Статья по математике по применению кейс технологии

Роль проблемного обучения в формировании УУД обучающихся.

Основной целью современного математического образования в школе в свете требования ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека.


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает применение в образовательном процессе индивидуального подхода, использование таких образовательных технологий и программ, которые развивают у каждого ребенка интерес к процессу обучения. Решение этих задач требует обеспечения компетентностного подхода в обучении, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс. При этом важное значение имеют типы уроков. Огромные возможности для активизации познавательного интереса учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки (деловые игры, уроки-соревнования и др.).
Одним из средств реализации указанного характера обучения являются прикладные задачи, содержание которых раскрывает возможности математики в различных областях человеческого знания, сфер производства, быта и др. Необходим выбор методов и типов обучения, что требует учета задач изучения конкретного материала, уровня обученности учащихся, их способностей, а также предпочтений самого учителя.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо предусмотреть систему определенных действий. Методика обучения представляет собой лишь правила и рекомендации к осуществлению учебного процесса, не являясь строго алгоритмизированной. Гарантированный результат может дать только технология обучения, в которой жестко закреплены все этапы и шаги ее реализации.
Существуют более 40 видов педагогических технологий. Я остановлюсь на имитационной технологии ( или технологии « активного обучения»), которая предполагает создание в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Все большую популярность в обучении приобретает такая разновидность метода конкретных учебных ситуаций, как кейс- метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков, а также привлечение знаний из межпредметных областей. Кейс- метод предполагает значительную долю самостоятельной работы учащихся, субъект- субъектное взаимодействие между участниками учебного процесса, развивает гибкость мышления, коммуникативные способности учащихся.
Кейсы можно классифицировать: на
Практические, отражающие реальную жизненную ситуацию;
Обучающие, основной задачей которые ставят обучение;
Научно- исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно поделить: на
Личностные( действующее лицо- конкретный человек);
Организационно-институциональные(в них действует какая-либо организация);
Многосубьектные ( несколько действующих лиц).
Работа с кейсом на уроке организуется по следующему принципу :
знакомство с ситуацией;
анализ и обсуждение решения в мини – группах;
общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;
обобщающее выступление учителя.
Создание школьного кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:
кейс должен соответствовать реальности то есть описывать факты, имеющие возможность быть;
кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком;
необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;
кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.
Информация необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа.
Кейс- метод направлен на применение теоретических знаний школьников в практической ситуации, способствует формированию познавательного интереса и ряда ключевых компетенций- общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных. В данной интерактивной форме обучения индивидуальная работа совмещается с групповой. Учитель выступает в роли консультанта по решению проблемы. Данный метод близок к игровым методам и проблемному обучению и представляет собой метод активного обучения. Необходимость внедрения кейс- метода в обучении обусловлена, во- первых, общей направленностью образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей; во- вторых, требованиями общества к качествам личности выпускника.
Кейсы обычно применяются при повторении или обобщении изученного материала.
Приведу пример кейса по теме « Арифметическая прогрессия»
-Андрей! Не забудь деньги на обед, я положила их на стол. Поешь обязательно, иначе заработаешь гастрит – сказала Анна Сергеевна, мама Андрея. -Хорошо, хорошо,- отозвался Андрей, засовывая 50 рублей в карман куртки. После 4 урока ребята пошли в столовую, но Андрей остался в классе. Он давно не тратил деньги, которые давали ему на обед. Он покупал на них сигареты. Курение стало его привычкой. Правда чтобы купить пачку сигарет, ему приходилось 2 дня не обедать, так как цена пачки составляла 75 рублей. Сначала Андрей выкуривал по 2 сигареты в день, затем количество выкуриваемых сигарет стало увеличиваться каждые 3недели на 2 штуки в день.
Как-то в конце года на уроке биологии учитель озвучила следующую информацию: « Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то его жизнь сокращается по сравнению с некурящими на 4,5 года, от 10 до 15 сигарет- на 5,5 лет. Человек, выкуривший 20 сигарет в день, получает такую же дозу радиации, как 200 рентгеновских снимков». Андрей тяжело вздохнул.
Учебный год подходил к завершению. Андрей так и остался самым маленьким в классе. Он закончил год с трудом, еле- еле получив по всем предметам удовлетворительные оценки.
Вопросы:
Как может помочь математика в определении последствий поступков Андрея?
Определите, сколько сигарет в день выкуривал Андрей в конце учебного года? За весь учебный год? Чем ему это грозит?
Оцените его привычку с экономической точки зрения. Какую сумму он потратит за год? Как можно было распорядиться этой суммой?
Подумайте, что вы можете предложить Андрею для выхода из данной ситуации.