Презентация по основам бухучета на темувнутренний контроль
Сентябрь, 2008 Система внутреннего контроля в банке Аблахат Кебиров Председатель Правления АО «Темiрбанк»Тел: +7 3272 587 801e-mail: KebirovA@temirbank.kz Содержание * Цель, задачи и функции внутреннего контроля в банке Основные требования (требования АФН) в области внутреннего контроля Элементы системы внутреннего контроля Принципы внутреннего контроля в банке (по предписанию Базеля) Мошенничество со стороны работников банка Мошенничество со стороны клиентов банка Основные проблемы в борьбе с мошенничеством в будущем * Цель Задачи Функции Внутренний контроль банка Организация контроля за соблюдением работниками банка законодательства и стандартов профессиональной деятельности Обеспечение надлежащего уровня надежности в соответствии с характером и масштабом, проводимых банком операций Минимизация рисков банковской деятельности Защита законных интересов банка, его кредиторов и клиентов Постановка системы органов внутреннего контроляКонтроль системы управления банковскими рискамиОбеспечение информационной безопасностиМониторинг системы внутреннего контроля Основные требования (Требования АФН) в области внутреннего контроля * Требование Совет директоров банка и руководство несут ответственность за реализацию стратегии и политики банка; развивает процессы, призванные выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски, поддерживает организационную структуру, четко разграничивающую сферы ответственности, полномочий и отчетности; обеспечивает эффективное осуществление делегированных полномочий; разрабатывает соответствующие правила внутреннего контроля; отслеживает адекватность и действенность системы внутреннего контроля. Критерии требования Совет директоров банка и руководство несут ответственность за создание и функционирование адекватной и эффективной системы внутреннего контроля, структурных подразделений несут ответственность за адекватное функционирование системы внутреннего контроля.Совет директоров периодически обсуждает с руководством банка эффективность системы внутреннего контроля; своевременно рассматривает оценку внутреннего контроля, сделанную руководством, службой внутреннего аудита и внешними аудиторами; проводит периодические мероприятия, обеспечивающие оперативное выполнение руководством рекомендаций и замечаний, высказанных аудиторами и надзорными органами по поводу недостатков системы внутреннего контроля; проводит периодическую проверку адекватности стратегии банка и лимитов на риски. * Элементы системы внутреннего контроля Система внутреннего контроля (элементы) Контрольная среда Деятельность руководства Распределение функций управления и ответственности Кадровая политика Политика и методы управления Организационная структура Регламентация Руководство Положение Процедуры Внутренняя Нормативные внутренние документы Внешняя Законы, нормативные акты НБРК и других органов Инструкции Стандарты Отдельные виды контроля Финансовый Правовой Технологический Административный Бухгалтерский Управленческий Компьютерный Контрольная деятельность Процесс взаимодействия различных видов, методов контроля, сотрудников и подразделений Специальный контроль Обследование проблем Внутренний аудит Мониторинг «Базель II» Основные принципы борьбы с мошенничеством Эффективный внутренний контроль – инструмент реализации Нового базельского соглашения и предотвращения риска мошенничества * “… процесс, затрагивающий всех сотрудников организации:неисполнительных членов Совета директоров,исполнительных руководителей, рядовых сотрудников … Он заключается не в процедурах или правилах, применяемыхот случая к случаю, а в непрерывной системе,функционирующей на всех уровнях” * Принципы внутреннего контроля в банке (по предписанию Базеля)
Принцип 1 Утверждение бизнес стратегий и ключевых политик Советом ДиректоровПонимание основных рисков, которым подвержен банкУтверждение приемлемых уровней рисковКонтроль деятельности топ менеджмента за исполнением необходимых шагов к обнаружению, измерению, мониторингу и контролю рисковМониторинг эффективности системы внутреннего контроля со стороны топ менеджмента Принцип 2 Топ менеджмент ответственен за применение стратегий и политик, одобренных советом директоровРазработка процессов, которые определяют, измеряют, проводят мониторинг и контроль за рисками банка Принцип 3 Совет директоров и члены правления способствуют поддержанию корпоративной культуры, которая демонстрирует всеобщее понимание важности существования системы внутреннего контроляВсе работники банка должны в полной мере должны понимать свою роль в данной системеЭффективная система внутреннего контроля должна покрывать все возможные риски * Принципы внутреннего контроля в банке (по предписанию Базеля)
Принцип 4 Определение четких должностных инструкций сотрудников банкаОпределение и минимизация потенциальных конфликтов интересовАдекватная и полноценная финансовая, операционная и комплаенс информацияПолное понимание и следование сотрудниками банка внутренних процедур и политик (эффективные пути коммуникации) Принцип 5 Эффективная система службы внутреннего аудита выполняется независимыми соответствующими и компетентными сотрудниками Регулярный мониторинг целостности общей системы внутреннего контроля банкаСвоевременность отчета о внутреннем контроле Основные виды мошенничества со стороны сотрудников Основные риски при уязвимости системы внутреннего контроля возникают со стороны сотрудниковМошенничество при выдаче кредитаМошенничество при приеме депозитовРаспространение внутренней информации банкаКарточное мошенничество (увеличение лимита кредита, незаконная выдача наличных, др.) Мошенничество при бизнес-деятельности Результат: Проблема полноценной оценки убытков, значительный размер потерь * Инструменты выявления мошенничества со стороны сотрудников банка При внедрении системы управления риском мошенничества со стороны работников важными задачами для банка в начале проекта становятся: Работа с персоналом банка: создание сбалансированной системы мотивации для сотрудников развитие корпоративной культуры, позволяющей, награждать за хорошую работу и наказывать за выявленные случаи недобросовестного отношения к работе Автоматизация: программное обеспечение, позволяющее выявлять случаи мошенничества автоматизированная проверка данных, позволяющая не допускать ошибок при вводе данных и т.д. Технологии: методы наблюдения: видеокамеры, записи телефонных разговоров внедрение системы, ограничивающей использование мобильных телефонов на рабочих местах контролирование электронной почтовой службы работников Технологии: Работа с персоналом банка: * Основные виды мошенничества со стороны клиентов Основные риски при уязвимости системы внутреннего контроля также возникают со стороны клиентовКарточное мошенничествоМошенничество при получении кредитаОперации со счетами (по средством интернет и других электронных каналов)Прочие Результат: Мгновенное выявление, незначительный размер потерь * Инструменты выявления мошенничества со стороны клиента При внедрении системы управления риском мошенничества со стороны клиента важными задачами для банка в начале проекта становятся: Работа с персоналом банка: разработка мер стимулирования мотивации сотрудников, активно участвующих в управлении риском мошенничества обучение персонала Автоматизация: определение ИТ-партнеров по проекту формализация процедур, сроков и ресурсов проекта Технологии: выработка новых процедур управления риском анализ существующих бизнес-процессов и определение возможности их трансформации формализация правил проверки эффективности созданных процедур Технологии: Работа с персоналом банка: * Основные проблемы в борьбе с мошенничеством в будущем Увеличивающееся количество банков, ориентирующихся на розничное обслуживание и эквайринг Борьба с мошенничеством как приоритет для финансовых институтов Юридическая, организационная и техническая стороны * Вопросы и Ответы *