Разработка урока русской грамоты на тему «Повторение. Звуковой анализ слов»
Цель:
Образовательная: закрепление знаний о звуках речи, умения составлять звуковые модели слов; навыков чтения и письма с изученными буквами; умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно. Развивающая: развитие фонематического слуха, умения внимательно слушать, классифицировать звуки, логического мышления, речи, мелкой моторики рук. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, интереса к изучаемому предмету. Здоровьесберегающая: Следить за посадкой, учитывать индивидуальные способности учащихся, не допускать переутомления учащихся.
Оборудование: картинки птиц, разрезная азбука, карточки для закрашивания звуков, карточки для составления звуковых схем, план работы на уроке, макеты клетки и кормушки, слова - отгадки, цветные фишки для обозначения звуков.
Ход урока
Организационный момент, целепологание.
- Давайте вспомним, какие птички с приходом зимы перебрались ближе к жилью человека? (синицы)
- Сегодня они прилетели к нам на урок и у каждой задание.
- Если мы справимся с заданием, мы сможем подержать синицу в руках.
Обратите внимание, на доске есть кормушка и клетка для птиц. - Как вы думаете, эти предметы предназначены для птиц? (ответы)
- Чем они похожи при использовании? (птицы получают корм, который даёт человек)
- В чём разница? (кормушка - птицы сами прилетают и улетают, клетка – птицы не могут улететь)
После того, как вы поймаете птичку, вы сами сможете решить, как с ней поступить: «выпустить» её на волю, тогда мы посадим её на кормушку или «посадить» в клетку, чтобы она жила у нас дома.
Давайте прочитаем, какие задания принесли нам птички:
•Разобрать звуки.
•Отгадать и просигналить.
•Прочитать.
•Отдохнуть.
• Написать и составить схему.
Фонетическая разминка.
№1 «Сильные»- под руководством учителя
Игра «Буква заблудилась». Гласные и согласные буквы расставлены в два ряда, вперемежку. Дети находят «заблудившуюся» букву и дают полную характеристику звуку, прежде чем поставить её на место.
«Слабые»- самостоятельно
Учащиеся на этом этапе получают полоски с буквами. Им нужно закрасить кружочки с гласными буквами красным цветом.
(Выполнив задание, решают куда поместить «птичку»)
№2 «Слабые»- под руководством учителя
Отгадывают загадки, считают количество букв и находят схему с отгадкой. Если дети правильно определили, учитель переворачивает карточку, и дети прочитывают слово. Учитель называет его по звукам, а дети фишками
показывают какой это звук.
*Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это … снегири.
*В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись ... (дятел)
* Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Чик - чирик! Не робей!
Я бывалый ...(воробей)
АИСТ –
ОРЁЛ –
ИВОЛГА –
СТРИЖ -
«Сильные» - самостоятельно
(Выполнив задание, решают куда поместить «птичку»)
Работа по учебнику:
№3 «Слабые»- под руководством учителя
Проверка домашней работы. Чтение текста «Лебеди» стр. 94, «Букварь». Читают небольшими абзацами. (После чтения откладывают учебник и слушают рассказ, который абзацами читают подготовившиеся ученики.)
«Сильные» - самостоятельно читают «про себя» части общего текста в то время, когда «слабые» читают с учителем.
Подготовившиеся дети читают текст:
1 .Ване на день рождение подарили много игрушек, но больше всего ему понравилась сетка для ловли птиц. Два дня он не мог поймать птичку. На третий день он поймал синичку.
2.Радостный он прибежал к маме. «Мама, я поймал синичку. Посажу её в клетку, и у меня будет своя птичка». Маме это не понравилось. Она посоветовала выпустить птичку. Ваня запротестовал: «Я буду за ней ухаживать».
3.Несколько дней он ухаживал за птичкой. Наливал ей воды, насыпал корм, чистил клетку. Наступил выходной день. Погода была хорошая. Ваня умылся, позавтракал и побежал играть с друзьями. Птичка осталась голодной. Она пыталась вылететь из клетки, но не смогла.
4.Ваня вернулся вечером. Он очень устал. Умылся и лёг спать. Утром он вспомнил о своей птичке. Подбежал к клетке и увидел, что она лежит на спинке. Она не дышала.
З.Ваня заплакал и побежал к маме. Мама сказала: «Теперь ничего не исправишь». Больше Ваня не ловил птичек.
Вопросы по содержанию:
-Зачем мальчик поймал птичку?
-Что случилось с птичкой?
-Почему она погибла?
-Правильно ли мы поступили сегодня с нашими птичками? (если нет, спрашиваем)
- Как исправить ошибку? (Решают куда поместить «птичек», почему)
Физминутка №4 –отдохнуть
Возле ёлочки зелёной
Скачут весело вороны.
Целый день они скакали,
Спать ребятам не давали.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Работа в прописи.№5- разминка для рук
«Сильные» Записывают название птиц на доске, составляют звуковую схему. (Письмо с печатного текста)
«Слабые» Списывают с доски.
Рефлексия
-Вам было трудно выполнять задания?
-Вам было интересно на уроке?
- Будете ли вы ловить птичек?
-Как будете помогать перезимовать птицам?
Домашнее задание.
Читать - стр. 95 «Букварь» , стр.12 задание в прописи