Презентация к сообщению на ГМО на тему: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Образовательные результаты Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.  Чему учить?Обновление содержания Ради чего учить?Ценности образования Как учить?Обновлениесредств обучения Технология деятельностного метода обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Традиционное обучение и ТДМ Традиционное обучение: ТДМ :1) базируется на принципе 1) опирается на зону ближайшего доступности; развития;2) учащийся выступает в роли 2) учащийся действует как субъект объекта ПД; собственной УД;3) ориентировано на усвоение 3) нацелено на усвоение способов определенной суммы знаний; познания как конечной цели учения;4) развивает обыденное 4) развивает теоретическое мышление, эмпирический мышление и теоретический способ познания; способ познания;5) решая конкретно- практические 5) на первый план выступают задачи, учащиеся усваивают учебные задачи, решая их частные способы; учащиеся , усваивают общие способы умственной деятельности;6) в результате формируется 6) формируется личность, способная индивид – человек, способный к самостоятельной творческой к исполнительской деятельности. деятельности. Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода. Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ). До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.Уильям А. Уорд Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах) Технология деятельностного метода. Структура уроков «открытия» нового знания 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 2. Актуализация знаний и мотивация Данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; тренировку соответствующих мыслительных операций; мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. 3. Постановка учебной задачи Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.На данном этапе:Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?)На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. 4. «Открытие» детьми нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.КАК?(построить новый способ действия)Виды «открытий»:ФАКТ единичная информацияПРАВИЛО алгоритмПОНЯТИЕ существенные признакиЗАКОНОМЕРНОСТЬ связь между понятиями, свойство 5. Первичное закрепление Цель: усвоение нового способа действий.Данный этап предполагает: Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах.Рекомендации к проведению: Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха.САМОКОНТРОЛЬИ САМООЦЕНКА(усвоения)+ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА 7. Включение в систему знаний и повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.Данный этап предполагает:Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем. 8. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.Соотнесение целии результатовдеятельности+самооценка(результатов деятельности) Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию: Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.