Разработка урока по математике Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Вычисления с именованными числами. Решение задач. 
                             3  класс                                                            
     Тема. Сложение  и  вычитание  трёхзначных  чисел.
  Вычисления  с  именованными  числами.  Решение  задач.    Цель:  закреплять  умения  учащихся  решать  примеры  на  сложение  и
                 вычитание  трёхзначных  чисел;  формировать  умение  выполнять
                 вычисления  с  именованными  числами,  выражать  одни  единицы
                 через  другие,  формировать  умение  решать  задачи;  развивать
                 логическое  мышление,  внимание,  математическую  речь;  
                 воспитывать  любовь  к  родному  городу. 
                                                         Ход  урока:
І.  Орг.  момент.
  ІІ. Проверка  домашнего задания.
     – Какие  единицы  длины  вы  знаете?  ( мм, см, дм, м, км )
     – С какой  единицей  длины  вы  познакомились на  прошлых  уроках? ( км )
     – Для  измерения  каких  расстояний  используют  такую  единицу  длины?
     – Сколько  метров  содержит  в  себе  1 км? ( 1000 м )
     – Дома  вы  решали  задачу  № 25 на с. 143. О чём была эта задача?
     – Что  нужно  было  найти? ( Расстояние  от  Львова  до  Киева )
     – Вы  сразу  ответили  на  вопрос  задачи?      
     – А  в  каком  городе  мы  живём?
  ІІІ. Сообщение  темы  и  цели  урока.
     – Сегодня, ребята, мы  отправимся  в  путешествие  по  нашему  городу,      
                чтобы  познакомиться  с темой нашего урока « Сложение и вычитание
                трёхзначных  чисел. Вычисления  с именованными числами. Решение 
                задач.
             – Продолжи предложение  ( Я узнаю о  Я научусь )
           ІV. Математический  диктант.
             – Чтобы  узнать, на  чём  мы  отправимся  в  путешествие,  напишем
                математический  диктант.
             – Какие  правила  нужно  помнить,  чтобы  решать  примеры  на  сложение
                и  вычитание  трёхзначных  чисел?
                1) Сотни  прибавляют  к  сотням.                      2) Сотни  вычитают  из  сотен.
                       Десятки  прибавляют  к  десяткам.                    Десятки  вычитают  из  десятков.
                       Единицы  прибавляют  к  единицам.                 Единицы  вычитают  из  единиц.
                 Первое  слагаемое  270, второе  слагаемое  600.  Найти  сумму.       870
               Уменьшаемое  780,  вычитаемое  400.  Найти  разность.                   380
               На  сколько  число  300  меньше,  чем  830.                                        530
               Я  задумала  число,  прибавила  к  нему  420,  получила  870.          
                 Какое  число  я  задумала?                                                                    450
               К  числу  200  прибавить  разность  чисел  600  и  100.                      700
               Из  1000  вычесть  сумму  чисел  500  и  300.                                      200
               На  сколько  самое  большое  трёхзначное  число  больше  самого
                 большого  двузначного  числа?                                                            900          
               На  партах  лежит  ПУТЕВОДИТЕЛЬ.                       
380
200
870
700
530
900
450
  в
  у
  а
  б
  т
  с
  о
               – Итак,  мы  отправляемся  в  путешествие  на  автобусе  по  центральной
                  улице  нашего  города. 
               – Кто  знает  как  называется  эта  улица?  ( улица  Артёма )
               – Давайте  повторим,  на  какой  сигнал  светофора  движение  запрещено?
                   ( дети  поднимают  сигнальную  карточку )
                 – Какой  сигнал  говорит  нам  о  том,  что  мы  должны  приготовиться?
                   ( дети  поднимают  сигнальную  карточку )
                 – А  на  какой  сигнал  светофора  мы  можем  двигаться  дальше?
                   ( дети  поднимают  сигнальную  карточку )
              – Итак,  мы  видим  зелёный  свет,  отправляемся  в  путь! 
            V. Работа  по  теме  урока.
                                                      ОСТАНОВКА  №  1.
                 Загадка.          Днём  видно  звёзды  и  планеты,
                                         К  ним  мчится  весело  ракета.
                                         Здесь  видно  всё:  Венеру,  Марс,
                                         Мы  здесь  уже  не  впервый  раз!    ( Планетарий )
Посмотрим,  какое  задание  для  вас  приготовили  в  планетарии.
Как  называется  планета,  на  которой  мы  живём?
Сколько  планет  Солнечной  системы  вы  знаете?
Назовите  их.
Решите  пример,  записанный  на  доске.
                                                           785 – 420 = 365
                – Что  обозначает  это  число  в  астрономии? 
                – А  сколько  месяцев  в  году?
                – Какие  ещё  единицы  времени  вы  знаете?   ( секунда,  минута,  час,   
                   сутки,  год,  месяц,  век ).
                – Сколько  лет  в  одном  веке?
                – Сколько  часов  в  сутках?
                – А  кто  из  вас  знает  имя  первого  космонавта?   ( портрет )
                – Как  назывался  космический  корабль,  на  котором  Ю.А.Гагарин
                   отправился  в  космос?   ( « Восток – 1 » )
                – Когда,  в  каком  году  произошло  это  событие?   ( 12  апреля  1961 г. )
                – Кто  из  вас  знает,  сколько  времени  Ю.А.Гагарин  был  в  космосе?
                   Хотите  узнать?  Решите  такой  пример:
                                                             786 – 660 = 108
                – Сколько  минут  в  одном  часе?
                – Выразим  108  минут  в  часах  и  минутах.
                                                              ОСТАНОВКА  № 2.
                 Чтобы  отправиться  дальше,  нам  необходимо  выполнить  следующее
                    задание  в  путеводителе.
                                       Найти  и  вычеркнуть  «лишнее»  слово:
                    1)   час       сутки       грамм       месяц       секунда
                    2)   грамм       километр       тонна       килограмм
                    3)   сантиметр       миллиметр       километр       килограмм       дециметр
                – Проверим. Почему  грамм  вычеркнули?
                   Как  назвать  остальные  слова?
                – Какое  слово  «лишнее»  во  второй  группе?  Почему?
                – И  что  «лишнее»  в  третьей  группе?
                – Как  называются  остальные  слова  в  третьей группе?
                – Вы  справились  с  заданием,  поэтому  можете  узнать,  какая  остановка
                   следующая  в  нашем  путешествии.        ( иллюстрация )
                                                РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО – СПОРТИВНЫЙ  КОМПЛЕКС                                                             «ОЛИМПИЙСКИЙ»
                – В  нашем  городе  есть  памятник  человеку,  нашему  земляку,
                   неоднократному  рекордсмену  мира  по  прыжкам  с  шестом,
                   чемпиону  Олимпийских  игр  в  Сеуле  ( 1988 г.),  почётному
                   гражданину  города  Донецка  Сергею  Назаровичу  Бубке.  ( портрет )
                                                     Вслед  за  рекордом  следует  рекорд,
                                             А  планка  поднимается  всё  выше.
                                             На  Бубку,  как  в  театр,  народ  идёт,
                                             Такого  не  увидишь  и  в  Париже!
                – Хотите  знать  какой  рекорд  по  прыжкам  с  шестом  установил
                   Сергей  Назарович  Бубка?   Решите  пример.
                                                            7 м – 85 см = 6м 15см   
                – А  сколько  это  сантиметров?
                                                            6м 15см = 615 см
                – Итак,  на  РСК  « Олимпийском »  мы  повторили  единицы  длины,
                   а  теперь  работа  с  учебником.
                VІ.  Работа  с  учебником.          ( комментирование )
                     1 км – 350 м = 650 м                         3 дм – 5 см = 25 см = 2 дм 5см
                   1 дм : 5 = 2 см                                   1м 40 см = 140 см
                   4 см : 8 = 5 мм                                   9 см 4 мм = 94 мм
                   25 см – 20 мм = 23 см                       350 м + 650 м = 1000 м = 1 км
                   2 м – 6 дм =  14 дм
              VІІ.  Физкультминутка.
                           Ну-ка,  дети,  встали  дружно!
                                Поработать  мышцам  нужно!
                                Встали  на  носочки,
                                Присели  как  грибочки!
                                Встали-сели, встали-сели,
                                И  за  парты  тихо  сели.                       
                VІІІ.  Решение  задачи.
                      – Чтобы  узнать,  какая  следующая  остановка  нас  ожидает,  
                          расставьте  единицы  длины  в  порядке  возрастания  и  по
                          путеводителям  определите  слово.                                                                                                                     
мм
см
дм
м
км
 м
  у
 з
е
 й                                              
                                                        КРАЕВЕДЧЕСКИЙ  МУЗЕЙ
                       – В  каких  залах  краеведческого  музея  мы  с  вами  были  на
                          экскурсии?     ( залах  природы )
                       – Что  запомнилось?  Кого  видели?
                                    Дети  читают  условие  задачи ( путеводитель )
                                       Масса  лося  650  кг,  масса  медведя  на  140  кг  больше,  чем
                              масса  лося,  а  масса  кабана  на  380  кг  меньше  массы  медведя.
                              Найти  массу  кабана.  
                       – Какая  самая  маленькая  единица  массы?    ( грамм )
                       – Какая  самая  большая  единица  массы?       ( тонна )
                   ІХ. Решение  уравнения.
                                                          ЦАРЬ – ПУШКА     ( копия  из  Санкт-Петербурга)
                                 Если  к  массе  ядра  прибавить  140,  получится  890. 
                                 Какова  масса  ядра?
                                                                       Х + 140 = 890
                                                                       Х = 890 – 140 
                                                                       Х = 750 
                                                                       750 + 140 = 890
                                                                                 890 = 890
                        – Итак,  ядро  пушки  весит  750  кг
                    Х. Домашнее  задание.
                         – Какой  спортивный  клуб  г.Донецка  знают  в мире?   
                            ( футбольный  клуб  «Шахтёр»)
                         – От  футбольного  клуба  «Шахтёр» дом. задание.
                    ХІ. Итог  урока.
                         – Итак,  ребята,  пришло  время  возвращаться  в  школу.
                         – Где  мы  побывали?
                         – Что  интересного  узнали?
                         – Чему  научились?
                         – Знание  каких  правил  нам  понадобилось?
                         – С  какими  заданиями  было  трудно  справиться?
                         – С  какими  легко?
                         – Что  понравилось  на  уроке?
15