Разработка урока по математике Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Вычисления с именованными числами. Решение задач.
3 класс
Тема. Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
Вычисления с именованными числами. Решение задач. Цель: закреплять умения учащихся решать примеры на сложение и
вычитание трёхзначных чисел; формировать умение выполнять
вычисления с именованными числами, выражать одни единицы
через другие, формировать умение решать задачи; развивать
логическое мышление, внимание, математическую речь;
воспитывать любовь к родному городу.
Ход урока:
І. Орг. момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
– Какие единицы длины вы знаете? ( мм, см, дм, м, км )
– С какой единицей длины вы познакомились на прошлых уроках? ( км )
– Для измерения каких расстояний используют такую единицу длины?
– Сколько метров содержит в себе 1 км? ( 1000 м )
– Дома вы решали задачу № 25 на с. 143. О чём была эта задача?
– Что нужно было найти? ( Расстояние от Львова до Киева )
– Вы сразу ответили на вопрос задачи?
– А в каком городе мы живём?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по нашему городу,
чтобы познакомиться с темой нашего урока « Сложение и вычитание
трёхзначных чисел. Вычисления с именованными числами. Решение
задач.
– Продолжи предложение ( Я узнаю о Я научусь )
ІV. Математический диктант.
– Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путешествие, напишем
математический диктант.
– Какие правила нужно помнить, чтобы решать примеры на сложение
и вычитание трёхзначных чисел?
1) Сотни прибавляют к сотням. 2) Сотни вычитают из сотен.
Десятки прибавляют к десяткам. Десятки вычитают из десятков.
Единицы прибавляют к единицам. Единицы вычитают из единиц.
Первое слагаемое 270, второе слагаемое 600. Найти сумму. 870
Уменьшаемое 780, вычитаемое 400. Найти разность. 380
На сколько число 300 меньше, чем 830. 530
Я задумала число, прибавила к нему 420, получила 870.
Какое число я задумала? 450
К числу 200 прибавить разность чисел 600 и 100. 700
Из 1000 вычесть сумму чисел 500 и 300. 200
На сколько самое большое трёхзначное число больше самого
большого двузначного числа? 900
На партах лежит ПУТЕВОДИТЕЛЬ.
380
200
870
700
530
900
450
в
у
а
б
т
с
о
– Итак, мы отправляемся в путешествие на автобусе по центральной
улице нашего города.
– Кто знает как называется эта улица? ( улица Артёма )
– Давайте повторим, на какой сигнал светофора движение запрещено?
( дети поднимают сигнальную карточку )
– Какой сигнал говорит нам о том, что мы должны приготовиться?
( дети поднимают сигнальную карточку )
– А на какой сигнал светофора мы можем двигаться дальше?
( дети поднимают сигнальную карточку )
– Итак, мы видим зелёный свет, отправляемся в путь!
V. Работа по теме урока.
ОСТАНОВКА № 1.
Загадка. Днём видно звёзды и планеты,
К ним мчится весело ракета.
Здесь видно всё: Венеру, Марс,
Мы здесь уже не впервый раз! ( Планетарий )
Посмотрим, какое задание для вас приготовили в планетарии.
Как называется планета, на которой мы живём?
Сколько планет Солнечной системы вы знаете?
Назовите их.
Решите пример, записанный на доске.
785 – 420 = 365
– Что обозначает это число в астрономии?
– А сколько месяцев в году?
– Какие ещё единицы времени вы знаете? ( секунда, минута, час,
сутки, год, месяц, век ).
– Сколько лет в одном веке?
– Сколько часов в сутках?
– А кто из вас знает имя первого космонавта? ( портрет )
– Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин
отправился в космос? ( « Восток – 1 » )
– Когда, в каком году произошло это событие? ( 12 апреля 1961 г. )
– Кто из вас знает, сколько времени Ю.А.Гагарин был в космосе?
Хотите узнать? Решите такой пример:
786 – 660 = 108
– Сколько минут в одном часе?
– Выразим 108 минут в часах и минутах.
ОСТАНОВКА № 2.
Чтобы отправиться дальше, нам необходимо выполнить следующее
задание в путеводителе.
Найти и вычеркнуть «лишнее» слово:
1) час сутки грамм месяц секунда
2) грамм километр тонна килограмм
3) сантиметр миллиметр километр килограмм дециметр
– Проверим. Почему грамм вычеркнули?
Как назвать остальные слова?
– Какое слово «лишнее» во второй группе? Почему?
– И что «лишнее» в третьей группе?
– Как называются остальные слова в третьей группе?
– Вы справились с заданием, поэтому можете узнать, какая остановка
следующая в нашем путешествии. ( иллюстрация )
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО – СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ОЛИМПИЙСКИЙ»
– В нашем городе есть памятник человеку, нашему земляку,
неоднократному рекордсмену мира по прыжкам с шестом,
чемпиону Олимпийских игр в Сеуле ( 1988 г.), почётному
гражданину города Донецка Сергею Назаровичу Бубке. ( портрет )
Вслед за рекордом следует рекорд,
А планка поднимается всё выше.
На Бубку, как в театр, народ идёт,
Такого не увидишь и в Париже!
– Хотите знать какой рекорд по прыжкам с шестом установил
Сергей Назарович Бубка? Решите пример.
7 м – 85 см = 6м 15см
– А сколько это сантиметров?
6м 15см = 615 см
– Итак, на РСК « Олимпийском » мы повторили единицы длины,
а теперь работа с учебником.
VІ. Работа с учебником. ( комментирование )
1 км – 350 м = 650 м 3 дм – 5 см = 25 см = 2 дм 5см
1 дм : 5 = 2 см 1м 40 см = 140 см
4 см : 8 = 5 мм 9 см 4 мм = 94 мм
25 см – 20 мм = 23 см 350 м + 650 м = 1000 м = 1 км
2 м – 6 дм = 14 дм
VІІ. Физкультминутка.
Ну-ка, дети, встали дружно!
Поработать мышцам нужно!
Встали на носочки,
Присели как грибочки!
Встали-сели, встали-сели,
И за парты тихо сели.
VІІІ. Решение задачи.
– Чтобы узнать, какая следующая остановка нас ожидает,
расставьте единицы длины в порядке возрастания и по
путеводителям определите слово.
мм
см
дм
м
км
м
у
з
е
й
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
– В каких залах краеведческого музея мы с вами были на
экскурсии? ( залах природы )
– Что запомнилось? Кого видели?
Дети читают условие задачи ( путеводитель )
Масса лося 650 кг, масса медведя на 140 кг больше, чем
масса лося, а масса кабана на 380 кг меньше массы медведя.
Найти массу кабана.
– Какая самая маленькая единица массы? ( грамм )
– Какая самая большая единица массы? ( тонна )
ІХ. Решение уравнения.
ЦАРЬ – ПУШКА ( копия из Санкт-Петербурга)
Если к массе ядра прибавить 140, получится 890.
Какова масса ядра?
Х + 140 = 890
Х = 890 – 140
Х = 750
750 + 140 = 890
890 = 890
– Итак, ядро пушки весит 750 кг
Х. Домашнее задание.
– Какой спортивный клуб г.Донецка знают в мире?
( футбольный клуб «Шахтёр»)
– От футбольного клуба «Шахтёр» дом. задание.
ХІ. Итог урока.
– Итак, ребята, пришло время возвращаться в школу.
– Где мы побывали?
– Что интересного узнали?
– Чему научились?
– Знание каких правил нам понадобилось?
– С какими заданиями было трудно справиться?
– С какими легко?
– Что понравилось на уроке?
15