Использование кейс — технологии на уроках физики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся.












Тема: «Использование кейс - технологии на уроках физики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

















Выполнена: Соломоновой Раисой Николаевной,
учителем физики высшей квалификационной категории
МОУ « СОШ № 2 г. Зеленокумска»










Содержание


Введение. Стр. 3

Определение понятия «образовательные компетенции». Стр. 4

Образовательные методики, позволяющие реализовать Стр. 5-6
формирование ключевых компетенций.

Примеры реализации кейс-метода на уроках физики. Стр. 7-8

Заключение. Стр. 9

Список литературы. Стр. 10
















Введение

Актуальность темы данной выпускной работы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. 
Сегодня под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнакомой ситуации, смогут самостоятельно их приобретать, научатся работать с информацией, и анализировать дополнительные материалы. Именно поэтому в современной школе происходит изменение образовательной парадигмы: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание школьников, развивать их способности к самоактуализации. Одним из ответов системы образования на запрос времени стала идея компетентностного подхода образования.







Определение понятия «образовательные компетенции»

Компетенция  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать, т.е. применять свои знания, умения и навыки в ней. 
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, способность личности справляться с самыми различными задачами.  Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции подразделяются на несколько уровней:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.



Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются « все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Одной из самых распространенных технологий, поддерживающей компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование компетентностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Однако в последнее время постепенно начинают входить в школьную практику кейс – технологии, которые представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.
Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс  интегрирует рассмотренные ниже методы.
 При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.















Примеры реализации кейс - метода на уроках физики
При подготовке к уроку физики, с использованием данной технологии необходимы специально подготовленные обучающие материалы, описывающие конкретные жизненные ситуации. Это могут быть тексты, схемы, диаграммы, сравнительные таблицы, документы и т.д.
В настоящее время существует немало кейсов разработанных учителями – практиками по физике, которые можно классифицировать по объему, наличию сюжета, информативности, поставленным целям и задачам и т.д., но структура кейса практически одинакова.
Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя:
Краткое, запоминающееся название.
Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события, проблема, гипотеза).
Основная часть (информация для анализа ситуации).
Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).
Вопросы для обсуждения.
Инструкции по работе с кейсом.
Записка для преподавателя, где представлен авторский подход к анализу кейса, описаны методические особенности работы с предлагаемой ситуацией разрабатываются учителем, но не предлагаются школьникам.
Технология работы с кейсом на уроках физики включает в себя следующие этапы:
введение обучаемых в содержание кейса (5-7 мин.);
самостоятельная работа в малых группах с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия) 20-25 мин.;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) 10 мин.;
подведение итогов 5 мин.
В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности. Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на ее решение. Таким образом, каждый школьник на уроке, ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основанные на фактах реальной жизни кейс – технологии помогают формировать у школьников ценностно-смысловые компетенции, развивать способность ребенка видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений.
Учебно-познавательные компетенции формируются у школьников в ходе самостоятельной работы над содержанием кейса. Ученики добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации.
Кейс – технология предполагает работу в группах, а это формирует у школьников коммуникативные компетенции. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, коллективе. Учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение, взаимодействуют с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема неупорядоченной информации предлагаемого ученикам кейса.
На уроках физики, при использовании кейс - технологии, формируются и социально-трудовые компетенции. Учащиеся учатся анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с ролью гражданина, наблюдателя, представителя, избирателя, потребителя, производителя, члена семьи и т.д. Большое значение имеет для школьников приобретение навыков владения этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.











Заключение
Результат использования кейс – технологии очевиден. Школьники овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, что позволяет решать определенные задачи и формирует ключевые компетенции.
Однако необходимо помнить, что применение кейс - технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса возможно только в сочетании с другими методами и технологиями.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа. Первый представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Он осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, что формирует профессиональную компетенцию педагога.
Второй этап включает в себя деятельность учителя на уроке, где он выступает с вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад каждого в анализ ситуации. Этот этап требует от учителя использования личностных компетенций.
Таким образом, кейс - технологии – один из ведущих методов активного обучения на основе деятельностного подхода. В процессе реализации кейс - технологий у учащихся формируются основные умения: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.
Помимо этого при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. У обучаемых формируются коммуникативные навыки, они развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.

Список литературы
Двуличанская Н. Н. «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций»// Наука и образование Эл № ФС 77 - 48211. Государственная регистрация №0421200025. ISSN 1994-0408.
Болотов В. А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе»// Педагогика. 2003. № 10. 
Зимняя И.А. «Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)»//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26. 
 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. « Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий» Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с. 
« Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»// Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. 
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»// М.: Народное образование, 1998. 
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64. 
Маргвелашвили Е. О месте "кейса" в российской бизнес-школе // "Обучение за рубежом" №10, 2000 /
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














13PAGE 15


13PAGE 14315




15