парламентский урок Где рождаются законы?
Парламентский урок для учащихся 1-4 классовТема: «Где рождаются законы»
Цели и задачи урока:
Формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином; о главе государства, парламенте и его работе.
Закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций.
Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.
Развивать творческий потенциал школьников.
Оборудование:
Электронные презентации.
Виртуальная экскурсия по Государственному Совету Республики Татарстан.
Диск «Где рождаются законы»
План урока.
1. Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х. (Диск)
2. Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ. (диск)
3. Знакомство с символикой нашей Родины. (презентация №1)
4. Знакомство с « Конвенцией о правах ребенка» (презентация №2)
5. Сказочная викторина по правам детей.(презентация №2).
6. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан (диск)
Ход урока.
Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х.
Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ.
- Сейчас вместе с мальчиком мы совершим виртуальную экскурсию по Государственному Совету Республики Татарстан. Мы узнаем, где рождаются законы и как они внедряются в нашу жизнь.
- Итак, слушаем внимательно!
- Где рождаются законы?
- Кто их принимает?
III. Знакомство с символикой нашей Родины.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Татарстан)
- Как называется наш район? (Новошешминский район)
У каждой страны есть свои символы, которые отличают её от другой страны. Такие символы есть и у нашей страны, республики и района. К символам относятся Флаг, Герб и Гимн.
(Презентация №1)
Начнем знакомство с символов Российской Федерации.
(слайды № 2,3,4,5)
2 слайд: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос:
верхней – белого,
средней – синего ,
нижней – красного цветов.
3 слайд: Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственно флага Российской Федерации.
синий цвет верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет мужество, смелость,
любовь;
белый цвет благородство и откровенность;
4 слайд: Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.
5 слайд: Гимн – это главная песня страны. Гимн России написал известный детский поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают стоя и не разговаривают во время его прослушивания.
6 слайд: Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:
зеленый - зелень весны, возрождение;
белый - цвет чистоты;
красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
7 слайд: Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.
Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.
Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.
Символические значения цветов:
золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
8 слайд:
Обоснование символики герба Новошешминского муниципального района. Первое поселение в Новошешминске появилось в 1610 году. Здесь же для защиты Закамья от кочевых народов в 1652 году была построена военная крепость, вокруг которой со временем появлялись слободы (Петропавловская, Екатерининская, Черёмуховая и др.). Население этих слобод составляли служилые люди, не только обрабатывающие землю, но и стоявшие на охране государственной границы. В последствии они составили особое сословие "пахотных солдат". Этот период в истории Новошешминского района отражен в гербе крепостной стеной и мечом. Дополняет воинскую символику района изображение щуки - символа осторожности, бдительности и охраны. Также щука напоминает о богатстве реки Шешмы и озер (голубое поле) располагающихся на территории района, позволивших жителям активно заниматься рыбным промыслом.
Символические значения цветов:
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Красный цвет - символ мужества, силы, труда, красоты. Синий, голубой цвет - символ чести, благородства, духовности
- Какие символы вы запомнили?
- Для чего любой стране нужны символы?
- Какие основные цвета используются в символах России, Республики Татарстан и Новошешминского района? Что они обозначают?
IV. Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»
(Презентация №2)
- Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?
Конечно, ваши родители, семья важная часть общества. (слайд №2)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.(слайд №3)
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему, где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.( слайд №4)
Давайте выясним, что обозначают слова Конвенция, Декларация, права ребенка.
Посмотрим, что об этом говорят словари.
Конвенция – договор, соглашение между государствами по какому-нибудь специальному, техническому вопросу.
Декларация определяет базовые права человека.
Права человека – это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.
- Для чего нужно знать права человека?
Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права и правда будут соблюдаться всеми людьми во всем мире!
Давайте познакомимся с некоторыми основными правами ребёнка.
Статья 6. Конвенция признает «неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь».( слайд №5)
Статья7 «Ребенок с момента рождения имеет право на имя, право знать своих родителей и право на их заботу». (слайд №6)
Статьи 13, 14 «Признают права ребенка на свободу». (слайд №7)
Статья 16 «Право на неприкосновенность жилища». (слайд №8)
В статье 28 признаются «права ребенка на образование». (слайд №9)
Статья 13 « Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение ».
Статья 14 «Право на свободу мысли». ( слайд №10)
Из статьи 32,36 Конвенции.
«Ребенок имеет право на защиту от экономической и любой другой эксплуатации, уважение его человеческого достоинства» (слайд №11)
Статья 31
«За ребенком также признается право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». (слайд №12)
В конвенции признается «право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка)».( слайд №13)
Статья 24 «Признает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья». (слайд №14)
Статья 16 «Право на личную жизнь и тайну переписки» (слайд №15)
Обобщение о правах человека (слайд №16)
V. Викторина «Занимательное правоведение».
Можно разделить детей на команды.
(Презентация №2)
- Кто любит читать и слушать сказки? Конечно, все: и взрослые, и дети.
- А сейчас позовем на помощь сказки. С их помощью ответим на такие вопросы.
- Кого чаще всего обижают в сказках?
- Кто защитник?
- Какие права героев нарушаются?
Итак, викторина! Думайте и отвечайте!
1.- О каких правах идёт речь в «Сказке о попе и работнике его Балде»( слайд №17)
«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно» (право на труд)
2. «Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица» (слайд №18)
- Какими правами воспользовались герои этого отрывка? ( право на охрану здоровья, оказание медицинской помощи)
3. Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк воспользовались правами (слайд №19)
( На свободное перемещение по стране и правом на отдых)
4. Гарри Поттер потерял родителей в раннем детстве. Но зато со школой ему повезло. Каким правом воспользовался герой? (слайд №20) (право на выбор образовательного учреждения и получения образования)
5. Злая мачеха лишила царевну права на (слайд №21)
(На жизнь)
6. Лиса Алиса и кот Базилио пытаются украсть золотые, полученные Буратино от синьора Карабаса, тем самым посягая на его права (слайд № 22)
( владениия личным имуществом)
7. Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:
«В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел де царь Салтан.» (слайд № 23)
- А на самом деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?
Какое право было нарушено? ( право на свободу)
8. В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.( слайд № 24)
- Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился? ( право на личную тайну)
9. Кто в сказке Г.Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? (слайд №25)
-Каким правом он воспользовался? ( право свободно выражать свои мысли)
10. Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)
11.Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.) (Слайды №26,27,28)
- Какой вывод можно сделать?
- Изобретение самолета подсказал сказочный ковер – самолет. А сказки подсказали необходимость принятия Конвенции о Правах Ребенка.
Но у ребенка как и у взрослого человека есть не только права, но и обязанности.
Давайте познакомимся с ними. (Слайд № 29.)
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;
Получить образование, соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения;
С 14 лет выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
С 17 лет встать на воинский учёт.
За невыполнение каких либо обязательств или нарушение прав другого человека дети тоже несут ответственность. (Слайд №30)
За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы, пьянство; с 11 лет может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков в случае систематического нарушения правил общественного поведения или совершения общественно опасных действий; может быть исключён из школы за грубые неоднократные нарушения устава школы; с 14 лет на подростке лежит ответственность за нарушение трудовой дисциплины, уголовная ответственность за отдельные виды преступлений; возмещение причинённого вреда; с 16 лет за совершение всех видов преступлений.
Игра «Вопрос-ответ» (Слайд №31)
Нецензурная брань ученика в школе – это издержки воспитания или противоправное действие?
Противоправное действие, мелкое хулиганство.
Может ли быть привлечён к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
УК, статья 20.
Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?
УК, статья 20.
До какого возраста человек считается ребёнком?
До 18 лет.
- Ну а сейчас подведем итоги нашей работы.
С каким важным документом вы познакомились?
Конвенция о правах ребёнка
Какой организацией он был принят?
ООН
Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?
20 ноября
Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
Государство, родители, сами дети
Каким вы правом пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Правом на образование.
VI. Прослушивание Гимна Российской Федерации и Гимна Республики Татарстан.
Стоя слушаем Гимны.