Методическая разработка для классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся Роль и значение Великой Победы в формировании духовно-нравственной личности


«Роль и значение Великой Победы в формировании духовно-нравственной личности. Семейное воспитание и внеурочная деятельность»

Я классный руководитель, и одно из моих направлений воспитания – это патриотическое воспитание учащихся. Великая Отечественная война – это одно из самых ярких проявлений чувства патриотизма. Считаю своим долгом оставить в памяти моих учеников события тех лет! Направлению Великой Отечественной войны уделяю огромное значение и внимание. Внеурочную, внеклассную, научно - практическую и исследовательскую деятельность я строю на изучении истории Великой Отечественной войны, её исторического значения. Мой класс шефствует над ветеранами Великой Отечественной войны. Мы собрали материал об учителях-фронтовиках. Принимаем участие в общероссийских проектах.
Работа посвящена роли и значению Великой Победы в формировании духовно-нравственной личности, памяти земляков-щёлковцев.
Ключевые слова: Великая Победа, чувство патриотизма, духовно-нравственная личность, героический пример, семейный архив, письма с фронта, общенациональный праздник.
Приближается великий праздник! Всё прогрессивное человечество будет отмечать 71-летие Великой Победы.
Наша цель сохранить в памяти эти героические страницы нашей истории и изучить военные события тех страшных лет. Наш класс шефствует над ветеранами Великой Отечественной войны, и у нас есть возможность не только проявить внимание и заботу к нашим друзьям-ветеранам, но и узнать много интересного от самих участников тех суровых испытаний и свидетелей фашистского ига. Ровесники моих воспитанников знают о войне из книг и фильмов, а мой класс имеет возможность слушать воспоминания участников войны, и вместе с ними мысленно пройти через суровые военные годы. В память о наших встречах мы ведем " Классные вести". Мы подготовили и систематизировали большой материал о наших ветеранах. У нас имеются публикации в СМИ. Подготовлены фотодокументы, письма с фронта, оформлены презентации, подготовлены фотоотчеты и фоторепортажи. Восстанавливая ход событий Великой Отечественной войны и составили свою карту военных событий, основанную на использовании семейных архивов наших ветеранов-фронтовиков.Мои ученики собрали и проработали интересный материал и подготовили проекты о своих родственниках в годы Великой Отечественной войны. В своей работе используем разнообразные методы и формы: исследование и изучение документов и архивных материалов, знакомство с фронтовыми письмами, воспоминания фронтовиков. Мы проводим анкетирования и анализируем результаты. Встречаемся с разнообразными специалистами и работниками библиотек и музеев.
Мы участники Всероссийской акции школьников издательства «Просвещение» «Карта памяти» и акции памяти "Бессмертный батальон".
Я выбрала тему «Роль и значение Великой Победы в формировании духовно-нравственной личности. Семейное воспитание и внеурочная деятельность», т.к. являюсь классным руководителем и учителем. Моя задача – воспитание духовно развитой личности, любящей свою Родину, уважающей ее традиции, историю и готовую быть ей полезной.
Данная тема важна и актуальна.
Одно из приоритетных направлений воспитания – это патриотическое воспитание учащихся. Великая Отечественная война – это самое яркое проявление чувства патриотизма. Я преклоняюсь передо всеми ветеранами войны. Мои родственники тоже прошли суровые испытания и ужасы военного времени.
Великая Отечественная война - одна из самых ярких страниц в истории нашей страны. Наша цель сохранить в памяти эти героические страницы и изучить исторические события. Считаю своим долгом оставить в памяти моих учеников события тех лет! Направлению Великой Отечественной войны уделяю огромное значение и внимание.
Внеурочную, внеклассную, научно - практическую и исследовательскую деятельность я строю на изучении истории Великой Отечественной войны, её исторического значения. Победа в Великой Отечественной войне и её историческое наследие играют ключевую роль в формировании патриотического отношения к Родине, духовности и гражданской зрелости. Формирование духовности и духовной личности осуществляется на примере патриотизма советских людей во время Великой Отечественной войны. Проводя беседы и анкетирование, понимаешь, что порой школьники не могут назвать имена Героев Советского Союза, расшифровать аббревиатуру СССР, вспомнить, когда началась Великая Отечественная война, не знают её ключевые этапы. Учащихся не знают города-герои, не читают о героических событиях военных лет. Кто такие пионеры-герои или комсомольцы-молодогвардейцы не могут ни назвать, ни ответить!
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно важна в современном обществе. Она способствует объединению, сплочению нашего народа. Вся страна в ожидании 71-летия Великой Победы! Каждый гражданин внес свой вклад в общее дело в Победу.
Но в то же время Великая Отечественная война для сегодняшних учащихся - - далекая история. Если мы, внуки и правнуки фронтовиков, не передадим нашим детям то, что хранится в нашей памяти, что пережили наши дедушки и бабушки в то суровое грозное время, связь времен, семейная нить прервется. Нарушится связь поколений.
Начиная с 5-ого класса, уделяю большое внимание нашей истории и прошлому. Верно сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее». Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайшего примера и доброты.
Независимо от национальности, люди вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время, восстанавливая страну. На примере сплочения национальностей и наций во время Великой Отечественной войны, когда все народы объединились в ЕДИНУЮ БОЛЬШУЮ СЕМЬЮ, проводится поликультурное воспитание учащихся.
Военную историю своих семей ветераны рассказывают детям и внукам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне. Так осуществляется семейное воспитание. Каждая семья причастна к Великой Отечественной войне! Невозможно её изучение без участия родителей. Я организовала ряд акций и мини-проектов с активным участием родителей. Вся родительская общественность с трепетом и желанием осуществляла и выполняла всю работу. Так, осуществилась связь поколений. Семейное воспитание играет огромную роль в формировании гражданской позиции, и мои ученики получили запоминающийся урок. «День Победы со слезами на глазах!» Цель работы выла выполнена. Но такая работа и воспитательный процесс должны проходить постоянно, т.к. временных рамок быть не должно!
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.»
Я люблю свою Родину и горжусь ей, это чувство стараюсь передать своим ученикам.