Статья на тему: Роль предмета «Самопознание» в формировании духовно-нравственной культуры личности
Роль предмета «Самопознание» в формировании
духовно-нравственной культуры личности
В современном обществе особую роль приобретают проблемы формирования нравственного и духовного развития подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, конкурентоспособного гражданина Казахстана [1]. В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране: «патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» [2].
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека в обществе всегда актуальны. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Нравственность - внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности, именно поэтому целью педагога является ознакомление ребенка с принципами морали и этики посредством формирования нравственных представлений. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, реализация которого предполагает его бережное отношение к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Национальная система образования ориентирована на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, формирование у подрастающего поколения гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Современный образовательный процесс динамичен и изменчив. В Казахстане внедрен новый предмет «Самопознание» как интегративный инновационный курс. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпысовна Назарбаева. Ее общественно-педагогическая инициатива по нравственно-духовному образованию детей и учащихся, молодежи четко обозначила контуры новой модели образования, способной гармонизировать взаимоотношения человека, природы и общества и получила широкую поддержку педагогов, общественности.
«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе предмета - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности. С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». [3]. Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек» по праву считается колыбелью образования нового типа, идея которого воплотилась в программе «Самопознание». «Бөбек» ведет свою деятельность в лучших традициях международных детских центров. Талантливые ученые, методисты и педагоги создали и продолжают совершенствовать уникальную педагогическую систему гармоничного развития человека.
Ведущей тенденцией развития мировой образовательной практики является ориентация на обеспечение компетентного подхода в образовании, то есть на формирование способности и готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения реальных жизненных задач и служения обществу. При этом принципиально важно воспитание гармоничного человека, готового к успешной деятельности, способного нести ответственность за свои мысли, слова и действия. Для новой образовательной стратегии характерно усиление гуманистической направленности образовательного процесса.
Основная идея разработки предмета «Самопознание» заключается в приобщении детей, подростков, юношества к нравственно – духовным ценностям в процессе обучения и воспитания. «Самопознание» как предмет нацелен на развитие нравственно – духовной культуры личности ребенка и подростка, осознание смысла своей жизни, освоение высшего предназначения человека через познание своего «Я» - самопознание [4].
С целью информационного сопровождения внедрения предмета «Самопознание» в учебный процесс разработан медиа-план, в соответствии с которым на каждом областном телевидении созданы телепередачи по нравственно-духовному образованию, издается республиканский научно-методический журнал «Самопознание.KZ». Предмет «Самопознание» направлен на развитие культурных, общечеловеческих ценностей, развитие творческих способностей человека, осмысления своей неповторимой индивидуальности, раскрытие каждым учеником своих природных способностей.Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом. Базовое содержание предмета включает четыре основных раздела: познание человеком самого себя; человек и общество; человек и окружающий мир; духовный опыт человечества. Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредствам создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.
Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками «народной мудрости». Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки, совершенствуют свои положительные качества, преодолевая отрицательные. На уроках ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу. С учетом специфики предмета используются разные виды нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Особая роль в этом процессе отводится учителю, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей. Учитель самопознания использует на уроках разнообразные традиционные и нетрадиционные интерактивные формы и методы обучения, что помогает раскрыть творческий потенциал личности, ее способности и возможности. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка учебных достижений учащихся [5]. Предмет «Самопознание» является необходимым условием саморазвития и самоактуализации личности, оказывает поддержку и содействие учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра.
Образование – одна из величайших ценностей современного мира, потому что создает условия для духовно-нравственного становления личности. Общество выиграет, если получит не просто формально образованных специалистов, а приобретет настоящих, надежных профессионалов, творческих, созидающих людей, а в решении этих задач важную роль играет именно предмет «Самопознание».
Литература:
1. Особенности организации учебного процесса по предмету «Самопознание». //http://www.bala-zan.kz.
2. http://www.georgiatimes.info/news/71165.html.
3. Раченко О.И. Интегративные принципы предмета «самопознание» как основа нравственно-духовного образования младших школьников
// HYPERLINK "http://www.portalus.ru/" http://www.portalus.ru.
4. Уроки добра и гуманизма. 12.02.2011. //http://www.kazpravda.kz.
5. Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек». // http://bobek.kz/about.