средства музыкальной выразительности. Умение музыкально-образно воспринимать музыкальное произведение. Воспитание ритмического чувства (марш, полька, вальс). Музыкальная фраза, динамика. Умение слышать сильную долю, определять размер, воспринимать ритмические рисунки.
2 класс
Тема: 1.Музыкальная терминология, актуальная для хореографического искусства. Определения. Изучение названий хореографических движений. Изучение музыкальных терминов.
Тема: 2.История развития оркестра. Особенности звучания отдельных музыкальных инструментов. Виды оркестров. Состав симфонического оркестра.
Тема: 3.Танцевальная культура западно-европейских стран. Новые жанры клавирной музыки. Сюита. Характеристика танцев, входящих в нее.
Тема: 4.Знакомство с музыкально-танцевальной культурой России в XIX-XX веков. Национальный фольклор в творчестве русских композиторов XIX-XX веков. Хороводы, пляски, кадрили, переплясы. Русские обряды, игрища. Народные инструменты.
Тема: 5.Использование русских народных мелодий в классической музыке. Русский танец в балетах русских и советских композиторов. Народно-сценический танец из балетов русских и советских композиторов.
3 класс
Тема: 1. Знакомство с танцевальной культурой Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики. Народная основа танцев. Колорит, «квадратность». Связь музыки и движения.
Тема: 2. Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия. История жанра. Популярность, национальное своеобразие. Выражение чувств человека через пластику тела. Содержание балета. Сюжетное разнообразие. Выдающиеся композиторы, создавшие шедевры мирового балета.
Тема: 3. Романтизм в балете. Художественное направление. Развитие танца. Роль женского танца. Сказочные образы. Балеты А.Адана, Л.Делиба.
Тема: 4. Опера. История создания. Соединение в опере различных видов искусств. Знакомство с основными оперными жанрами.
4 класс
Тема: 1.Знакомство с танцевально-музыкальной культурой Испании. Народный танец. Название народных испанских танцев. Триоли, синкопы. Испанские танцы в балетах.
Тема: 2. Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец. Народная основа танцев.
Тема: 3. Музыкально-танцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа.
Тема: 4. Музыкально-танцевальная культура Италии. Народный танец – сцена из жизни народа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит.
Тема: 5.Закрепление знаний по музыкальной грамоте. Лады, синкопы, сложные музыкальные размеры, ритмические партитуры, ритмические каноны.
Тема: 6. Венская классическая школа. Гайдн - отец симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм.
Тема: 7. Знакомство с инструментальной музыкой. Инструментальная музыка – основа балета. История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение.
Музыкальный материал – на выбор преподавателя.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года в 4 классе.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков на завершающих год учебных занятиях.
По завершении изучения предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" проводится промежуточная аттестация в конце 4 класса в виде экзамена, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании НДШИ.
При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Критерии оценки
По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.
Таблица 5
Оценка
Критерии оценивания
5 («отлично»)
полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает ответ с небольшими недочетами
3 («удовлетворительно»)
ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала
2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.
Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.
Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.
VI. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
Учебная и методическая литература:
Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980
Батицкий М. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е – Калининград, Музыка, 1975
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт-Петербург, 1997
Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки М., Терра-книжный клуб, 2005
Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988
Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998
Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ – Феникс, Ростов-на-Дону, 2009
Балеты для просмотра и хореографические номера:
«Жизель»
«Эсмеральда»
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Щелкунчик»
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
«Каменный цветок» (фрагменты)
телевизионный балет «Анюта»
из серии выпусков «Мастера русского балета»
видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.
видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей;
Видеозаписи концертных номеров:
Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева;
Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М. Пятницкого;
Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова;
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915