Единый урок на тему «Крым и Россия – вместе!»


Единый урок на тему «Крым и Россия – вместе!»
Цель урока: помочь учащимся лучше узнать новые субъекты РФ и дать оценку произошедшим событиям, воспитывать толерантность.
План урока: 1. Экономико-географическое положение (ЭГП) полуострова Крым.2. История полуострова Крым.3. Полуостров Крым сегодня.
4. Население полуострова Крым.Важнейшие даты: 1783 – присоединение Крыма к Российской империи; 1954г. – Крымская область передана Украинской ССР; 18 марта 2014г. – договор о принятии в состав РФ Республики Крым.
Ход урока
Организационный этап
Содержание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулировка и актуализация темы Слайд №1 Приветствует учащихся, гостей урока, проверяет их готовность к занятию Настраиваются на работу по заданной теме
Слайд №2. Крым, знаменитая Таврида - бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. Место встречи таких мировых культур, как эллинская, иранская, иудаистская, мусульманская
Слайд №3. Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасным творением природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем.
А сколько волшебства в таких названиях, как Форос, Коктебель,
 Слайд № 4. Чуфут-Кале, Массандра
 Слайд № 5. Ай - Петри, Ливадия...
 
Учащийся №1 (Юлиана)
Слайд №6. Именно о Крыме написал великий русский поэт А.С. Пушкин следующие строки:
 
Всё живо там, всё там очей отрада,
Сады татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада……
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний.
Содержание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вхождение Крыма и Севастополя в состав России. Оценка данного события Рассказывает о сложных и трагических событиях, предшествовавших воссоединению Крыма с Россией Учащиеся работают протяжении всего урока Они эмоционально и выразительно зачитывают самые разные отклики на присоединение Крыма к России. Цитируются высказывания жителей Крыма различных национальностей и социальных слоев, граждан России, выступления российских, украинских, европейских и американских политиков и т.д. Таким образом, складывается богатая палитра самых различных чувств, эмоций, мнений, оценок.
Вступительное слово учителя:
Ровно год назад 16 марта 2014 года произошло очень значимое историческое событие, которое войдёт в учебники истории.
Кто из вас знает, о каком событии идёт речь?
(ответ: вхождение Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию)
А кто из вас знает, что такое референдум?
Слайд №____. (ответ: всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса) форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей.
Слайд №_____. 18 марта 2014 года, после проведения референдума, был подписан международный  договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний урок будет посвящён Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру.
Почему у населения Крыма было желание добровольно воссоединиться с Россией?
Ответы учащихся:
Цитируются высказывания жителей Крыма различных национальностей и социальных слоев, граждан России, выступления российских, украинских, европейских и американских политиков и т.д.
Видео «Что говорят жители Крыма»
Этап освоения новых знаний
Содержание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Географическое положение, природа, народы Крыма.
Древняя и средневековая история Крыма. Распространение православия.
Присоединение Крыма к России.
Крымская война.
Крым в литературе и искусстве.
Сложности и противоречия двадцатого века, отраженные в истории Крыма.
День сегодняшний. Организует дискуссию об истории России и Крыма. Учащиеся делают доклады и сообщения по вопросам, читают стихи Пушкина, Державина, Тютчева, Волошина, делают выводы, высказывают свое мнение.
Учащийся №2.
Географическое положение, природа, народы Крыма.
На крайнем юге Украины в Черное море глубоко вдается полуостров Крым, напоминающий неправильный четырехугольник. 
Он невелик. Его площадь всего около 26 тыс. кв. км — в 14 раз меньше Камчатки. На севере узким (до 8 км) Перекопским перешейком он соединен с материком, на юге и западе его омывают воды Черного моря, на северо-востоке и востоке — Азовского моря и Керченского пролива.
Крым по праву называют природной жемчужиной. Здесь, на стыке умеренных и субтропических широт, сформировались разнообразные ландшафты, включающие горы и равнины, древние вулканы и современные грязевые сопки, моря и озера, леса и степи.
Большая часть Крыма расположена в умеренном климатическом поясе, а южная часть – в субтропическом климатическом поясе.
Средние температуры:
январь - от −3 °C на севере… до +4 °C на юге
июль +23 °C …+25 °C.
Количество осадков:
на севере - от 300—400 мм в год
в горах до 1000—2000 мм в год
В Крыму насчитывают 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км. Из них около 150 рек — это реки-карлики до 10 км длины. Только река Салгир имеет длину более 200 км. Речная сеть развита на полуострове крайне неравномерно.  Есть также более 300 озёр и лиманов. Почти все озёрасолёные и расположены вдоль побережья, в низменной степной части и нескольких опреснённых озёр.
Горная система образована тремя горными грядами. Длина Крымских гор около 160 км, ширина около 50 км. Наивысшая точка протянувшейся вдоль южного берега Черного моря — гора Роман-Кош высотой 1545 м.
Растительный мир Крымского полуострова чрезвычайно разнообразен: по одним данным он насчитывает 2400 дикорастущих видов высших растений, по другим - 2775. Можно встретить такие растения как: Грецкий орех, боярышник поярковой, бук и другие.
В Крыму проживает свыше 80 национальностей, самые многочисленные из них – русские (65-70 %), крымские татары (18 %), украинцы (10-15 %). (по данным переписи населения 2014 года) .Численность населения Крыма и города Севастополя составляет 2 млн 734 тыс человек.
Учащийся №3
История Крыма уникальна. Тысячелетиями по его земле прокатывались волны народов и завоеваний.
Слайд№8.Древнейшими обитателями Крыма, известным нам по ассирийским источникам были киммерийцы(XII в до н. э). В середине VII в до н. э., часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма.
Слайд № 9. Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а так же на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма - Таврия, Таври-ка, Таврида.
Слайд №10. В IVв до н. э, на побережье Крыма основали свои торговые колонии выходцы из Эллады. В первой половине V в до н. э на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них демократическая рабовладельческая республика Херсонес. Другое - Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей (« путь рабы»)
Слайд № 11. CVI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от степняков- кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым, становится форпостом распространения православия в регионе.
Слайд № 12.Отсюда из Крымской, пошло распространения православия на Русь.988 г князь Киевской Руси, Владимир заключает союз с Византией и принимает из христианство из рук  Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части, территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества.
Учащийся № 3
Слайд №13. Крым и Золотая Орда
Начиная с XIIIвека и до серединеXV, полуостров фактически находится под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым. Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Ханы основывают город Бахчисарай, как столицу Крымского улуса. Уже с конца XIVв. крымские правителипроводят достаточно самостоятельную политику, бросая вызов даже золоордынским ханам. Одним из наиболее известных крымских правителей  того времени был Мамай, разбитый русскими на Куликовом поле в 1380 г.
Слайд № 14. Захват турками Тавриды.
В 1475 г на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Они захватили и разорили княжествоФеодора. Крымское ханство стало вассалом Турции. Однако огромная потребность Османской империи в рабах, а также постоянно ведущиеся войны, в которых большая роль отводилась лёгкой крымско-татарской коннице, привели к тому, что наиболее выгодным ремеслом в Крымском ханстве становится война и работорговля. Отныне Крым - постоянный источник угроз для Московского, позже Российского государства.
 
Слайд №15.
Присоединение Крыма к России.
Противостояние России с Крымским ханством и завоевание Крыма Екатериной II.   По итогам русско–турецкой войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук - Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получал о независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. Османской империей.7 апреля 1783 года Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.
Слайд № 16.
Как опорная база российского флота был основан Севастополь. России отошли обширнейшие территории Северного Причерноморья .Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А Потёмкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством черноморского флота.
У небольшого городка Ак - мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области.
Слайд №17.
Учащийся: Знаменитый русский поэт и государственный деятель Гавриил Державин писал в 1784 г. по поводу присоединения Крыма к России:
Россия наложила руку
НаТавр, Кавказ и Херсонес,
И, распустя в Босфоре флаги,
Стамбулу флотами гремит:
« Не подвиги Готфридов храбрых,
И не крестовски древни рати-
Се мой теперь парит Орёл!
Магмет, от ужаса бледнея,
Заносит из Европы ногу,
И возрастает Константин.
 
Учащийся № 4.
Слайд № 18.Крымская война (1853-1854)
В июне 1853 года Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала дунайские княжества. В ответ Турция 4 октября 1853 объявила войну. Война оказалась для России тяжёлым испытанием, так как в войну против России вступили Англия, Франция, которым удалось высадиться в Крыму.
 
 
Слайд № 19.
Оборона Севастополя.
17 октября началась осада Севастополя. Руководили защитой города В.А Корнилов, Т.С Нахимов и В.А Истомин. Гарнизон города насчитывал 30 тысяч человек, город был подвергнут пяти массовым бомбандировкам.27 август 1855 года французские войска захватили южную часть города и господствующую высоту – Малахов Курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада длилась 349 дней, после чего Севастополь всё же взят союзными войсками.
Учащийся: Из приказа В.А. Корнилова  по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854 г. «Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим  неприятелем   отошли  к Севастополю, чтоб грудью защищать его… Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости…»  
  Учащийся: Из приказа П.С. Нахимова  о затоплении кораблей. 14 сентября 1854 г. «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону…»  
Учащийся: Отрывок из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя.  «Дух в войсках выше всякого описания.  Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что, не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание…»
Преподаватель: Чем вы можете объяснить тот дух солдат, который проявился во время обороны Севастополя? Ответ (их сила, гордость, умение противостоять врагу и ничего при этом не бояться)
Учащийся № 5.
Слайд № 20.
Факты:1) В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году впервые в истории России было принято решение учредить медаль «За защиту Севастополя».
Слайд № 21.
2) 5 октября 1904 г. впервые в истории России была учреждена медаль «В память 50-летия обороны Севастополя», которой награждали всех оставшихся в живых участников событий, а также членов комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, историки, писатели.
Слайд № 22.
3) Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены севастопольские стипендии, в 1905 г. в Севастополе открыта панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя 1854- 1855 гг.»
Слайд № 23. Крымская война закончилась для России поражением.
Война закончилась подписанием 18 марта 1856 г в Париже мирного договора, по которому Чёрное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Аналогичные требования были предъявлены Турции.
Учащийся № 6.
Слайд № 24. Власть большевиков и Гражданская война
После революции советская власть победила в Крыму позже, чем в центре России. Опорой для большевиков был Севастополь. Однако уже в конце апреля 1918г. германские войска захватили полуостров, а в ноябре 1918 г. их сменили англичане с французами. Летом 1919 г деникинская армия заняла весь Крым. Однако осенью 1920 г. Красная Армия во главе с М.В Фрунзе восстановила советскую власть. После Гражданской войны, осенью 1921 г была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
Слайд № 25.
Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны.
23 июня 1941город подвергся первой бомбардировке немецкой авиации, целью которых было минировать с воздуха бухты, блокировать флот. План был сорван зенитной и корабельной артиллерией Черноморского флота. После вторжения немецкой армии в Крым началась вторая героическая оборона города  (30 октября 1941-4 июля 1942), продолжавшаяся 250 дней.
Город был сдан, лишь, когда возможности обороны были исчерпаны. Это случилось 9 июля 1942г.
Слайд № 26.
Весной 1944 года советские войска очистили Крым от оккупантов. В том же году с полуострова были выселены крымские татары, болгары, греки, которых обвинили в сотрудничестве с оккупантами.
Учащийся: поэт Василий Лебедев- Кумач писал об обороне Севастополя:
Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек.
 
Те камни, где ступал Нахимов,
Нам стали дороги вдвойне,
Когда мы, нашей кровью вымыв,
Вернули их родной стране.
 
Израненный, но величавый,
Войдёшь ты в летопись веков-
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков
 
И наши дети внукам нашим
Расскажут в бухте голубой,
Как гордо ты стоял на страже,
Прикрывши Родину собой!
 
Учащийся № 7.
Слайд № 27.  Крым после Великой Отечественной войны.
Народное хозяйство Крыма после войны оказалось в крайне плачевном состоянии. Этот факт, а также празднование 300-летие воссоединение Украины и России, легли в основу того, что в 1954г. Крымская область и Севастополь оказались переданы из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Что было сделано с нарушением действующего законодательства РСФСР. Как писал А.И Солженицын по поводу этого акта: « Целая область была вне всяких законов» подарена» капризом подгулявшего султана!»
Слайд № 28.
 С периода 1954-1991 год, когда Крымская область, входила, в  Состав УССР не было движения сопротивления со стороны крымчан. Это объясняется общностью законов УССР И РСФСР в рамках единого государства, а также официальное двуязычие области с фактическим преобладанием русского языка.
Слайд № 29.
Однако 20 января 1991 года, в Крыму состоялся референдум
По вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли 1,4 млн. граждан. За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.Тем не менее, в нарушение итогов конференции в Крыму, Верховный Совет Украины принял 12 февраля 1991 года закон « О восстановление Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» в составе УССР, а через 4 месяца внёс соответствующие изменения в Конституцию Украинской ССР 1978 года. Таким образом после распада СССР  в 1991 году Крым и Севастополь оказались в другом государстве. Тем не менее, в результате переговоров между российской и украинской сторонами, а также давления западных стран, руководство России во главе с Б.Н Ельциным отказалось от поддержки Крыма .В 1991 году Кравчук, Шушкевич И Ельцин  в Беловежской пуще подписали договор .Б.Н Ельцин согласился на отделение Украины вместе с Крымом.
Слайд № 30.
Тем, не менее, на полуострове  были очень сильны пророссийские настроения. Весной 1995 года новый украинский президент Леонид Кучма склонил Верховный Совет Украины к ликвидации предусмотренного законом поста президента Крыма  и отмены крымской Конституции.21 октября 1998 года крымский парламент принял новую конституцию Крыма, которая говорила о принадлежности полуострова к Украине и о подчинение её правовым актам. Очевидно, что здесь не были учтены результаты референдума 1991 года
Слайд № 31.
С этого времени в Крыму усиленными темпами шла искусственная украинизация, ущемляющая права, как русского большинства, так и других народов полуострова
Учащийся № 8.
Слайд № 32.
В ноябре 2013 г. - феврале 2014 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая ее обеспечить защиту его жизни и безопасности.  На фоне  разрастающейся  дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной  обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства.
Слайд №33.
11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым  и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым   и города Севастополя.16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За  воссоединение с Россией  на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей. 17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.
 
Слайд № 34.
18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля, был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.21 марта 2014 года, был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». 
Слайд № 35.
Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной-Россией!
Учитель:
Слайд № 36.
 Историческое значение присоединение Крыма к России.
-Восстановление исторической справедливости по отношению к Крыму.
-Реализация волеизъявления крымского народа.
-Реабилитация крымских татар.
-Укрепление позиций России на Чёрном море. Возвращение российских военно-морских баз.
-Обеспечение безопасности южных границ страны. Срыв планов НАТО о продвижении на Восток.
- Яркое доказательство США, ЕС и всему мировому сообществу возрождённой политической мощи России, необходимостью считаться с её мнением.
 
Викторина
1. Как называли древнейших обитателей Крымского полуострова?                  (киммерийцы, тавры, греки)
 
2. Почему полуостров получил название Таврия?
( проживали племена тавров).
 
3. Как назывались две колонии, которые образовали греки на берегах Чёрного моря? ( Херсонес и Пантикапей)
 
4. Какой русский князь принял крещение в крымском Херсонесе?
( Владимир Красное Солнышко).
 
5. Город, который был основан золотоордынскими ханами? ( Бахчисарай)
 
6. В каком году турки захватили Крымский полуостров? (1475)
 
7. При какой императрице Крым был присоединён к России?
( Екатерина II)
 
8. Какой князь был назначен наместником Новороссии?
( Г.А Потёмкин)
 
9. Города, основанные в 18 веке, как опорная база российского флота?
( Севастополь, Симферополь)
10. Страны, вступившие в войну против России в Крымской войне? (Англия, Франция)
11. Руководители и защитники города Севастополя в Крымской войне? ( В.А Корнилов, В.А Истомин, Т.С Нахимов)
12. Чем закончилась для России Крымская война? (поражением и подписанием Парижского мирного договора)
13. Когда советская власть победила в Крыму? (осенью 1920 года, в ходе Гражданской войны)
 14. В каком  году и сколько дней длилась оборона Севастополя во время Великой Отечественной войне? (23 июня 1941 года , 250 дней).
15. Почему крымские татары были выселены с Крыма в 1944 году? (их обвинили в сотрудничестве с оккупантами)
16. Кто решил в 1954 году передать Крым и Севастополь в состав Украинской ССР? ( Н.С. Хрущёв)
17. Что произошло с Крымом и Севастополем после распада СССР в 1991 году? (территории оказались в другом государстве, а результате переговоров в Беловежской пуще Б.Н Ельцин согласился вместе с Украиной отдать и Крым).
18. Почему украинский президент Леонид Кучма ликвидировал пост президента Крыма и отменил крымскую Конституцию в 1995 году? (на полуострове были очень сильны пророссийские настроения)
 19. По какой причине на Украине в ноябре 2013- феврале 2014 года разразился политический кризис? (Решение украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение и привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах.
 20. В каком дворце был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации? ( Георгиевский дворец).